Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:56, курсовая работа
Садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).
Садово-парковое искусство имеет давнюю историю. Его происхождение уходит в глубь веков и является признаком цивилизации, окультуривания природной среды. Садово-парковое искусство относится к синтетическим видам искусств и является одним из наиболее сложных и трудоёмких, ведь оперирует с неодушевленными вещами и живыми существами — растениями
Введение
1.Общая часть
1.1 Краткая историческая справка
1.2 Характеристика природных условий
1.3 Функциональное зонирование территории
1.4 Стилистическое направление
2.Специальная часть
2.1 Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования
2.1.1 Объёмно – пространственное решение ансамбля
2.1.2 Композиция отрытого пространства.
2.1. 3 Рельеф.
2.1.4 Вода.
2.1.5 Растительность
2.2 Средства ландшафтной композиции
2.3 Композиция паркового пейзажа
2.3.1 Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью
2.3.2 Композиция пейзажных картин.
2.3.3 Пейзажное разнообразие.
2.4 Методика реставрационных работ
2.4.1 Категории режима охраны территории
2.4.2 Основные методы реставрации и сохранения
3. Проектная часть
3.1 Предпроектная оценка объектов садово-паркового искусства
3.2 Проектное решение
4. Техника безопасности
Заключение
Библиографический список
Проект реставрации должен определить:
- тип (режим) охраны памятника: строгий охранный режим, строгий планировочный режим или свободный планировочный режим. Причем на территории ПСПИ в зависимости от конкретных условий могут быть выделены участки с различными режимами;
- степень реставрации;
- тип
функционального использования
в настоящее время и в
2.4.1 Категории режима охраны территории
Реставрация объектов садово-паркового искусства требует организации охраны воссозданных памятников.
Можно выделить три категории режима охраны территории.
Строгий охранный (заповедный) режим, при котором разрешается лишь ограниченное пользование в виде организованных экскурсий по определенным маршрутам и полностью запрещаются все виды современного строительства я благоустройства. Строгий охранный режим распространяется, как правило, на ограниченной территории композиционного центра памятника садово-паркового искусства, в котором уже осуществлена реставрация или возможно осуществление такой реставрации в дальнейшем, композиционно-структурные утраты незначительны или вполне восполнимы.
Вторая категория режима — строгий планировочный режим. Он распространяется на ту часть территории, где обеспечено сохранение основной пространственно-композиционной структуры и разрешается включение дополнительных элементов строительства и благоустройства (добавочные тропы, дорожки, небольшие детские площадки и площадки отдыха, павильоны и др.), не искажающие сложившуюся структуру. Режим использования свободный, по дорожкам и тропинкам, но без устройства пляжей, стоянок.
Третья категория режима — территория свободного планировочного режима; к ней относится та часть объекта, где произошли наибольшие изменения и существовавшая пространственно-композиционная структура утрачена полностью или большей частью. Эта территория может рассматриваться как буферная при переходе к неохраняемым территориям и использоваться как зона активного отдыха, быть компенсатором за более строгий охранный режим на остальной территории. Она может быть даже прибавлена к территории существующего памятника, а насаждения на ней созданы вновь. В зоне свободного планировочного режима разрешается строительство различных сооружений, в том числе жилых и общественных зданий и т. п., визуально не нарушающих восприятие объекта.
2.4.2 Основные методы реставрации и сохранения
Решение этих основных задач в комплексе определяет метод реставрации и проект реставрации.
Основные методы реставрации и сохранения могут быть разделены на консервативные и радикальные.
Консервативными методами являются консервация и адаптация.
Консервация предполагает осуществление ряда мероприятий, направленных на сохранение и повышение жизнестойкости насаждений и сооружений объекта в существующем виде. Это относится в первую очередь к мемориальным памятникам, а также к хорошо сохранившимся объектам.
Адаптация — это выбор основной функции использования, наиболее соответствующей сущности памятника, его размерам, степени сохранности.
К радикальным методам реставрации относятся: полная, частичная реставрация и реконструкция.
