Методы научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:19, реферат

Описание работы

Социологические исследования представляют собой процедуру анализа социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющую систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессов, об их связи, отношениях и зависимостях. В данной работе рассмотрим цели социологического исследования, которые могут быть теоретическими и практическими. В зависимости от целей социологического исследования различают конкретные эмпирические и теоретические исследования.

Содержание работы

Введение 2
Социологическое исследование: понятие, функции. 3
Методы социологического исследования
2.1 Эксперимент 7
2.2. Наблюдение 9
2.3. Опрос 10
2.4. Анализ документов 10
2.5. Социометрия 11
2.6. Методы анализа и обработки социологических данных 11
Заключение 15
Библиографический список 17

Файлы: 1 файл

Методы МИЛЯ.docx

— 44.01 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение                                                                                                                   2

  1. Социологическое исследование: понятие, функции.                            3
  2. Методы социологического исследования

2.1 Эксперимент                                                                                       7

2.2. Наблюдение                                                                                       9

2.3. Опрос                                                                                                10

2.4. Анализ документов                                                                         10

2.5. Социометрия                                                                                    11   

2.6. Методы анализа и обработки социологических данных             11

Заключение                                                                                                             15

Библиографический список                                                                                 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социологические исследования представляют собой процедуру анализа социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющую систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессов, об их связи, отношениях и зависимостях.

В данной работе рассмотрим цели социологического исследования, которые могут быть теоретическими и практическими. В зависимости от целей социологического исследования различают конкретные эмпирические и теоретические исследования.

На эмпирическом уровне  социологи проводят исследования, получая точные объективные данные об изучаемом социальном явлении, или решают конкретные практические задачи по регулированию социальных процессов, например, в трудовых коллективах. На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое исходя либо из понимания общества как системы (функционализм), либо из понимания человека как субъекта социального действия (символический интеракционизм).

Конкретные социологические исследования позволяют: получить отражение реального состояния социальных явлений и процессов в обществе; выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития социальных отношений;  дать прогноз социальных ситуаций; определить оптимальные пути воздействия на тенденции общественного развития и разрешения противоречий; осуществлять действенный контроль за состоянием дел в различных сферах общественной жизни, осуществлять обратную связь.

Основная цель работы состоит в том рассмотреть методы социологического исследования, теоретическую основу, а также определить проблемы, цели и задачи; организационное и материально-техническое обеспечение, его нацеленность на практику.

 

  1. Социологическое исследование: понятие, функции.

 

Как известно, типология - это научный метод, основу которого составляет расчленение объектов, явлений или процессов и их группирование по общности каких-либо признаков. Необходимость определения типов социологического исследования диктуется, прежде всего, тем, что уже в самом начале его проведения перед социологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного или неповторимого в исследовании социальных объектов, явлений или процессов общественной жизни. Если ему удается обоснованно идентифицировать свое исследование с имеющимися видами, то это позволяет более эффективно использовать уже накопленный другими исследователями опыт при организации и проведении конкретно-социологического исследования.[1, с. 29]

Социологические исследования подразделяются по многим основаниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания различают исследования теоретические и эмпирические (конкретные). Для теоретических социологических исследований решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и других способов получения информации) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Однако было бы ошибкой разрывать, а тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Это две стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие друг друга и взаимообогащающиеся.

В зависимости от того, проводятся они однократно или многократно, социологические исследования подразделяются на разовые и повторные.

Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент. Вторые используются для выявления динамики, изменений в их развитии. Количество повторных социологических исследований и временные интервалы между ними определяются их целями и содержанием.

Разновидностью повторного социологического исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наиболее наглядный пример панельного социологического исследования -периодические переписи населения.

По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. [2, с. 149]

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование наиболее простое; с его помощью можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария, т. е. методических документов: анкет, бланков-интервью, опросных листов, карточек наблюдения или карточек изучения документов. Программа такого исследования, как и сам инструментарий, упрощена. Обследуемые совокупности сравнительно невелики: от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение той или иной проблемы. В ходе его проведения уточняются цели и задачи, гипотезы и предметная сфера, вопросы и их формулировка. Особенно важно такое исследование проводить тогда, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. С помощью разведывательного исследования получают оперативную социологическую информацию об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

Описательное исследование - более сложный социологический анализ. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Обычно это исследование проводится тогда, когда объектом анализа является сравнительно большая совокупность, отличающаяся различными свойствами и характеристиками (например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, имеющие различный стаж работы, и т. д.). Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту, профессии) позволяет оценить и сравнить интересующие социолога характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании могут быть применены один или несколько методов сбора эмпирических данных.

Сочетание различных методов повышает достоверность и полноту социологической информации, позволяет сделать более глубокие выводы и более обоснованные рекомендации.

