Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:22, курсовая работа
Темой настоящей курсовой работы являются землеустроительные работы, необходимые для проведения Государственного кадастра недвижимости. Тема особенно актуальна именно сейчас, так как при всех сделках с земельными участками (приватизации, оформлении и переоформлении прав собственности, продаже, аренде, дарении, мене и других видах сделок) необходимо иметь на руках государственный документ, подтверждающий права на земельный участок – «Свидетельство о государственной регистрации прав».
Для того же, чтобы получить такое свидетельство необходимо проведение комплекса землеустроительных работ, которые выполняются в основном с целью установления, восстановления и закрепления на местности границ землевладений, землепользований, а так же для определения фактической площади и местоположения на местности границ земельного участка.
Введение 3
1. Государственный земельный кадастр 5
1.1. Правовые основы государственного земельного кадастра 5
1.2. Земельно-кадастровая документация 7
1.3. Порядок ведения государственного земельного кадастра 10
2. Землеустройство 13
2.1. Понятие и общая характеристика землеустройства 13
2.2. Цели и задачи землеустройства 14
2.3. Основания для проведения землеустройства 15
3. Землеустроительные мероприятия, необходимые для проведения государственного кадастра недвижимости 17
3.1. Виды землеустроительных действий 17
3.2. Изучение состояния земель 17
3.3. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны 20
3.4. Территориальное землеустройство 22
3.4.1. Формат предоставления сведений о территориальных зонах и границах 22
3.4.2. Образование новых и упорядочивание существующих объектов землеустройства 23
3.4.3. Межевание объектов землеустройства 23
Заключение 26
Список использованных источников: 28
В Федеральном законе "О землеустройстве" прописано, что основная цель землеустройства как одной из функций государственного управления землями — реализация решений государства в сфере регулирования земельных отношений, опосредованных правовыми нормами.
В рамках этой основной цели перед землеустройством поставлен государством ряд конкретных задач. Они определены ст. 68 ЗК РФ, где сказано, что задачами землеустройства являются:
упорядочение границ существующих земельных участков;
образование (установление границ) новых земельных участков, в том числе путем выдела части участка или раздела участка, объединения земельных участков;
закрепление границ земельных участков в натуре (на местности);
подготовка материалов к принятию решений об установлении границ административно-
подготовка материалов для принятия решений об установлении обременении земельного участка и ограничений прав в его использовании, техническое обеспечение исполнения указанных решений на местности;
подготовка материалов для разрешения земельных споров, техническое обеспечение исполнения решений по земельным спорам;
техническое обеспечение разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность;
техническое осуществление мероприятий по использованию и охране земель, в том числе внутрихозяйственная организация земель сельскохозяйственного назначения;
подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами[18].
Конкретные задачи землеустройства приведенным перечнем не исчерпываются. В рамках выполнения указанных задач осуществляются конкретные землеустроительные действия и мероприятия, о которых более подробно будет сказано ниже.
Землеустроительные мероприятия осуществляются тогда и постольку, когда и поскольку в этом возникает объективная необходимость. Обычно такая необходимость, а также форма и сроки проведения землеустройства определяются:
органами государственной исполнительной власти или органами местного самоуправления, когда осуществляются мероприятия общегосударственного, регионального или местного значения;
отдельными юридическими или физическими лицами или их объединениями по их усмотрению.
Однако в ряде предусмотренных законом случаев, проведение землеустройства носит обязательный характер. К ним относятся:
изменение границ землевладений и землепользований как объектов землеустройства;
предоставление и изъятие земельных участков;
определение границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий[19].
Во всех указанных выше случаях землеустройство затронутых вышеперечисленными признаками территорий обязательно.
Правовые основания для проведения землеустройства:
1) решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления. В качестве таковых, могут быть постановления Правительства РФ или решения исполнительных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления, обязывающие соответствующие органы землеустроительной службы произвести определенные землеустроительные действия. Содержание и объем указанных действий определяется специальными техническими заданиями, а финансирование осуществляется за счет государственного или местного бюджета;
2) ходатайства юридических и физических лиц о проведении тех или иных видов землеустроительных работ. В этих случаях землеустройство осуществляется на договорной основе и за счет заявителя;
3) землеустроительные действия могут также осуществляться во исполнение решений судов по земельным вопросам, относящимся, чаще всего, к земельным спорам, связанным с отказом в предоставлении земельных участков гражданам или юридическим лицам, разделом земель при наследовании, совершении иных сделок с землей и т.п.
Содержание землеустройства в обобщенном и генерализированном виде дается в форме перечня основных землеустроительных действий, приведенного в гл. III Федерального закона «О землеустройстве». Указанный перечень включает в себя следующие виды землеустроительных действий:
изучение состояния земель;
планирование и организация рационального использования земель;
территориальное землеустройство;
образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
межевые работы[20].
Хотя указанные землеустроительные действия вполне самостоятельные, т.е. включают в себя определенные виды работ, выполняемых с определенной конечной целью, все они технологически взаимосвязаны, являясь элементами одного землеустроительного процесса. Так, изучение состояния земель включает в себя совокупность работ, обеспечивающих исходный материал для последующих проектных, организационных, экономических и иных действий.
