Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:56, курсовая работа
Садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).
Садово-парковое искусство имеет давнюю историю. Его происхождение уходит в глубь веков и является признаком цивилизации, окультуривания природной среды. Садово-парковое искусство относится к синтетическим видам искусств и является одним из наиболее сложных и трудоёмких, ведь оперирует с неодушевленными вещами и живыми существами — растениями
Введение
1.Общая часть
1.1 Краткая историческая справка
1.2 Характеристика природных условий
1.3 Функциональное зонирование территории
1.4 Стилистическое направление
2.Специальная часть
2.1 Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования
2.1.1 Объёмно – пространственное решение ансамбля
2.1.2 Композиция отрытого пространства.
2.1. 3 Рельеф.
2.1.4 Вода.
2.1.5 Растительность
2.2 Средства ландшафтной композиции
2.3 Композиция паркового пейзажа
2.3.1 Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью
2.3.2 Композиция пейзажных картин.
2.3.3 Пейзажное разнообразие.
2.4 Методика реставрационных работ
2.4.1 Категории режима охраны территории
2.4.2 Основные методы реставрации и сохранения
3. Проектная часть
3.1 Предпроектная оценка объектов садово-паркового искусства
3.2 Проектное решение
4. Техника безопасности
Заключение
Библиографический список
Соотношение форм по фактуре.
Фактура – это характер поверхности предметов.
Соотношение форм по цвету.
Композиционное построение пейзажей невозможно без учета цвета. Парковая сфера насыщена цветом растительности, неба, поверхности земли, сооружений, покрытий.
Цвет.
Цвет является важнейшим компонентом пейзажа. Все цвета разделяются на ахроматические и хроматические. Цвета характеризуются следующими свойствами: цветовой тон, насыщенность (степень хроматичности) и светлота.
Освещенность.
Освещенность в садово-парковом искусстве тесно связано с климатом, ее необходимо учитывать при формировании экологически благоприятной среды для человека и растений. Визуально воспринимаются градации освещенности, называемые светотенью. Часть поверхности тела, на которую не попадают световые лучи основного источника света вследствие рельефа, поверхность этого тела называют теневой поверхностью или собственной тенью тела. На скрытой от источника света поверхности образуется неосвещенный участок, называемый падающей тенью.
Световые градации светотени зависят от трех причин:
- общей силы освещения;
- окраски предметов;
- густоты тени.
Различают следующие типы освещения:
1) фронтальное;
2) боковое;
3) контражурное.
Особое место занимает искусственная подсветка пейзажей и их элементов в вечернее время и ночью.
Перспектива.
Перспектива – это зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.
Различают перспективу:
1. Линейная перспектива, связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы.
2. Воздушная перспектива, связана
с изменением яркости и
Пространственное изменение цвета называется цветовой перспективой.
В садово-парковом искусстве глубина пейзажа является реальностью и требует соответствующего подхода. Первое зрительное восприятие в пространстве - это видимая величина предмета, по ней судят о том, как далеко они отстоят от точки наблюдения.
Краски пейзажа наиболее чисты и сочны только в непосредственной близости. При отдалении синева воздуха накладывает на них свой голубоватый отпечаток. Особенно интересны эффекты воздушной перспективы при боковом освещении пейзажа.
2.3 Композиция паркового пейзажа
На композиционную структуру существенное влияние оказывает топография местности и общая ландшафтная характеристика.
Планировочная композиция обычно состоит из простых композиционных схем: замкнутой, лучевой, осевой, кольцевой или звёздчатой. Осевую, лучевую или кольцевую схему композиции чаще всего создают парковые дороги. Лучами композиции могут служить просеки и дальние перспективы, которые группируются вокруг большой поляны.
При создании осевой композиции ось становится доминантой, а остальные элементы должны быть связаны с ней непосредственно или косвенно. Дороги, сооружения, поляны, примыкающие к оси или ведущие к ней, должны быть композиционно подчинены ей формой, характером построения пейзажа.
Ось является не только линией зрительного восприятия, но и линией движения, и функционально объединяющей связью парковых зон.
Осевые композиции могут быть симметричными и асимметричными.
Осевая симметрия – очень сильный и выразительный прием формирования парковых ансамблей.
Среди композиционных центров следует различать абсолютные доминанты – те, которые сами по себе являются выразителями идеи, и подчиненные, на отдельных участках в микрокомпозициях подготавливают восприятие абсолютных доминант.
Абсолютные доминанты занимают центральное положение в парке, охватываются главным маршрутом, имеют несколько основных точек восприятия. Подчиненные доминанты являются либо вариациями главной темы, либо развивают ее, они решаются менее монументально, иногда носят более интимный характер.
Назначение локальных композиционных акцентов – избежать монотонности там, где парковый пейзаж становится однообразным, создать систему зрительных ориентиров в тех участках парка, где воздействие ведущей доминанты ослабевает.
Идейно-художественная композиция раскрывается путем ритмичного размещения открытых и закрытых пространств, основных доминант и видовых точек на участках главного маршрута, а так же при помощи постепенного наращивания контраста в сочетании с интервалами.
Центральное место в композиции Петергофа занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.
К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.
Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Из девяти парков ансамбля четыре северной границей имеют Финский залив. В этих четырех парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.
2.3.1 Взаимосвязь садово-паркового
искусства с пейзажной
Взаимосвязь садово-паркового искусства и пейзажной живописи прослеживается на всем протяжении истории существования этих различных видов искусства.
