Научный метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 12:19, доклад

Описание работы

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На этом уровне научного познания преобладает чувственное познание как живое созерцание.
Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания – понятий, теорий, законов и других форм мышления.

Файлы: 1 файл

otvety_chuvak_otvety.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

3 взаимосвязаны исторически

4 самостоятельные  части единой науки

5 имеют  основополагающие ценности человека (их взаимосвязь выражают единицы  общества и природы)

5. Биоэ́тика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Эвтаназия [править]

Вопрос о  приемлемости добровольного ухода  из жизни становится всё более  актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» — при вполне возможной «смерти мозга».

Пересадка органов [править]

Основная  статья: Трансплантация

Гомотрансплантация и аллотрансплантация [править]

  • Прижизненное изъятие органов

В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников.

  • Использование органов от умерших людей

Чем раньше будет  пересажен орган погибшего от каких-либо причин донора, тем выше шансы на успех операции. Однако процедура фиксации смерти и её критерии до сих пор остаётся предметом дискуссий.

В России принята практика, при которой, если человек или  его родственники не высказывались  прямо против возможности использования  органов после смерти, считается  потенциальным донором.

Наиболее сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов (контроль за отсутствием злоупотреблений — потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных доноров до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, и даже изъятие органов у здоровых людей, под предлогом тех или иных искусственно навязанных врачом операций).

Ксенотрансплантация [править]

Основная  статья: Ксенотрансплантация

Пересадка органов  от животных может подвергаться негативной оценке со стороны отдельных религиозных  конфессий или их представителей. В частности, по тем или иным соображениям, для мусульман или иудеев неприемлемыми  могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов — коровы. Так же ксенотрансплантация подвергается критике со стороны защитников прав животных и людей, считающие подобную практику неэтичной по отношению к животным.

Аборт [править]

Основная  статья: Искусственный аборт

Вопрос о  возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в  зависимости от светского или  религиозного характера государства. Православие, католицизм, буддизм, индуизм и ислам отрицают возможность аборта, даже по медицинским показаниям.

В большинстве  светских государств считается, что  телесная автономия женщины дает ей право распоряжаться своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет. Поэтому во всех этих странах аборт разрешён.

Клонирование [править]

Основная  статья: Клонирование человека

Стволовые клетки [править]

В отдельных  случаях для получения стволовых  клеток используют эмбриональные ткани (чаще всего используют либо СК самого пациента, либо недифференцированные клетки бластоцисты). В некоторых странах запрещено использование абортивного материала для этой цели, в других странах явно разрешено только использование тканей, выращенных in vitro.

Проведение клинических испытаний [править]

Проведение  клинических испытаний новых лекарственных средств и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов.

Раньше проведение таких  испытаний не было столь масштабным, как теперь, а у врачей — было меньше сомнений в отношении возможности проявления тех или иных побочных эффектов или осложнений.

Современная фармакология приобрела значительный опыт в направлении проведения доказательных и этичных клинических испытаний. На формирование этого опыта оказали влияние и судебные иски пациентов, волонтёров, других категорий испытуемых, которые были зафиксированы за последние 50 лет.

В настоящее время основным требованием для участия в  испытаниях является получение т. н. «информированного согласия» пациента или волонтёра.

Суррогатное материнство [править]

Технология  суррогатного материнства запрещена  в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности  законодательства, по-разному нормирующие  эту практику.

6. Псевдонау́ка (от греч. ψευδής — «ложный» + наука; синоним — лженау́ка) — деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся[1][2].

  • игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям,
  • нефальсифицируемость (несоответствие критерию Поппера), то есть невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории.
  • отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».
  • использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтвержденных рядом независимых экспериментов/исследователей, либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо на недоказанных положениях, либо на вычислительных ошибках. К данному пункту не относится научнаягипотеза, чётко определяющая базовые положения.

7. Научно-исследовательская программа (по Лакатосу) — единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов.

Научная картина мира (сокр. НКМ) — одно из основополагающих понятий в естествознании — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческийсинтез различных научных теорий. 

Мыслители милетской  школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).

Фалес полагал, что всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды».  

Самый  яркий  деятель  элейской  школы  Парменид.  Центральная категория его идеалистического  учения – бытие. Бытие предстаёт у него в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Он утверждал, что мысль –  это всегда мысль о предмете, мысль – это всегда бытие. Никакого инобытия нет, существует только бытие. Познать такое бытие можно только при помощи интеллектуальной интуиции. Ученик и друг Парменида Зенон находит свои аргументы в защиту о неподвижном бытии, известные как апории Зенона. Третий представитель элейской школы – Мелисс выдвигает идею о бесконечности мира. Стремясь устранить из учения Парменида все непоследовательности, он пришёл к выводу, что если бытие едино, то оно должно быть бестелесным.

Зенон был одним из представителей элейской школы. Он разработал знаменитые доказательства, подтверждающие идеи Парменида о том, что наши чувства обманывают нас, а истинную картину мира может нарисовать только разум. Зенон прославился тем, что создал так называемые апории, т.е. мысли, в которых два противоречащих суждения одновременно истинны. С помощью таких апорий Зенон пытался доказать, что движение, наблюдаемое нами, на самом деле не существует, потому что когда мы начинаем о нем размышлять, то наталкиваемся на непреодолимые трудности и противоречия.