Аналитическое исследование - наиболее сложный социологический анализ, позволяющий не только описывать элементы изучаемого объекта, явления или процесса, но и выявлять их причины. Поиск причинно-следственных связей - основное назначение данного исследования. Если описательным исследованием устанавливается лишь связь между характеристиками изучаемого явления, то аналитическим выясняется, носит ли эта связь причинный характер, и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. С помощью аналитического исследования изучается совокупность факторов, обусловливающих данное явление. Обычно их классифицируют как основные и не основные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.

Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и четко отшлифованного инструментария. Обычно такое исследование проводят после разведывательного и описательного, в ходе которых собирают сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального объекта, явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно намного разнообразнее, чем разведывательное и описательное.

Процесс социологического исследования неизбежно включает в себя:

1) стадию осознания теоретической  или практической недостаточности  существующего знания (источники  такого осознания, как говорилось  выше, могут лежать и в области  теории, и в области повседневного  опыта или социальной практики);

2) стадию формулировки проблемы  и выдвижения гипотетического  объяснения, а также

3) стадию эмпирической проверки  сформулированной гипотезы, за которой  нередко следует

4) стадия переопределения и уточнения  проблемы или гипотезы, дающая  начало новому исследовательскому  циклу. [5, с. 87]

Разнообразие существующих в социологии исследовательских программ, а также реальных контекстов исследования, т. е. теоретических и практических целей исследования, возможностей, которыми располагает исследователь, а также возникающих в исследовательской практике технических и этических ограничений, ведет к тому, что конкретные реализации описанного процесса исследования могут существенно различаться.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы социологического исследования.

Основными методами социологического исследования являются эксперимент, метод включенного / невключенного наблюдения, опрос, анализ документов.

2.1 Эксперимент.

Греческое слово «эмпирия» переводится на русский язык как «опыт». Эмпирические исследования, следовательно, суть научные опыты. Их проводят не только естественные науки, но и социология. Социологические опыты часто называют конкретными социологическими исследованиями, ибо они связаны с изучением конкретных социальных проблем. Эмпирические социологические исследования дают материал не только для теоретических обобщений, но и для формулирования рекомендаций, реализация которых призвана решить изученную проблему практически.

Эксперимент - это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ. [6, с. 174]Многомерный контролируемый эксперимент соответствует самым строгим стандартам научного вывода и незаменим при сравнении объяснительных возможностей разных теорий. В некоторых отношениях процедура экспериментальной проверки гипотез даже превосходит эталоны «традиционного образа науки», так как возникающая при планировании эксперимента необходимость в формализации теоретической модели, операционализации переменных, определяющих «главный эффект», а также в нахождении инструментов контроля посторонних, смешивающих влияний, ведет не только к прояснению основной гипотезы, но и к анализу всех тех внешних условий и факторов окружения, для которых соблюдаются постулируемые теорией соотношения. Недостатки экспериментального метода являются продолжением его достоинств (что, впрочем, верно и применительно ко всем остальным методам). Возникнув в натуралистической традиции социологического исследования, экспериментальный метод был изначально ориентирован на лабораторный или квазилабораторный исследовательский контекст, высокий уровень формализации проверяемых теорий и максимальные возможности измерения и контроля всех существенных переменных. Кроме того, сторонники экспериментального метода с самого начала отдавали предпочтение скорее абстрактным и общим понятиям научной теории в ущерб специфическим и уникальным понятиям, используемым при описании социального взаимодействия его непосредственными участниками или «непрофессиональными» наблюдателями.

Иными словами, эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее «сложившихся» и развитых социологических и социально-психологических теории, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов.

Кроме того, следует помнить об этических проблемах, иногда возникающих при экспериментальном манипулировании переменными социального окружения. Эти проблемы могут касаться не столько гипотетического влияния нежелательных факторов, сколько возможного социального неравенства, возникающего в крупномасштабных полевых экспериментах при распределении участников по экспериментальным и контрольным группам, так как в результате члены контрольных групп не получают «позитивного» экспериментального воздействия (на оценку эффективности которого и направлен эксперимент), например, социального пособия, нового прогрессивного метода обучения и т. п.

Наконец, экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов. Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от «реального мира». Результаты полевых экспериментов в целом характеризуются большей близостью к «реальному миру», однако это преимущество достигается ценой несколько меньшей надежности и большей подверженности всяческим смещениям. Качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их чрезвычайно высокую стоимость.

2.2 Наблюдение

Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных «языках взаимодействия», знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа. Хотя ученый не может «влезть в шкуру» других людей, особенно принадлежащих к чужой культуре или другой исторической эпохе, он может попытаться упорядочить и подвергнуть более глубокому и систематическому рассмотрению те слова, символы и культурные формы, посредством которых изучаемые им люди описывают и передают свой опыт, делая это зачастую непоследовательно, случайно или не вполне осознанно.

Сравнительно абстрактные и высоко-содержательные термины научного описания, в свою очередь, позволяют социологу или этнографу превратить спонтанное переживание и изменчивые культурные формы в предмет собственно теоретического анализа, сделать еще один шаг к увеличению достоверного, доступного коллективному пониманию и проверяемого научного знания. [7, с. 46]

Информация о работе Методы научных исследований