Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 12:19, доклад
Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На этом уровне научного познания преобладает чувственное познание как живое созерцание.
Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания – понятий, теорий, законов и других форм мышления.
1
Эмпирическое исследование направлено непосредственно
на объект и опирается на данные наблюдения
и эксперимента. На этом уровне научного
познания преобладает чувственное познание
как живое созерцание.
Теоретическое исследование связано с совершенствованием
и развитием понятийного аппарата науки
и направлено на всестороннее познание
реальности в ее существенных связях и
закономерностях. Данный уровень научного
познания характеризуется преобладанием
рациональных форм знания – понятий, теорий, законов
и других форм мышления.
Гипо́теза (др.-греч. ὑπόθεσις
Но путь к истине отнюдь
не усеян розами, познание постоянно
развивается в противоречиях
и через противоречия между истиной и заблуждением.
_Заблуждение . - это такое содержание сознания,
которое не соответствует реальности,
но принимается за истинное. Взять хотя
бы идею самозарождения жизни, которая
лишь в результате работ Пастера была
похоронена. Или положение о неделимости
атома, надежды алхимиков на открытие
философского камня, с помощью которого
все легко может превращаться в золото.
Заблуждение - результат односторонности
в отражении мира, ограниченности знаний
в определенное время, а также сложности
решаемых проблем.
_Ложь . - намеренное искажение действительного
положения дел с целью обмануть кого-либо.
Ложь нередко принимает облик дезинформации
- подмены из корыстных целей достоверного
недостоверным, истинного ложным. Примером
подобного использования дезинформации
может служить разгром Лысенко генетики
в нашей стране на основе клеветы и непомерного
восхваления своих собственных "успехов",
что очень дорого обошлось отечественной
науке.
Теоре́ма (др.-греч. θεώρημα — «доказательство, вид; взгляд;
представление, положение») — утверждение,
для которого в рассматриваемой теории
существует доказательство (
КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ – основные характеристики научного познания: 1) объективность предполагает, что познания явления осуществляется независимо от познающего субъекта, т.е. происходит отвлечение от интересов познающего индивида и от всего сверх природного; 2) доказательность и обоснованность – в качестве которых могут выступать эмпирические факты и логические рассуждения; 3) выраженность в понятиях предполагает, что научное знание должно быть выражено в системе выработанных данной наукой понятий (использует специализированный научный язык), позволяющий включить его в состав определённой научной теории 4) рациональность – в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это высказывание можно считать истинным (здесь действует принцип достаточного основания); 5) сущностная характеристика – сведения, которые сообщаются в той или иной системе знания, должны касаться сущности предметов; 6) системность знание должно быть особым образом организовано в форме теории или развернутого теоретического построения на специальном языке понятий и категорий данной области знания; 7) проверяемость – означает, что знание должно найти свое подтверждение в практической деятельности и быть воспроизводимо в ней; 8) способность к развитию – рассматривается как потенциал знания к порождению нового знания.
2. Основные методы эмпирического познания.
Научное наблюдение должно быть четко, строго организовано, продуманы средства наблюдения и т. д. Строгое соблюдение всех требований может обеспечить высокий уровень достоверности полученных результатов.
Описание должно осуществляться на основе строгого научного языка в терминах той науки, в которой оно используется.
Измерение – важный метод. Наука разработала очень точный инструментарий измерений, который позволяет получать максимально точные характеристики изучаемых предметов и процессов. Необходимы также измерительные эталоны (СИ).
Эксперимент – «конек» современного естествознания. С помощью эксперимента удается повысить достоверность полученных знаний. Он позволяет многократно воспроизводить одни и те же взаимодействия и более четко фиксировать закономерности, обнаруживаемые в ходе этих взаимодействий. Но эксперимент, несмотря на свою эффективность, имеет свои пределы. Не все объекты удается подвергнуть эксперименту. С другой стороны, всегда есть вопрос о последствиях эксперимента, о финансовой стороне. Серьезные ограничения эксперимент имеет в социальной сфере, где он заключает в себе большую опасность.
Методы теоретического познания (методы построения теорий) довольно многообразны в зависимости от предмета наук и определяются его спецификой.
Дедуктивно-аксиоматический метод. Из набора аксиом дедуктивно выводится теория. Изменение какого - либо одного постулата в корне изменяет теорию.
Исторический метод – описание исторического процесса возникновения, становления, развития какого - либо объекта – лежит в основе исторических наук.
Логический метод – это тот же исторический, но очищенный, рафинированный. Он выявляет самое существенное, главное в каком - либо процессе.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному был сформулирован Марксом.
Общелогические методы и приемы исследования.
Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные часта.
Синтез – их объединение в единое целое.
Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности. Данные объекты – весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов, некоторые их предельные случаи, служащие средством их анализа и построения теоретических представлений о них.
Индукция – движение мысли от единичного к общему.
Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.
Аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами, на основании чего делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Аналогия дает вероятностное знание.
Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на др. объекте – модели, аналоге того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом должно быть известное подобие – в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны –предметное (физическое) и знаковое, важная форма которого – математическое (компьютерное) моделирование.
Фальсифика́ция (лат. falsifica
3Естествозна́ние — область науки, изучающая совокупность естественных
наук, взятых как целое. Есте́ственные нау́ки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних
по отношению к человеку[источник не указан
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно "потеря связи целого", сужение кругозора - иногда до "профессионального кретинизма"). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки "деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника".
Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции- объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Примеры:
Была просто химия, а теперь - органическая,
неорганическая, общая, квантовая - это
дифференциация
Геофизика, биохимия, гохимия, астрофизика
- это интеграция...\
Гуманита́рные
нау́ки — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нрав
Критерии различия |
Естественнонаучное |
Гуманитарное |
1 объект исследования |
Природа |
Человек |
2 ведущая функция |
Объяснение (истины, доказ-в) |
Понимание (истины, истолкование) |
3 характер методологии |
Обобщающий |
Индивидуализирующий |
4 влияние ценностей |
Мало заметно |
Существенно заметно |
5 взаимопонимание субъекта и объекта |
Разделены |
Частично совпадают |
Взаимоотношение культур:
1 имеют
единственно основное
2 осуществление
взаимообмена достигнутыми