Понятие прогнозирования и прогностики в системе научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 23:48, доклад

Описание работы

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижение. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.
Прогнозирования является важным связывающим звеном между теорией и практикой во всех сферах жизни общества. Оно имеет две разные плоскости конкретизации:
1.Собственно-предсказательную (дескриптивную, описательную).
2.Предсказательную (прескриптивную, приказную).

Файлы: 1 файл

Понятие прогнозирования и прогностики в системе научного познания.docx

— 34.91 Кб (Скачать файл)

 Понятие прогнозирования и прогностики в системе научного познания.

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижение. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирования является важным связывающим звеном между теорией и практикой во всех сферах жизни общества. Оно имеет две разные плоскости конкретизации:

1.Собственно-предсказательную (дескриптивную, описательную).

2.Предсказательную (прескриптивную, приказную).

Прогноз предусматривает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Прогноз является, собственно, решением этих проблем, использованием информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в проблеме прогнозирования различают два аспекта:

1.Теоретико-познавательный.

2.Управленческий, связанный с возможностью принятия на основе полученного знания управленческих решений.

Понятие «прогнозирование» (от греческого – предусмотрения, прогноз) означает процесс изготовления вероятностного суждение о состоянии какого-нибудь явления или процесса в будущем.

Будучи одной из форм научного предусмотрения в социальной сфере, экономической или политической, прогнозирование находится во взаимосвязи с:

• целенадежность;

• планированием;

• программированием;

• проектированием;

• управлением.

Там, где объекты неуправляемые, имеет место безусловный прогноз с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Однако нередко (особенно в социальных прогнозах) обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазрушению прогноза. Так, прогноз успеха сможет вызвать мобилизацию сил, вдохновение, а прогноз катастрофы – панику и действительно заострить ситуацию, но может стимулировать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.

Первые попытки сознательно прогнозировать, предусмотреть судьбу, давать советы на будущее были известны уже древним грекам. За этими

советами они шли к оракулу ( от лат. — говорю, прошу). У древних греков, римлянинов и народов Востока этот дар якобы выходил от божества, и передавался жрецам; означает также место, где оповещалось пророчество.

Отсюда вывод: там, где можно и нужно решать, управлять, действовать, недостаточно просто попробовать предусмотреть (или поверить в прогноз), что именно состоится в будущем.

Прежде всего, необходимо представить, что случиться, если ничего не делать, а оставить все, как есть. Опыт показывает, что в случае, если будут назревать проблемы, их нужно не пассивно ждать и постановлять необдуманные решения, а активно решать. Безусловно, очень тяжело разработать для людей полезный прогноз и много сложности таит в себе наука прогнозирования.

В современной прогностике можно выделить четыре вида прогнозов:

1.Поисковый, который выявляет перспективные проблемы путем условного продолжения в будущее наблюдаемых тенденций.

2.Нормативный, который  выделяет возможные пути решения  проблем достижения какого-то  оптимума на основе заведомо  заданных критериев.

3.Аналитический, который позволяет в научных целях установить познавательную ценность разных методов и средств исследования будущего.

4.Прогнозы-Предостережение, которые составляются для непосредственного  действия на сознание и поведение  людей с целью принудить их  предотвратить предвиденный будущее.

Мировой практикой прогнозирование освоено три образа разработки конкретных прогнозов:

1. Экстраполяция  в будущее тенденций, закономерностей, которые в прошлому и настоящему достаточно хорошо известные.

2. Моделирование  объекта исследования, представление  его в упрощенном схематическом  виде, удобному для получения выводов прогнозного характера.

Примером может служить матрица шахматно-турнирного типа или, скажем, таблицы Периодической Системы Элементов, которые построены так, что в перекрестках разных значений выводятся соответствующие данные.

3. Прогнозная  оценка эксперта, то есть человека, способного более или менее  объективно судить о перспективах  соответствующего явления.

Перечисленные образа прогноза будто дополняют друг друга. Каждая экстраполяция – это модель и оценка, а любая прогностическая оценка – это оценка плюс экстраполяция.

В свою очередь прогнозная оценка предусматривает экстраполяцию и воображаемое моделирование.

Кроме того, выделяют такие приемы прогнозирования:

1.Историческая  аналогия.

2.Компьютерное  моделирование.

3.Сценарий будущего.

Однако самым важным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии, что она опирается на верные теоретические построения о нем, используя результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию.

Нужно отметить, что сегодня прогнозирование все больше принимает социальную направленность.

Социально-экономическое прогнозирование – это интегрирующая область знания, ее невозможно развести по отдельным «департаментам науки», потому что не может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив экономическое, экологическое, демографического развития, научно-технического прогресса, возможной эволюции культуры, динамики международных отношений.

Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования, с одной стороны, заключается в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой сфере, руководствуясь реальными процессами действительности, а из другого, – в том, чтобы содействовать изготовлению оптимальных текущих и перспективных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения из позиций его следствий в прогнозируемом периоде.

 

 

 

 

  1. Сущность и содержание основных понятий соц. прогнозирования.

Технологии социального прогнозирования (от греч. prognōsis — предвидение, предсказание) — незаменимый инструментарий социального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира.

Содержание и основные аспекты технологий социального прогнозирования и моделирования определяются ключевыми характеристиками рассматриваемых понятий. Разработка прогноза — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления (в нашем случае социального). Цель прогнозирования — не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении.

