Виктимология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Социальная виктимология как научное направление возникла в середине прошлого века в процессе реализации идеи изучения и оказания помощи жертвам социализации и негативных социальных воздействий на человека. Вследствие этого нужно учесть, что

Файлы: 1 файл

Sotsialnaya_viktimologia_lektsii_docx_-_kopia.docx

— 390.17 Кб (Скачать файл)

3) разработка методов и техник работы с посттравматическим стрессовым расстройством у жертв.

Здесь также  необходимо отметить следующее. Психология сейчас занимается преимущественно тем, что есть негативного в жизни человека и в отношениях между людьми. В психологических исследованиях уделяется мало внимания сильным сторонам личности, психологи концентрируются на человеческих слабостях, ориентируются преимущественно на то, чего человеку «не хватает». Чрезмерное внимание уделяется таким явлениям, как «болезни», «дистрессы» и т. д.

Согласно М. Селигману, современная психология по сути дела «стала виктимологией». Человек рассматривается в ней как принципиально-пассивное существо со сниженной личной ответственностью и т. н. «выученной беспомощностью», когда он утверждается в мысли, что всегда будет жертвой других людей или обстоятельств.

М. Селигман и его последователи полагают, что парадигма современной психологии должна быть изменена: от негативности – к позитивности, от концепции  болезни – к концепции здоровья. Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и человеческого сообщества.

 

3. Маргинальнгость и социальные  риски как виктимогенные явления.

В социальной философии и социологии для определения пограничного положения  личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающей при этом определенный отпечаток на ее психику, образ жизни, социально-психологический статус, введено понятие «маргинальность» (лат. margo, marginalis – край, граница, находящийся на краю). В ситуации маргинальности оказываются большие группы людей, которые балансируют между официально признанным нормативом в обществе и непризнанным, не вписывающимся в официальный социальный статус положением людей в данном обществе.

Маргинальность бывает пространственной, временной, культурной.

Пространственная  маргинальность связана с переменой места жительства: эмиграцией в другую страну, миграцией из села в город и т. д. В результате такого перемещения человек приобретает социальные, бытовые и экономические проблемы, теряет связь со своей культурной укорененностью (традиции, язык и т. д.), а культуру своего нового положения и новые социальные устои не осваивает на должном уровне сразу или «не вписывается» в них совсем, так как адаптация к новому месту требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений. Так человек попадает в ситуацию «межкультурья». Возникает феномен маргинальности, порождающий синдром «никому не нужности», с одной стороны, и желание самоутверждения и «приобщения» – иногда весьма агрессивное – с другой. Так человек становится маргиналом.

Временнáя маргинальность связана с переменой эпохи, когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; старые нормы общения при этом перестают действовать или теряют свою ценность, а новые еще не сформировались или не могут сформироваться в силу убеждений, заблуждений людей. Так, например, человечество с трудом привыкало к новым правилам общения и сосуществования в период становления христианства. В России временная маргинальность проявлялась на протяжении всей истории и связана, например, с реформами Петра Великого, низложением монархизма и установлением власти большевиков, переходом от социализма к капитализму и рыночным отношениям и т. д. В этом случае одни люди обрекают себя на маргинальность по доброй воле –  не желая принимать новых правил и норм отношений, другие же оказываются просто не в состоянии перестроить свою ментальность.

Культурная маргинальность – это недооценка или неприятие культуры общества вообще, пренебрежение к ней, непонимание ее роли и значения в жизни личности и общества, стремление стать «над ней». Такой тип маргинальности сегодня характерен для тех белорусов, которые проявляют пренебрежительное отношение к своему языку, культуре, национальным обычаям, а также для тех членов общества, которые не признают существующие культурные и социальные нормы. Единственный путь преодоления культурной маргинальности – образование и воспитание человека.  

