Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:56, курсовая работа
Садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).
Садово-парковое искусство имеет давнюю историю. Его происхождение уходит в глубь веков и является признаком цивилизации, окультуривания природной среды. Садово-парковое искусство относится к синтетическим видам искусств и является одним из наиболее сложных и трудоёмких, ведь оперирует с неодушевленными вещами и живыми существами — растениями
Введение
1.Общая часть
1.1 Краткая историческая справка
1.2 Характеристика природных условий
1.3 Функциональное зонирование территории
1.4 Стилистическое направление
2.Специальная часть
2.1 Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования
2.1.1 Объёмно – пространственное решение ансамбля
2.1.2 Композиция отрытого пространства.
2.1. 3 Рельеф.
2.1.4 Вода.
2.1.5 Растительность
2.2 Средства ландшафтной композиции
2.3 Композиция паркового пейзажа
2.3.1 Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью
2.3.2 Композиция пейзажных картин.
2.3.3 Пейзажное разнообразие.
2.4 Методика реставрационных работ
2.4.1 Категории режима охраны территории
2.4.2 Основные методы реставрации и сохранения
3. Проектная часть
3.1 Предпроектная оценка объектов садово-паркового искусства
3.2 Проектное решение
4. Техника безопасности
Заключение
Библиографический список
Обычно система зонирования в любом природном парке решает целый
комплекс задач: создание системы туризма и отдыха; охрана природно-
территориальных комплексов, отдельных сообществ и редких видов растений и животных; снижение антропогенного воздействия на природные и историко-культурные комплексы парка за счет дифференцированной планировочной структуры и регулирования рекреационных потоков.
Функциональное зонирование является важным условием управления
парком и поддержания экологического баланса территории.
Наблюдается постепенное изменение архитектурно-пространственного характера парка по мере удаления от центра – дворца. В непосредственной близости от дворца ощущается значительный перевес искусственных ландшафтных составляющих над естественными, велика роль архитектуры Существенная роль отводится очень сложным водным и цветочным партерам.
По мере удаления от дворца, вдоль центральной оси парка соотношение искусственно созданных и природных элементов постепенно меняется на противоположное. Пространственные элементы композиции укрупняются, а роль архитектуры снижается, и на первый план выступают широкие каналы, протяженные аллеи, уходящие за пределы парка, большие зеленые. По мере удаленности от цента размещается наименее измененная лесопарковая часть.
1.4 Стилистическое направление планировки парка.
Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идеи и художественного содержания. В ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения малого сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования.
В каждую историческую эпоху с ее эстетическими требованиями, техническими возможностями складывается свой комплекс принципов и приемов. Именно он определил облик садов и парков, их стилевую направленность. При этом сформировались два основных планировочных приема – регулярный (французский) и пейзажный (английский или ландшафтный).
В планировочной структуре ансамбля Петергофа регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и с разнообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов.
Петергоф был построен на стыке двух стилистических направлений, что сильно отразилось на его образе. С середины XVIII начался упадок и исчезновение регулярных элементов, которые вытеснялись чертами, характерными для пейзажного паркостроения. Однако все нововведения и замены, осуществлявшиеся в Петергофе в последней трети XVIII и в XIX столетии, не изменили основу художественной сути петровского ансамбля. Нижний парк Петергофа - самая известная часть дворцово-паркового комплекса, спланирован по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле, получившем название регулярного. Характерные черты этого стиля - строго геометрическая планировка аллей, фигурная стрижка деревьев и кустарников, изысканность рисунков больших цветников, богатство скульптурного украшения, изящные павильоны. Верхний сад – лучший пример восстановления сада регулярного стиля в паркостроении, Занимает площадь 15 га и выполняет роль парадного двора - курдонера. Во второй половине XVIII в. приобрел облик регулярного парка, здесь стали появляться фонтаны. В период перестройки Большого дворца сад был расширен по плану Ф. Б. Растрелли. Его планировка создана по законам регулярного стиля - ровные, открытые партеры со скульптурой, прямоугольные зеркала прудов, стриженые липовые аллеи по обе стороны центрального партера, трельяжные галереи (берсо), беседки, закрытые боскеты с плодовыми посадками внутри, узорные цветники с кадочными растениями. Парк Александрия выполнен в романтическом пейзажном стиле. Его естественные природные красоты дополнили небольшими штрихами, что сделало его еще более живописным. Здесь было высажено свыше 30 тысяч растений, были сделаны два пруда. Романтический вид парка подчеркнули таким элементом как руинный мост, расположенный возле бывшего Меньшиковского дворца Монкураж.