Разумеется, опережающее отражение на социальном уровне отличается от отражения на биологическом уровне. Структура социального прогнозирования может быть представлена как сочетание его философских аспектов и технологических подходов: 1) гносеология и логика научного предвидения; 2) методология социального прогнозирования; 3) методика социальных прогнозов (анкетирование, экстраполирование, моделирование, прогнозы на базе анализа патентов и т.д.).

Социальное прогнозирование в зависимости от глубины прогнозного исследования может быть раскрыто и уточнено за счет ввода дополнительных информационных данных по различным блокам — научно-техническому, информационному, медико-биологическому, социально-экономическому, демографическому, этническому, этическому, экономическому, социологическому, образовательно-культурному, градостроительному, военно-политическому, геокосмическому.

В настоящее время насчитывается около 150 различных методов и процедур прогнозирования. Их разделяют на три основные группы: общенаучные, интернаучные, частнонаучные, — основу которых составляют как практические, так и теоретические данные.

К общенаучным методам относятся анализ, синтез, экстраполяция, интерполяция, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, экспериментирование и др. Интернаучными являются индуктивный метод, мозговая атака, метод Дельфи, а также утопия и фантастика. Часть методов основана на переработке научно-технической информации (прогнозирование развития науки и техники) и на различных теориях (морфологического анализа, огибающих кривых, на основе разрешающих матриц, метода проб и ошибок и т.п.). Частнонаучные методы — это прогнозы по изобарическим картам, скорости добегания волны, срыву лавин, тестам и т.д.

Возросший интерес к познанию социального побуждает к разработке все новых и новых технологий социального развития. В мире накоплен достаточно большой и емкий научный материал, раскрывающий как содержание социальных позиций, так и прогностический характер проблем. Поэтапное создание прогноза технологично по самой своей сущности. Сложность заключается не в представлении характеристики таких технологий, а в их практическом применении.

Социальное прогнозирование тесно связано с инновационной деятельностью, так как представляет собой приемы, направленные на технологическое обеспечение реализации инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию прогностических знании, материальных и других ресурсов общества,

На рубеже 60—70-х гг. специалисты предлагали решение проблемы построения социального прогноза или модели путем системного анализа. Трудности, которые приходилось преодолевать подобным научным и научно-политическим объединениям, обусловили сокращение количества прогностических организаций за последние 30 лет с нескольких тысяч до 200.

Разумеется, разработка прогнозных сценариев развития такого сложного социального объекта, как человечество в целом, представляет значительные трудности и многие конкретные прогнозы за истекшие 30—35 лет не оправдались. Однако внимание ученых, политиков и практиков социального преобразования к технологиям прогнозирования не ослабевает.

Адекватное, достаточное полное знание, отражающее объективные социальные процессы и их связи, должно быть комплексным, основанным на интеграции данных всех областей обществоведения, на прочном взаимодействии общественных и естественных наук, поскольку на стыке различных областей и форм знания может быть получен больший объем информации. Функционирование информации осуществляется с помощью различных каналов и средств ее распространения и хранения, как институционализированных, так и неинституционализированных.

Современный процесс глобальной информатизации, развитие информационных технологий резко увеличивают количество информации, циркулирующей в обществе, и во многом изменяет ее качество (формы ее хранения и представления, степень многообразия и т.д.). Следует учитывать, что реально функционирующая в обществе информация всегда включает в себя субъективные элементы (оценки, мнения, восприятие и т.д.), а также неадекватную, искаженную информацию о действительности, основанную на стереотипах, слухах и других подобных источниках. Поэтому используемая в технологиях социального прогнозирования информация, входящая в прогнозный блок, должна быть полной, достоверной, актуальной и обладать следующими свойствами: I) атрибутивными (единство материального и социального, дискретность и непрерывность); 2) прагматическими (новизна, ценность, кумулятивность); 3) динамическими (повторяемость, многократность использования, старение). Следует отметить, что информационную потребность можно рассматривать как проявление индивидуальных черт и запросов личности, общественных интересов отдельных социальных групп и человечества в целом.

 

  1. Основные методологические принципы соц. Прогнозирования.

Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки.

Методы социального прогнозирования - совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

Методов социального прогнозирования большое множество и поэтому выделяют 2 основные группы методов.

1) Простые методы

Фактографические методы прогнозирования базируются на фактическом информационном материале, применяемом при поисковом прогнозировании и включают:

1) статистические  методы

ь метод экстраполяции

Исходит из обработки количественных характеристик объекта, полученных в прошлом и настоящем при относительной стабильности системы. Основным является анализ временных рядов.

ь метод аналогии и др.

К математическим аналогиям принадлежат экономические модели и межобъектные аналоги. Ими чаще всего пользуются как простейшими моделями экономического прогнозирования. Исторические аналогии связаны с опережением (отраслевым или региональным).

2) методы анализа  публикаций

ь динамика

Построение динамических рядов на базе различных видов информации, 
анализа и прогнозирования на этой основе развития соответствующего 
объекта.

ь публикование

Публикационный метод прогнозирования базируется на оценивании содержания и динамики публикаций относительно объекта изучения.

ь патентование

Предусматривает оценку по принятой критериальной системе принципиально новых изобретений иисследование динамики их патентование.

Экспертные методы прогнозирования основываются на знаниях специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии объекта в будущем.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

- определяется круг экспертов;

- выявляются проблемы;

- намечается план и время действий;

- разрабатываются критерии для экспертных оценок;

- обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы

При нормативном прогнозировании применяются индивидуальные и коллективные методы прогнозирования.

К индивидуальным методам относятся:

ь интервью (Осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ»)

Информация о работе Понятие прогнозирования и прогностики в системе научного познания