Планирование и организация рационального использования земель предполагает разработку целевых программ, прогнозов и иных предпроектных документов, которые основываются на материалах изучения состояния земель и в то же время служат исходной основой для территориального землеустройства и образования или упорядочения существующих землевладений.
Наконец, межевые работы, т.е. работы на местности по разграничению земель, закреплению элементов землеустроительного проектирования в натуре завершают все предыдущие стадии землеустроительных действий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О землеустройстве» изучение состояния земель включает в себя следующие виды работ:
геодезические и картографические работы;
почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
оценка качества земель;
инвентаризация земель.
1) Геодезические и картографические работы осуществляются с целью подготовки необходимой планово-картографической основы для проведения специальных обследований (почвенных, геоботанических, агрохозяйственных и др.), а также для землеустроительного проектирования при территориальном землеустройстве, предоставлении земельных участков и выполнении других работ. Геодезические работы чаще всего выполняются в полевых условиях (съемки местности, измерение углов, межей и др.). Картографические (а иногда и геодезические) работы имеют камеральный характер: изготовление планов, карт, монтаж снимков, подбор масштабов, вычисление координат точек и т.п. Любая землеустроительная работа начинается с подбора, изготовления и изучения планово-картографического материала.
2) Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания. Проводятся в целях получения информации о состоянии земель (выявление земель, подверженных эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям) для использования ее при землеустроительном проектировании и проведении других земельно-хозяйственных мероприятий. Эти работы представляют особый вид землеустроительных действий, имеющих подготовительный характер. Порядок проведения этих работ и условия использования земельных участков для этого установлены ЗК РФ (ст. 23) и Федеральным законом «О землеустройстве». Основанием для проведения указанных работ является решение соответствующего органа местного самоуправления по месту нахождения земель, на которых осуществляются работы. Условия, сроки и режим использования земель для выполнения изыскательских работ устанавливаются специальным договором, заключаемым между предприятием, осуществляющим работы, и собственником земли или землепользователем. При этом участки, на которых проводятся работы, не изымаются.
Сроки и размеры платежей за пользование земельным участком, а также обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, определяются органом, принявшим решение о проведении изыскательских работ. Все указанные условия, как и само решение, согласовываются с собственником земли (землепользователем). Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие изыскательские работы, обязаны за свой счет и в установленные договором сроки привести земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и сдать их по акту собственникам земли или землепользователям под контролем райкомзема.
3) Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве и установления ее кадастровой стоимости.
В первом случае оценка качества земель представляет собой выраженную в цифровых показателях сопоставимость продуктивной способности земельных участков. Обычно применяется стобалльная система оценки земель, когда уровень производительной способности земель выражается в процентах к их максимальной производительности. Критерием оценки могут служить различные признаки, но чаще всего в качестве таковых принимается средняя многолетняя урожайность, полученная на однотипных почвах при сравнительно равных затратах. В результате обработки исходной информации составляются оценочные карты с целью практического применения результатов оценки, на которых каждая почвенная разновидность получает балл оценки качества. В дальнейшем на основе полученной оценочной информации разрабатываются шкалы сравнительной оценки земель отдельных хозяйств и административно-
В отличие от экономической оценки земли оценка кадастровой стоимости предполагает рыночную оценку, т.е. рыночную стоимость земли как объекта недвижимого имущества, находящегося в гражданском обороте. Земельные участки как объекты сделок в значительно большей мере, чем иные объекты недвижимости, обладают индивидуальностью свойств и качеств как природного характера (плодородие, размер, местоположение, степень озеленения, водообеспеченность и т.д.), так и антропогенного (наличие на участке различных строений, сооружений, объектов коммуникаций и др.). Именно поэтому здесь недостаточна обычная типизация признаков при установлении цепы сделки, а необходима специальная методика. Критериями оценки могут быть различные признаки и качества земельных участков, в том числе: показатели экономической оценки земель, стоимости строений и сооружений, иных признаков.
Для определения рыночной стоимости земли, как и иного недвижимого имущества, применяются три стандартных метода: затратный метод, метод сравнения продаж и доходный метод. Хотя все три метода оценки имеют самостоятельное значение, т.е. каждый может быть использован независимо от других, считается, что наиболее правильный результат оценки (с наименьшей степенью погрешности) может быть получен только путем сравнения результатов, полученных по всем трем методам, с последующей корректировкой их.
4) Инвентаризация земель – вид землеустроительных работ по детальному и целенаправленному обследованию земельных участков. Согласно ст. 13 ФЗ "О землеустройстве" от 18 июня 2001 г. инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков. Конкретная цель и содержание инвентаризации определяется решением соответствующего органа заданием на ее проведение. На основе инвентаризации земель создается основа для ведения государственного кадастра недвижимости.
Инвентаризация земель может проводиться на территории РФ, на территориях субъектов РФ, на территориях муниципальных образований и других административно-