Фото 1 –Айвазовский Иван - Вид на Большой каскад в Петергофе. 1837
Фото 2 - Большой дворец.
2. Специальная часть
2.1 Теория садово-паркового
искусства и композиционные
2.1.1 Объёмно – пространственное решение ансамбля
Организованное пространство – это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Творческий метод садово-паркового искусства опирается на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиции трех пространственных категорий:
а) пространство (собственно территория);
б) плоскость его составляющая (поверхность земли);
в) объем.
Эти категории определяют объемно-пространственную структуру объекта садово-паркового искусства.
Центром Петергофского ансамбля является Большой дворец – «коронная» резиденция русских императоров. Дворец самое крупное по габаритам архитектурное сооружение ансамбля. Он возвышается на 16-метровом зелёном уступе, что зрительно увеличивает его высоту. Дворцовый фасад, развернутый почти на 300 метров вдоль края гряды, обработанной террасами, отмечен монументальностью и лёгкостью, которая подчёркнута изысканным барочным силуэтом разновеликих объёмов и шатровой кровли. Во второй половине XVIII века происходят очередные изменения и переделки интерьеров Большого дворца в модном тогда стиле классицизма. Итогом двухсотлетнего строительства стал дворец, в котором рядом с покоями петровской эпохи блистали барочные залы середины XVIII века, а с ними соседствовали торжественные и строгие апартаменты периода классицизма, сменявшиеся покоями середины XIX века, возрождавшими основные художественные принципы рококо. В Петровской части дворца сохранился Дубовый кабинет первого русского императора. На сегодняшний день Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем, коллекция которого насчитывает около трех с половиной тысячи экспонатов. Это предметы мебели, живопись, ткани, осветительные приборы, фарфор, отвечавшие вкусам венценосных владельцев Дворца.
(Фото 2, фото 3).
2.1.2 Композиция отрытого пространства.
Верхний сад гармонично увязан с Большим дворцом, фасад которого равен ширине сада и служит монументальной заставкой всей композиции Центральная планировочная ось, начинающаяся от створа ажурных кованых ворот с двумя мощными пилонами, декорированными колоннами, зрительно проходит по середине всего сада, идёт через центральный зал Большого дворца и продолжается Морским каналом. По отношению к этой оси симметрии решена вся планировка прямоугольной территории Верхнего сада, занимающего площадь в 15 гектаров. Среднему, самому высокому, объёму дворца в планировке Верхнего сада отвечает широкий партер с зеркалами трёх фонтанов, которые как бы нанизаны на одну ось. Вокруг каждого из фонтанов распланированы симметричные газоны, подчёркнутые по краям отдельно посаженными подстриженными растениями. Планировка Верхнего сада особенно хорошо читается с балкона дворца, откуда видно деление партера на три части, окаймляющие газоны, продольные и поперечные аллеи, обсаженные подстриженными деревьями, которые своим линеарным строем отделяют боковые части сада. Каждая из них разделена на четыре части. Аллеи, непосредственно ограничивающие партер, начинаются вблизи пилонов главных ворот двумя павильонами, которыми отмечено начало крытых аллей — берсо. Эти аллеи служат кулисами южных — первых — боскетов, которые по своей композиции именуются Квадратными.