Практика создания пейзажей и перенесение их в натуру с дальнейшим их формированием представляет собой определенный метод.
Под термином пейзаж следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия пейзажа, а крупный массив насаждений или сложная система водоемов – за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид – фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя – тремя группами деревьев, беседка в парке и т.п.). К виду может быть отнесена и виста – картина, открывающаяся через узкую просеку в густом лесу на более или менее удаленные объекты.
В зависимости от функциональных целей, климатических условий и художественного замысла применяют два основных приема взаимосвязи растений и их пространственного расположения: закрытые (или замкнутые) и открытые пейзажи. Они полярны по пространственному характеру, между ними имеется серия промежуточных, приближающихся к первому или второму типу. В закрытом пейзаже превалируют объемные элементы (древесная растительность) при незначительности плоскостных, горизонтальных, чем обуславливается ограниченность обозрения пространства.
Движение дает возможность рассматривать постепенно разворачивающиеся парковые пейзажи с различных точек обзора.
В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свою высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно – художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа.
2.3.2 Композиция пейзажных картин.
Различные приемы построения пейзажных картин разработаны теоретиками садово-паркового искусства прошлого (например, труды Э. Андре, А. Регеля).
Прием построения пространственных планов выбирают в зависимости от художественного замысла пейзажа. Общий принцип построения пейзажных картин сводится к дифференциации их на несколько пространственных планов. Практически для достижения соотношения планов разной глубины рекомендуется выявить границы первого, второго и заднего планов. При этом каждый из основных планов может представлять собой целую коллекцию нюансных планов, которые различаются при более пристальном рассмотрении.
Композиция пейзажных картин – свойство растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры, которая играет важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков.
Для изучения пейзажных картин необходимо определить из чего складывается пространственная структура, что представляют собой ландшафтные районы парка (если они имеются в исследуемом объекте). Вместе с термином пейзаж и пейзажная картина часто употребляется понятие вид и кадр.
Композиционным узлом картины может быть группа деревьев или одиноко стоящее дерево (солитер), газон, цветник, водоем, водопад, архитектурные сооружения и другое. Размеры пейзажных картин определяются следующим образом:
L - расстояние от наблюдателя до картины, в м;
α – горизонтальный угол восприятия пейзажа, колеблется от 16 до 60˚;
Н – высота картины, определяемая высотой элементов картины с учетом в ее композиции неба и плоскости земли или водного зеркала;
l – учитывая глубину восприятия пространства, проектировщик может определить расстояние либо до композиционного центра картины, либо до переднего плана, реже до ее фона (заднего);
В – определяется боковыми объектами, ограничивающими поле видения и являющимися рамой или кулисами картины, а также углом обзора.
Глубина картины определяется расстоянием от наблюдателя до дороги и объемными элементами. Характер определяется ее шириной, глубиной и высотой.
По соотношению пейзажных картин парковые объекты подразделяются на большие, средние и малые, по глубине перспектив – короткие (до 50 м), средние (до 100 м), далекие (более 100 м).
Если при дальних дистанциях осмотра основную роль играют высота и силуэт насаждений, то вблизи (ориентировочно на расстояниях, равных высоте дерева) особое значение приобретают декоративные детали: листва, цветки и плоды, текстура коры.
В процессе проектирования очень важен тщательный поиск видовых точек для восприятия того или иного паркового пейзажа. Эта задача решается следующим методом. Вначале выявляют места резкого изменения условий видимости, затем из каждой видовой точки намечают открывающиеся картины – первая серия картин, вторая и т.д. Для каждой картины следует установить границы первого, заднего и нейтрального среднего плана.
На территории парка может быть несколько точек с круговым обзором. Кроме того, может быть ряд точек с полукруговым обзором и множеством точек с различными углами обзора.
При организации пейзажа следует соблюдать правило экономии внимания наблюдателя, исключая из поля зрения все лишние элементы, которые могут нарушить или отвлечь внимание от главного. Для получения полного и свежего восприятия картины кроме правила не дробить впечатление отвлекающими моментами необходимо учитывать закон новизны, т.е. не вносить элементов, повторяющих впечатление, ибо оно никогда в полной мере не будет равно первоначальному. Новизна обостряет восприятие и возбуждает эмоции.
Фото 3 - Монплезирский сад.
Фото 4 - Верхний сад. Фонтан «Нептун»
Фото 5 - Фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва"
Фото 6 - Шахматный фонтан.
Фото 7. Большой дворец.
2.3.3 Пейзажное разнообразие.
Предложенная Г. Толочиновым и развитая М. Коржевым классификация пейзажа разделяет их на четыре типа по пространственному критерию: пейзажи закрытого, полузакрытого, полуоткрытого и открытого типов. Открытым является такой пейзаж, в котором зрителю открываются широкие перспективы до самого горизонта. В закрытом пейзаже линия горизонта ограничивается каким-либо близким или дальним объектом – лесом, горами, обрывом и т.п. Полузакрытые и полуоткрытые пейзажи являются переходными между двумя основными типами.
Соотношение между открытыми пространствами и сплошными массами зелени и способы их разделения обуславливают насаждения парков каждой из традиционных школ ландшафтной планировки.
Доминирование одного пространственного качества в каждом пейзаже необходимо для его художественной цельности.
2.4 Методика реставрационных
Информация о работе Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства Петергоф