Полная реставрация предполагает воссоздание всех или почти всех парковых композиций, в том числе водоемов, насаждений, парковой архитектуры, дорожек и т. п. Реставрация в данном случае предполагает, как правило, полный снос имеющихся насаждений и замену их новыми посадками, восстановление рельефа, водоемов и всей гидрологической системы. Полная реставрация может быть осуществлена на всей территории памятника или на отдельных его участках при наличии хорошо сохранившейся остальной территории. Основанием для предложения полной реставрации объекта являются: уникальность, историческая ценность памятника, его ансамблевая связь с другими сооружениями; сохранность территории, архитектурных сооружений, построек, рельефа, планировочной пространственно-композиционной структуры; достаточность фактического и документального материала для восстановления первоначального облика. Полная реставрация может осуществляться на основе сохранившейся пространственно-композиционной планировки, на воссозданной индивидуальной документации или по аналогам.
Частичная реставрация осуществляется в тех случаях, когда полная реставрация почему-либо неосуществима: например, первоначальная планировка сохранилась лишь фрагментно, достаточно достоверной и полной документации не найдено, необратимо утрачена часть территории, значение объекта недостаточно велико и несоизмеримо с уровнем затрат на полную реставрацию, существующее или планируемое функциональное использование объекта невозможно адаптировать к характеру памятника; значительны и необратимы визуальные нарушения, вводимые окружающей застройкой; существующие насаждения, хотя и не соответствуют первоначальному облику памятника, но находятся в хорошем состоянии и способны просуществовать еще много лет и т. п. При частичной реставрации сохраняются основы композиции объекта, его замысла, которые могут быть дополнены и в некоторой степени изменены в связи с происшедшими территориальными, экономическими, функциональными и другими изменениями ситуации.
Различаются два вида реконструкции:
- с сохранением вида памятника на всей территории объекта (ретрореконструкция);
- с воссозданием в этом стиле (в стиле времени) небольших, отдельных элементов и ассоциаций.
Ретрореконструкция
предполагает восстановление общего композиционного
стиля существовавшего памятника: типичной
системы аллей (лучи, звезды, кварталы
и т. п.), композиционных центров, водных
устройств, создание перспектив и видовых
точек на сохранившиеся элементы архитектуры
или окружающую местность на всей территории
объекта. Подобная реконструкция заключается
в воссоздании отдельных элементов на
небольших участках (например, партеров
с рисунком из камня), устройстве новых
элементов по ассоциации с некогда существовавшими
(например, создание на территории объекта
небольшого пруда, напоминающего былую
систему водоемов и т. п.). Новые элементы,
фрагменты должны гармонировать с существующими,
соответствовать окружающей среде. Ретрореконструкция
применяется при полном изменении пространственно-
3. Проектная часть
3.1 Предпроектная оценка объектов садово-паркового искусства
Строительство и формирование парка осуществляется только на основе проекта.
Прежде чем приступить к разработке проекта, необходимо собрать исходные данные, необходимые для ведения проектных работ. Для того чтобы проектирование шло грамотно, на высоком уровне, надо детально изучить участок объекта и прилегающие к нему территории.
Это предпроектное исследование является определяющим для начала проектных работ. Исходными данными служат все предыдущие материалы, выводы социологической оценки, результаты геосъемки территории.
Оценка природно-климатических условий и микроклимата
Основным материалом служат наблюдения метеорологических станций, представленные в климатических справочниках. Рекомендуется разрабатывать природно-климатическую основу проекта, в комплексе представляющую физико-географические особенности, климат, микроклиматические условия местности. За господствующее направление ветра принимают данные на теплый период времени, составленные по многолетним наблюдениям. Следует учитывать продолжительность и повторяемость опасных скоростей ветра. Очень важно установить взаимодействие показателей климата и микроклимата с элементами ландшафта. Основное внимание при этом надо обратить на радиационный режим склонов различной крутизны и экспозиции, а также длительность суточной инсоляции на отдельных участках;
Температурные различия, вызываемые формами рельефа, почвенными условиями, видами растительного покрова, наличием водоемов;
Ветровой режим, характеризующийся усилением и ослаблением ветра на отдельных участках территории, а также образование местных потоков воздуха в условиях сложного рельефа при чередовании открытых и облесенных участков, при наличии водных поверхностей.