В композиции центральной части Нижнего парка отчётливо просматривается принцип симметрии, причём не относительной, а зеркальной. Симметрия заложена также в архитектуре и скульптурном декоре Большого каскада. Центральная ось его композиции акцентирована раскреповкой балюстрады каскада, где установлена двухфигурная группа фонтана «Тритоны», и скульптурой фонтана «Самсон», играющей ключевую роль в смысловом, художественном и композиционном построении всего ансамбля. Принцип симметрии, концентрированно выраженный в центральной части комплекса, распространяется по всей территории. Две аллеи вдоль Морского канала ведут к гавани, образуя вместе с ним широкий луч. Пересечение двух систем аллей составляет основу всей композиции Нижнего парка.
Монплезирский ансамбль занимает самую широкую часть прибрежной полосы, а его главная ось — Монплезирская аллея — является основанием второго гигантского треугольника, гранями которого служат радиальные аллеи Морская и Берёзовая, идущие от Марлинского пруда. Планировка Монплезирского сада неотрывна от структуры дворца (Фото 3). Западная, Марлинская, часть Нижнего парка решена в подчёркнуто укрупнённых формах. Планировочные оси дворца Марли и Марлинского каскада скрещиваются под прямым углом. С балконов дворца Марли открываются окружающие его панорамы, но уже с высоты. Именно здесь выявлена наиболее сильно и последовательно одна из оригинальных особенностей объёмно пространственной композиции петергофского ансамбля — возможность осмотра одних и тех же пейзажей с разных уровней.
2.1. 3 Рельеф.
Рельеф является наиболее стабильно сохраняющимся компонентом ландшафта. Рельеф парковых территорий можно разделить на три группы:
А) Рельеф положительных форм (гребни гор, холмы, горы и склоны).
Б) Рельеф отрицательных форм (ущелья, овраги, склоны, котлованы).
В) Рельеф нейтральных форм (участки равнинного рельефа с небольшим уклоном 5- 7°).
Петергоф создавался зодчими с таким расчетом, чтобы водная гладь Финского залива, речной простор или хотя бы искусственно созданный водоем, но прежде всего рельеф местности смогли подчеркнуть достоинства архитектурного ансамбля.
Именно рельеф подсказывал архитектору идею будущего сооружения, каждый, кто проезжал по Петергофскому шоссе, обращал внимание, что все дворцы южного побережья Финского залива - Константиновский в Стрельне, Большой в Петродворце, Меншиковский и Петра III в Ораниенбауме располагаются на краю высокой террасы, которая в доисторические времена являлась берегом древнего послеледникового моря. Отсюда, с высоты 30–40 метров открывается впечатляющая панорама не только на парки и сады, лежащие на прибрежной равнине, но и на морские дали, где сквозь синюю дымку видны корабли, плывущие по фарватеру залива.
2.1.4 Вода и водные сооружения
Применение
воды в ландшафтном проектировании основано
на ее физических свойствах и прежде всего
на ее бесцветности и аморфности. Вода
способна отражать окружающие ее природные
явления и сама оказывает на них определенное
влияние.
Вода в Петергофе
играет важную роль, придавая всему комплексу
уникальность и неповторимость. Для осуществления
своих замыслов царь привлек лучших архитекторов,
мастеров фонтанного дела, инженеров и
других специалистов из России и других
европейских стран. Петр I сам руководил
проектированием и сооружением водометов.
Многие из этих фонтанов действуют уже
около 300 лет, и слава их не померкла, хотя
в мире с тех пор появились сложнейшие
и грандиозные фонтанные системы. Фонтаны
обеспечивались водой из многочисленных
родников Ропшинских высот, в системе
подачи воды использовался перепад высот
– понижение местности к Финскому заливу.
Петергофские парки - это музей фонтанного искусства XVIII и XIX веков. В его экспозиции представлены различные стилистические направления - барокко, классицизм, их сочетание и позднейшая интерпретация. Здесь множество типов и форм фонтанов - одноструйные и многоструйные, чаши, водные колокола и столпы, фонтаны солирующие, парные и сгруппированные в определенные ряды. Всего в Нижнем парке и Верхнем саду действует 4 каскада и 191 фонтан (включая водометы каскадов).