Соответственно маргиналы (понятие введено Р. Парком) – это индивиды, утратившие признаки принадлежности к стабильному социальному институту, слою, группе в рамках сложившихся социальных отношений, находящиеся в промежуточном, пограничном состоянии между ними. Для менталитета большинства маргиналов характерен ряд признаков:

– одномерность мышления (неумение совместить различные точки зрения и найти общий подход к проблеме);

– монополизм на истину (признание верности только своей позиции);

– неумение и нежелание слушать и слышать партнера (психологическая глухота);

– нетерпимость к инакомыслию (любой не соглашающийся с его мнением воспринимается враждебно).

Маргиналы подходят к другим людям сугубо с  утилитарных позиций (практической выгоды). Маргинальность зачеркивает  всякую возможность компромисса  и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы  действий. Это противостояние может  проявиться в общественной жизни, в  профессиональной деятельности, в личных отношениях, при этом оно значительно  усложняет систему межличностных  коммуникаций.

Маргинальность  и появление маргиналов рассматриваются  как следствие конфликта людей  с общепринятыми нормами, выражением специфических отношений с существующим общественным строем и общественным порядком.          

С понятием маргинальности также тесным образом  связаны понятия «маргинальный субъект» (то же, что и маргинал), «маргинальное пространство» (совокупность конкретных социальных условий, где определяется уровень взаимодействия общества и индивида, характер регулирования различных общественных процессов и явлений, мера самоактуализации и самоосуществление человека), «маргинальное существование».

При анализе  проблемы маргинальности на первый план выходят ценности и нормы общества. Главный механизм здесь – это  процесс социализации индивидов, в  ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а  различные формы девиантного  поведения регулируются при помощи социального контроля.

Источником  порождения маргинальности является социальная сфера. Социальная сфера – это общности людей. Ее основными элементами являются индивиды с их статусом и социальными ролями, то есть функциями, а также объединения этих индивидов в социальные группы, социально-территориальные, этнические и другие общности, складывающиеся в конкретно-исторических и культурных условиях определенного этапа развития общества (нация, народность, этнос; мужчины, женщины, молодежь, пожилые люди и др.). Социальные общности различаются между собой по ряду черт, среди которых наиболее значимыми будут потребности и интересы, ценности и нормы, связанные с ними социальные роли. Каждая из социальных общностей является дифференцированным целенаправленным объектом социальной виктимологии, так как территориальные общности и социальные группы взаимообуславливают жизнедеятельность индивида в его маргинальном состоянии.

Появление маргинальных групп в расслоившемся  обществе актуализирует проблему социальных рисков. Понятие риска традиционно используется в теории социальной работы и рассматривается как группа социальных факторов, негативно влияющих на человека и на социальные группы.

В динамичных условиях развития современного общества особую важность приобретает осознание  рисков, их причин и последствий  воздействия на социум и человека. Социальная виктимология фиксирует  факт, что социум и каждый индивид  либо находятся в зоне «риска», либо его производят. В книге австрийского ученого К. Лоренца «Регресс человечества» излагается тезис о постоянно возрастающем расхождении между сформированным культурой и цивилизацией общественным порядком и естественными склонностями человека. Данное противоречие порождает систему социальных рисков. Филогенетическое развитие человека не может адаптироваться к быстрым изменениям среды, что ведет к зажиму и социальным деформациям естественной природы человека и влияет на его жизнедеятельность.

Углубляющиеся противоречия между личностью и  обществом – одна из коренных причин разбалансированности социального  пространства, что создает систему  социальных рисков, а также создает  возможность нарастающих сегодня  социальных взрывов и катастроф. Одно из противоречий заключается в  разрыве между уровнем растущих притязаний человека и ограниченными  возможностями их реализации в пределах того социального пространства, где  реализуется жизнедеятельность  индивида. Углубление этого противоречия ведет к маргинализации в обществе, к виктимизации групп и индивидов, к усилению явлений девиации и  аддиктивности как во взрослой, так  и в детско-юношеской среде.    