При оценке микроклимата следует учитывать общие закономерности изменения микроклимата в зависимости от условий и различий температурно-влажностного режима путем проведения специальных микроклиматических натурных исследований.
При проектировании парков на сложном рельефе составляют карту участков с различными микроклиматическими показателями, выделяют участки наиболее благоприятные, неблагоприятные, особо неблагоприятные, зоны застоя воздуха, ветровой тени, озера холода в пониженных местах.
Микроклиматическая характеристика территории дает основание для разработки мероприятий по улучшения микроклимата и общему композиционному решению.
Инженерно-геологические и строительные условия
При разработке проекта парка, организация зон отдыха и других крупных объектов очень важно составить специальные карты на топографической основе, на которых должны быть выделены различные условия рельефа, участки грунтов с посадкой, высоким уровнем стояния грунтовых вод, затопляемых паводками, участки с оползнями, оврагообразованием и др. В материалах по гидрологии должна подробно проводиться характеристика существующих водоемов – их размер, глубина, характер паводков, химический и бактериологический состав воды, характеристики гидротехнических сооружений.
При изучении территории возникает необходимость в материалах по существующим дорогам, типам и конструкциям водостоков, источникам водо- и энергоснабжения, системе канализации, имеющимся лестницам, оградам, подпорным стенам, а также зданиям, сооружениям, их назначению, вместимости, типу застройки, классу улиц, окружающим объектам. Составляется геодезическая подоснова территории – чертеж в М 1:500 с сечением горизонталей 0,5.
Ландшафтный анализ территории
При проведении ландшафтного анализа решают следующие задачи: определение пригодности территории для рекреации и дифференциация ландшафта в этих целях; установление ценности отдельных участков, предназначенных для рекреации; оценка рекреационной емкости участков с учетом природоохранного и технологического фактора, обуславливающие возможность их освоения и изменения в необходимую сторону.
Задание на проектирование объекта должно содержать исчерпывающие указания по функциональному назначению, его посещаемости, перечню и характеру сооружений и вместимости (емкости), объему затрат на строительство и его срокам.
По материалам обследования составляют карты по видам работ:
-анализ объемно-пространственной структуры;
-ландшафтные участки закрытых типов пространственной структуры;
-ландшафтные участки полуоткрытых типов пространственной структуры;
- ландшафтные
участки открытых типов
- ландшафтные участки, выделенные по формам рельефа;
- ландшафтные участки типа искусственного сооружения.
Предпроектная оценка территории по факторам
Объекты садово-паркового искусства формируются взаимодействием и взаимосвязью следующих факторов:
- эстетических;
- функциональных;
- природоохранных;
- технологических.
Оценка по эстетическим факторам в значительной степени связана с эмоциональным восприятием.
Эстетические достоинства территориальных единиц определяется по типам пейзажей – лес, открытые пространства, водоемы имеют свой набор оценочных критериев. Для лесных пейзажей оценочным критерием является возраст насаждений, тип пространственной структуры, состав пород, наличие декоративного подлеска и подроста, гармония элементов, формирующих облик пейзажа. Гармония слагаемых элементов определяется интуитивно, но она ярче выражена в типах леса. Оценка открытых пространств ведется по следующим критериям:
- форма;
- качество травяного покрова;
- качество опушек;
- качество растительности;
- наличие
сформированных внутренних
Оценка по санитарно-гигиеническим факторам учитывает микроклиматические и теллурические условия:
- микроклиматические
условия оцениваются по данным
температуры, влажности воздуха, ветрового
режима, солнечной радиации. В комплексе
эти данные должны
- теллурические
условия характеризуются
Оценка по функциональному фактору определяет пригодность объекта для организации отдыха. Она характеризуется существующими и перспективными видами отдыха, а также качественными и количественными показателями. На основе этих данных составляется прогноз развития отдыха, а проектируемая территория оценивается по следующим показателям:
Информация о работе Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства Петергоф