Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:19, реферат
Социологические исследования представляют собой процедуру анализа социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющую систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессов, об их связи, отношениях и зависимостях. В данной работе рассмотрим цели социологического исследования, которые могут быть теоретическими и практическими. В зависимости от целей социологического исследования различают конкретные эмпирические и теоретические исследования.
Введение 2
Социологическое исследование: понятие, функции. 3
Методы социологического исследования
2.1 Эксперимент 7
2.2. Наблюдение 9
2.3. Опрос 10
2.4. Анализ документов 10
2.5. Социометрия 11
2.6. Методы анализа и обработки социологических данных 11
Заключение 15
Библиографический список 17
2.1 Эксперимент
2.2. Наблюдение
2.3. Опрос
2.4. Анализ документов
2.5. Социометрия
2.6. Методы анализа и обработки соц
Процесс социологического исследования неизбежно включает в себя:
1) стадию осознания
2) стадию формулировки проблемы и выдвижения гипотетического объяснения, а также
3) стадию эмпирической проверки сформулированной гипотезы, за которой нередко следует
4) стадия переопределения и
Разнообразие существующих в социологии исследовательских программ, а также реальных контекстов исследования, т. е. теоретических и практических целей исследования, возможностей, которыми располагает исследователь, а также возникающих в исследовательской практике технических и этических ограничений, ведет к тому, что конкретные реализации описанного процесса исследования могут существенно различаться.
2.1 Эксперимент.
Греческое слово «эмпирия» переводится на русский язык как «опыт». Эмпирические исследования, следовательно, суть научные опыты. Их проводят не только естественные науки, но и социология. Социологические опыты часто называют конкретными социологическими исследованиями, ибо они связаны с изучением конкретных социальных проблем. Эмпирические социологические исследования дают материал не только для теоретических обобщений, но и для формулирования рекомендаций, реализация которых призвана решить изученную проблему практически.
Эксперимент - это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ. [6, с. 174]Многомерный контролируемый эксперимент соответствует самым строгим стандартам научного вывода и незаменим при сравнении объяснительных возможностей разных теорий. В некоторых отношениях процедура экспериментальной проверки гипотез даже превосходит эталоны «традиционного образа науки», так как возникающая при планировании эксперимента необходимость в формализации теоретической модели, операционализации переменных, определяющих «главный эффект», а также в нахождении инструментов контроля посторонних, смешивающих влияний, ведет не только к прояснению основной гипотезы, но и к анализу всех тех внешних условий и факторов окружения, для которых соблюдаются постулируемые теорией соотношения. Недостатки экспериментального метода являются продолжением его достоинств (что, впрочем, верно и применительно ко всем остальным методам). Возникнув в натуралистической традиции социологического исследования, экспериментальный метод был изначально ориентирован на лабораторный или квазилабораторный исследовательский контекст, высокий уровень формализации проверяемых теорий и максимальные возможности измерения и контроля всех существенных переменных. Кроме того, сторонники экспериментального метода с самого начала отдавали предпочтение скорее абстрактным и общим понятиям научной теории в ущерб специфическим и уникальным понятиям, используемым при описании социального взаимодействия его непосредственными участниками или «непрофессиональными» наблюдателями.
Иными словами, эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее «сложившихся» и развитых социологических и социально-психологических теории, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов.
Кроме того, следует помнить об этических проблемах, иногда возникающих при экспериментальном манипулировании переменными социального окружения. Эти проблемы могут касаться не столько гипотетического влияния нежелательных факторов, сколько возможного социального неравенства, возникающего в крупномасштабных полевых экспериментах при распределении участников по экспериментальным и контрольным группам, так как в результате члены контрольных групп не получают «позитивного» экспериментального воздействия (на оценку эффективности которого и направлен эксперимент), например, социального пособия, нового прогрессивного метода обучения и т. п.
Наконец, экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов. Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от «реального мира». Результаты полевых экспериментов в целом характеризуются большей близостью к «реальному миру», однако это преимущество достигается ценой несколько меньшей надежности и большей подверженности всяческим смещениям. Качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их чрезвычайно высокую стоимость.
Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных «языках взаимодействия», знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа. Хотя ученый не может «влезть в шкуру» других людей, особенно принадлежащих к чужой культуре или другой исторической эпохе, он может попытаться упорядочить и подвергнуть более глубокому и систематическому рассмотрению те слова, символы и культурные формы, посредством которых изучаемые им люди описывают и передают свой опыт, делая это зачастую непоследовательно, случайно или не вполне осознанно.
Сравнительно абстрактные и высоко-содержательные термины научного описания, в свою очередь, позволяют социологу или этнографу превратить спонтанное переживание и изменчивые культурные формы в предмет собственно теоретического анализа, сделать еще один шаг к увеличению достоверного, доступного коллективному пониманию и проверяемого научного знания. [7, с. 46]