Каждый  ребенок, несмотря на возраст, обладает определенным социальным статусом (позиция ребенка в обществе, характеризующаяся его правами и обязанностями), который обуславливает его социальные роли (ожидаемые в определенных ситуациях поведение и поступки).

При этом социальные роли могут быть позитивными (член семьи, ученик, гражданин, спортсмен  и др.) и негативными (наркоман, бродяга  и др.). Освоение ребенком социальных ролей дает ему возможность приспосабливаться  к новым для него жизненным  ситуациям. Процесс приспособления ребенка к условиям социальной среды  называется социальной адаптацией, в ходе которой проявляется его потребность быть «как все». Однако в процессе социализации у ребенка проявляется и другая потребность – проявить свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы самовыражения. Так происходит его индивидуализация. 

Если  при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между  процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает  нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит трансформация личности и среды. Эти процессы проявляются на всех уровнях социума, в том числе и при вхождении ребенка в какую-либо конкретную общность людей, и оказывают влияние на формирование его личностных качеств.

Если  ребенок преодолел фазу адаптации  и начинает предъявлять окружающим свои индивидуальные отличия, которые  они отвергают как не соответствующие  их представлениям и потребностям, это может привести к развитию у ребенка негативных личностных качеств (агрессивность, завышенная самооценка и др.) и маргинальности его жизнедеятельности.

Если  процесс адаптации ребенка к  социальной группе не происходит, то у  него проявляются такие качества, как неуверенность, робость, безынициативность, страх и т. д., что является основой формирования виктимности личности, так как низкий уровень социальной адаптации, низкая самооценка, состояние тревожности, инфантилизма в поведении человека могут выступать в качестве прогностических признаков и предпосылок его виктимизации. 

 

4. Девиантогенность личности как психологическая основа ее виктимизации.

Девиация  – отклонение в поведении индивида от социальных, культурных, правовых норм.

Девиантогенность  – склонность индивида к совершению различных поведенческих девиаций.

В настоящее  время в науке различаются  два вида девиантного поведения: созидательное и разрушительное. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения материальных благ как источник пополнения жизненной энергии.

Девиантное  поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой  людей социальных действий, отклоняющихся  от доминирующих в социуме социокультурных  норм и общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой  негативные последствия и вред обществу или человеку.

В социальных, виктимологических и психологических  исследованиях отмечается, что девиантогенность может быть ситуативной или устойчивой и характеризоваться различной  степенью мотивационно-энергетической интенсивности и эмоциональности, т.е. это может быть потребностью, а может быть реакций человека на конфликтную ситуацию.

 

Девиантное  поведение определяется в соответствии со следующими критериями: психопатологическим (медицинским), связанным с явлениями, находящимися между нормой и патологией; социально-нормативным, связанным с общественными установками и ценностями и характеризующим уровень социальной адаптации личности; индивидуально-психологическим, отражающим способность человека выполнять социальные предписания, принимать решения и делать выбор.

Отметим, что криминалогические  исследования преступности несовершеннолетних и молодежи, проведенные в 1997 г. в Беларуси (Н.А. Барановский), показали, что личности молодых преступников и их образу жизни присущи специфические особенности, имеющие явно выраженный криминогенный характер. Типичными виктимологическими характеристиками молодых правонарушителей являются: низкий уровень общей культуры и образования, утрата социально-профессионального статуса и уклонение от учебы и работы; у учащейся молодежи наблюдается низкий уровень обучаемости, второгодничество и нежелание учиться; социальная отчужденность, неприспособленность к условиям нормальной социальной жизни, дезадаптированность; конфликтность отношений с окружающими и сверстниками; ведение аморального и противоправного образа жизни; отмечен правовой и нравственный нигилизм, усвоение ценностей молодежных субкультур (потребительства, гедонизма, насилия, сексуальной свободы, национального экстремизма, религиозного фанатизма).

Информация о работе Виктимология