Общей идеей становиться тезис: «всё есть число». Число считалось началом  самым мудрым, владеющим всеми  вещами, духовными и нравственными  категориями. Число упорядочивает  мир и правит им.

Принцип причинности обычно подразумевает запаздывание одного события относительно другого, т.е. необходимое (но не достаточное) условие причинной связи. Ввести достаточное условие причинной связи означает определить какая наблюдаемая является причиной, а какая следствием. 

Континуальная программа Аристотеля

Программа Аристотеля стала третьей, завершающей  научной программой античности. Она  возникла на переломе эпох. С одной  стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой стороны, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, каждая со своим предметом и методом исследования.

8. Континуальная программа Аристотеля

Программа Аристотеля стала третьей, завершающей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой стороны, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, каждая со своим предметом и методом исследования.

Чтобы обосновать это  утверждение, Аристотель в качестве первоосновы мира предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Материя – это пассивное начало, материал. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом, которое придает вещи конкретность. В каждой вещи обнаруживается соединение материи и формы, при этом материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Двигаясь так вглубь материи, вещества, можно прийти к первоматерии, лишенной всяких свойств и качеств. Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь.

 

Аристотелевская (древняя) научная картина мира

 

Наука одна из форм духовной культуры. Она отличается от философии  тем, что задает себе не общие и широкие, а конкретные вопросы, стремится найти на них точные и всеми признанные ответы, считает необходимым все доказывать, то есть выводить одно знание из другого. Из всех наук наиболее важным является естествознание (наука о природе). Сейчас оно существует в виде множества наук: физики, астрономии, химии, биологии, географии и других.

 

Временем рождения науки  принято считать V век до н.Pэ., а  местом Древнюю Грецию. В основе научного знания лежат факты. Из множества  похожих фактов выводится научный  закон. Несколько законов объединяются в теорию, а несколько теорий складываются в картину мира. Таким образом, научная картина мира это наиболее общие представления человека обо всей природе. (Причем термин [природаk и в философии, и в науке обозначает все, что существует не только на Земле, но и далеко за ее пределами. Поэтому синонимами слова [природаk в данном случае могут быть слова: [мирk, [мирозданиеk, [космосk, [Вселеннаяk.)

 

Поскольку наука никогда  не стояла на месте, то на протяжении человеческой истории картина мира несколько раз менялась. Смена картины мира называется научной революцией. Считается, что таких картин, и соответственно революций, было три. Первая научная революция произошла приблизительно в VPв. до н.Pэ. вPДревней Греции. Ее результатом было рождение науки. Тогда же сложилась первая научная картина мира, которая называется древнегреческой, или античной, или аристотелевской (по имени ее основного представителя знаменитого греческого философа и ученого Аристотеля).

 

Космоло́гия (космос + логос) — раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляют математика, физика и астрономия.

 

 

 

На рисунке изображена структура Вселенной по Аристотелю. Цифрами обозначены сферы: земли (1), воды (2), воздуха (3), огня (4), эфира (5), Перводвигатель (6). Без соблюдения масштаба.

 

По Аристотелю, Вселенная  делится на две части: нижнюю (подлунную) и верхнюю (надлунную). Подлунная  область состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха, огня. Эта область  изменчива, ее нельзя описать на языке математики. Надлунная область – неизменна и вечна, соответствует идеалу совершенной гармонии. Она состоит из эфира, особого вида материи, который не встречается на Земле. Каждому виду материи соответствует свое место во Вселенной: земля – в центре мира, затем идет вода, воздух, огонь, эфир. Бренность земного доказывалась тем, что движение там шло по вертикальным линиям и имело начало и конец. Элемент подлунного мира всегда стремится на свое место, для этого он приводил доказательство: если поднять в руке горсть земли, она упадет вниз, а если разжечь огонь, то он будет стремиться вверх.

 

Элементы земли и  воды, стремящиеся вниз, считались  абсолютно тяжелыми. Элементы воздуха  и огня, стремящиеся вверх, считались  абсолютно легкими. А когда элементы достигают естественного места, движение их прекращается. Отсюда следовал вывод: Вселенная конечна, пустота существовать не может, Земля неподвижна, мир существует в единственном экземпляре.

 

 

 

Аристотель считал небесные светила имеющими божественную природу (хотя не называл их богами), поскольку для составляющего их элемента, эфира, характерно равномерное движение по окружности вокруг центра мира; это движение является вечным, поскольку на окружности нет никаких граничных точек.

 

Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Это геоцентрическая система мира. Доказывал это Аристотель характером лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округлую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Используя расчеты античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тыс. стадий (для нас недостаточно определенная единица измерения расстояния, предположительноот 185 до 195 м).

 

Аристотель первым доказал  шарообразность и Луны на основе изучения её фаз.

 

Геоцентрическая космология Аристотеля сохранилось вплоть до Коперника. Он считал шарообразным и небесный свод, и все небесные светила. Но доказывал эту мысль Аристотель неправильно: шарообразность небесных светил он выводил из ложного взгляда, что «сфера» является наиболее совершенной формой.

Информация о работе Научный метод