Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:55, контрольная работа
Цель данной работы: раскрыть понятие научно метода, методологии как научной дисциплины и описать типы методов, их характеристику и взаимосвязь, основные методы теоретического и эмпирического познания.
Введение
1. Суть методологии как научной дисциплины
2. Понятие метод, основные типы методов и их взаимосвязь
3.Основные методы эмпирического и теоритического познания
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение……………………………………..………………
1. Суть методологии как научной дисциплины……...………………………..……….
2. Понятие метод, основные типы методов
и их взаимосвязь.………………...…...…….….
3.Основные методы эмпирического
и теоритического познания……..………………………………...………
Заключение…………………………………..……………
Список использованной литературы………………….……….........
Введение
XX век – век науки. Ее авторитет в обществе прочен и устойчив. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Однако знание, добываемое наукой, явно выбивается из этого общего ряда, намного превосходя остальные виды своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой. Это происходит за счет метода, которым оно добывается, а также при помощи особого способа организации и построения.
Цель данной работы раскрыть понятие научно метода, методологии как научной дисциплины и описать типы методов, их характеристику и взаимосвязь, основные методы теоретического и эмпирического познания.
2. Суть методологии как научной дисциплины
Методология - целая область знаний, которая специально занимается изучением методов. Методология (от метод и логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под методологией обычно понимают прежде всего методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения методологии являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.
2.Понятие метод, основные типы методов и их взаимосвязь
Метод- путь, способ исследования, совокупность приемов и операций. В научном познании этот путь должен приводить к истине. Если такой путь найден, т.е. известны средства, приемы и способы достижения цели, то его можно показать всем, сделать всеобщим достоянием и, следовательно, обеспечить безусловную воспроизводимость научного знания Метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленной природой и закономерностями исследуемого объекта. Таких правил и приемов существует великое множество. Часть из них опирается на обычную практику обращения человека с предметами материального мира, другие предполагают более глубокое обоснование – теоретическое научное. Научные методы – это по сути оборотная сторона теории. Всякая теория объясняет, что собой представляет тот или иной фрагмент реальности. Но объясняя, она тем самым показывает, как с этой реальностью следует обращаться, что с ней можно и нужно делать. Теория как бы «сворачивается» в метод. В свою очередь метод, направляя и регулируя дальнейшую познавательную деятельность, способствует дальнейшему развертыванию и углублению знания.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершается те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.
Учение о методе началось развиваться
еще в науке нового времени. Ее
представители считали
Методы подразделяются по степени общности (т.е. по широте применения их в процессе научного познания):
1) Всеобщие методы
А) диалектический
Б) метафизический
Эти методы по другому называются общефилософскими
2) Общенаучные методы (они имеют широкий спектр применения), связаны с уровнем научного познания.
Научное познание имеет два уровня: эмпирический (наблюдение, эксперимент, измерение) и теоретический (идеализация и формализация). Эмпирический уровень характеризуется исследованием реально существующих чувственно-восприимчивых объектов. На нем осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдения, выполнения разнообразных измерений, постановки эксперимента. Здесь также проводится первичная систематизация данных в виде таблиц, схем, графиков и т.д. Кроме того уже на втором уровне научного познания возможно сформулировать некоторые эмпирические закономерности. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит сокрытие глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании. Его результат – гипотезы, теории, законы. Выделяя эти два уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны. Эмпирический уровень выступает в качестве основы теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, полученных на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление опирается на чувственно наглядные образы, в том числе схемы, графики и т.п., с которыми имеет дело эмпирический уровень. В свою очередь эмпирический уровень не может существовать без достижений теоретического уровня, т.к. эмпирические исследования обычно опираются на теоретическую конструкцию, которая определяет и обосновывает применяемые при этом методы.
3) К третьей группе методов
познания относятся
3. Основные методы эмпирического и теоретического познания
Методы эмпирического познания
Наблюдение есть чувственное (преимущественно-визуальное) отражение предметов и явлений меньшего мира. Это исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности:
-целенаправленностью
(наблюдение должно вестись
-планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);
-активностью
(исследователь должен активно
искать, выделять нужные ему моменты
в наблюдаемом явлении,
Научное наблюдение всегда сопровождается описанием объекта познания. Последнее необходимо для фиксирования тех свойств, сторон изучаемого объекта, которые составляют предмет исследования. Описание результатов исследования образует эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным параметрам, проводят классификацию их по каким-то свойствам, характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и развития. При этом основные требования, которые предъявляют к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать адекватную картину самого объекта, точно отображать изучаемые явления. Важно, чтобы понятие, используемые для описания, всегда имели четкий и однозначный смысл.
По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными.
При непосредственных наблюдениях те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека.
В настоящее время непосредственное визуальное наблюдение широко используется в космических исследованиях как важный (а иногда и незаменимый) метод научного познания.
Хотя непосредственное наблюдение продолжает играть не маловажную роль в современной науке, однако чаще всего научное наблюдение бывает опосредованным, т.е. проводится с использованием тех или иных технических средств. Появление и развитие таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия.
Развитие современного естествознания связанно с повышением роли так называемых косвенных наблюдений. Так, объекты и явления, изучаемые ядерной физикой, не могут прямо наблюдаться ни с помощью органов чувств человека, ни с помощью самых совершенных приборов, можно увидеть только результат их воздействия на определенные технические средства исследования.
Из всего вышесказанного следует, что наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история науки, при правильном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным.
Эксперимент – это сложный метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс.
Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины.
Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по условиям быть не должно. Это прежде всего относится к исследованиям в области физики микромира (квантовой механике, квантовой электродинамике и т.д.).
Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных знаний тех или иных свойств, сторон изучаемо объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
Важной стороной процесса
измерения является методика
его проведения. Она представляет
собой совокупность приемов,