Основные водные сооружения Петергофа: террасные фонтаны, фонтаны «Чаши», римские фонтаны, каскад «Шахматная гора», фонтан «Сноп», фонтаны-шутихи, фонтан «Пирамида», фонтан «Солнце», фонтаны «Адам» и «Ева», каскад «Золотая гора», фонтаны Верхнего сада (Фото 4, фото 5, фото 6)
2.5.1 Насаждения
Серьезнейшим
осложнением в создании парка были тяжелые
природные условия — сквозной холодный
ветер с моря, повышенная влажность и засоленность
почвы. Построенные уникальные дренажные
системы полностью изменили ситуацию,
позволили расширить ассортимент древесно-кустарниковых
насаждений. Часть из этих сооружений
вышла из строя и сейчас не обновляется,
что негативно сказывается на условиях
произрастания растений.
Породный
состав насаждений Петергофа преимущественно
местный, характерный для условий северной
и средней полосы России с включением
многочисленных ценных экзотов. С 1710 г.
при Царском кабинете была учреждена особая
садовая контора, которая в большом количестве
покупала и доставляла в Россию из Европы
растения для Петергофа, садов новой столицы
и Москвы. Возможно, многие из этих растений
не выживали в специфических климатических
условиях — опыт интродукции растений
для северных районов России отсутствовал.
Для защиты территории парка от холодных
морских ветров создавали уплотненные
посадки хвойных. Ценно, что в процессе
реставрации парка, разрушенного во время
войны, для защиты со стороны моря была
оставлена полоса старых, разросшихся
деревьев, несмотря на то, что, казалось
бы, логичнее для сохранения целостности
барочной композиции заменить все старые
деревья на молодые.
Насаждения во всем комплексе объединяются в обширную систему насаждений, которая взаимодействует с фонтанами и архитектурными формами.
В архитектуре
Верхнего сада соразмерно использованы
все элементы, свойственные регулярному
паркостроению. В очерченный прямоугольник,
занимаемый им, вписаны такой же формы
боскеты и имеющие отчётливо выраженную
геометрическую форму газоны и бассейны.
Направленность аллей, конфигурация площадок
подчёркнуты подстриженными кустарниками
и деревьями, посаженными на одинаковом
расстоянии друг от друга
Боскеты – фрагменты парка, ограниченные
вертикальной зеленью. Они могут быть
сформированы стриженными под стенку
деревьями, высокими кустарниками, растениями,
вьющимися по деревянным решеткам. Партеры
и боскеты образуют уютные закрытые
пространства под открытым небом.
Берсо – крытые аллеи.
2.2 Средства ландшафтной композиции
Композиция (от лат. – расположение, составление, соединение) означает построение произведения искусства.
В садово-парковом искусстве композицию можно определить, как расположение пространственных форм паркового объекта в определенном сочетании, образуя гармоничное единство пространства.
Пространственные формы в садово-парковом искусстве.
Пространственные формы включают плоскости - поверхность земли (с газоном, цветниками, покрытием), элементы рельефа (водное зеркало, стены леса, ограждения) и объемы (древесные массивы, группы, отдельно стоящие деревья и кустарники, архитектурные сооружения, скульптуры).
При создании объемно-пространственной композиции парка или сада габитусы насаждений, долговечность, динамика развития их по отношению друг к другу приобретают главенствующее значение. Соотношение пространственных форм по их свойствам, представляют собой средства композиции, важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорция, законы линейной и воздушной перспективы.
1. Соотношение форм по величине (высота, длина).
2. Соотношение по
3. Объемная форма (куб, шар).
4. Плоскостная форма (относительное равенство величины по двум координатам при подчиненной к третьей координате).
5. Линейная форма.
Соотношение форм по положению в пространстве.
1. Фронтальная композиция.
2. В объемной композиции формы ярко выражены во всех трех измерениях.
3. В глубинно-пространственной композиции они организуются в глубокие перспективы и раскрытие идет постепенно.
Информация о работе Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства Петергоф