Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:10, курс лекций
Социальная виктимология как научное направление возникла в середине прошлого века в процессе реализации идеи изучения и оказания помощи жертвам социализации и негативных социальных воздействий на человека. Вследствие этого нужно учесть, что
Заметим, что разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность – поведение уголовно наказуемое, запрещенное законом, является лишь одной из форм девиантного поведения человека.
На этой основе девиантное поведение включает в себя поведение асоциальное, делинквентное (преступное), суицидальное и парасуицидальное, аддиктивное (зависимое), бродяжничество, вандализм, проституцию, сексуальные отклонения и др.
Вместе с тем в социальном поведении молодых людей, имеющих девиантные характеристики, отмечается высокий уровень тревожности и неуверенности в себе, что само по себе является виктимной личностной характеристикой и ставит их в позицию жертвы. Как показывает социально-педагогическая практика, формирование устойчивых асоциальных индивидуально-психологических качеств проявляется у детей уже в младшем возрасте. В подростковом возрастном периоде у данного типа молодых людей четко проявляются: эгоцентризм, эмоциональное безразличие, конформизм, неразвитость чувства индивидуальной ответственности, слабоволие, импульсивность, раздражительность, обидчивость, подозрительность и враждебность, склонность к физической и деструктивной агрессивности.
Как отмечают Л.В. Кондратюк, Д.В. Ривман, И.А. Коробейников. Н.А. Барановский, у подростков и молодых людей с девиантным поведением встречаются психические аномалии: депрессивность, неврозы, дебильность, состояния деперсонификации и внутриличностного конфликта. У подростков с патологическим криминальным стереотипом поведения обнаруживается низкая психологическая и личностная толерантность к социальным факторам, когда незначительные внешние воздействия оказываются провоцирующими, актуализируя дефектность адаптации, что и приводит к поведенческой и личностной деструкции.
Выделяются несколько подходов к оценке поведенческой нормы и девиаций: социальный, психологический, психиатрический, этно-культурный, возрастной, гендерный, медицинский, профессиональный, феноменологический, педагогический.
Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует относить любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. С точки зрения права такое поведение противоречит правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. По степени общественной опасности такое поведение разделяют на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.
Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. В рамках данного подхода существует множество классификаций девиантного поведения. Так, Ю.А. Клейберг выделяет поведение негативное (употребление наркотиков и др.), позитивное (социальное творчество и др.), социально-нейтральное (попрошайничество и др.).
Ц.П. Короленко
и Т.А. Донских делят девиантное
поведение на две большие группы:
нестандартное (новые идеи, мышление,
действия) и деструктивное (разрушающее
личность), которое подразделяется
на внутридеструктивное и
Е.В. Змановская
выделяет следующие виды девиантного
поведения: антисоциальное (действия или
бездействия, запрещенные законодательством)
Психиатрический подход рассматривает девиантное поведение как доболезненные особенности личности, способствующие формированию психических расстройств и заболеваний.
Этнокультурный подход рассматривает девиации через призму традиций какого-либо сообщества.
Возрастной подход признает отклоняющимся поведение, не соответствующее возрастным особенностям и нормам (отставание или опережение в развитии, качественные инверсии).
Гендерный подход исходит из представления о традиционных половых стереотипах поведения, мужском и женском стиле поведения. Девиации в данном случае связаны с гиперролевым поведением и инверсией образцов гендерного стиля.
Медицинский подход основан на психопатологическом и возрастном критериях. Он определяет поведенческие нарушения, соответствующие медицинским диагностическим результатам на уровне болезни.
Профессиональный подход базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения.
Феноменологический подход учитывает все отклонения от нормы, даже нейтральные (например, аутизм).
Педагогический подход основан на выделении школьных (нарушения дисциплины, прогулы, курение и др.) и социальных (бродяжничество, воровство, сексуальные девиации и др.) дезадаптаций ребенка.
На этой основе выделяют различные типы девиаций:
Физические
и психические отклонения имеют,
как правило, медицинские основания
и связаны с особенностями
психофизического развития людей. Педагогические
девиации вызываются неконструктивным
подходом к выбору форм, методов
и средств воспитания, отсутствием
индивидуального подхода в
Тема 3. ВИКТИМНОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕРТВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Основные вопросы
1. Типы жертв и виды виктимности личности: общая характеристика.
2. Психологические основы понятия «индивидуальная виктимность» личности.
3. Индивидуальная виктимность как психическая и социально-психологическая девиация.
4. Внутренние предпосылки личности, способствующие развитию ее виктимности.
5. Стресс и стрессовые реакции как проявление виктимности личности.
6. Социальный инфантилизм как характеристика виктимной личности.
Рекомендуемая литература
1. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики / А.В. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.
2. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика. Проблема трудных детей. Теория. Практика. Эксперимент: пособ. для учителей, воспитателей, студентов, аспирантов пед. высш. учеб. заведений / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2005. – 400 с.
3. Плавник, Н.К. Почему дети становятся трудными / Н.К. Плавник // Народная асвета. – 2009. – № 4. – С. 89–92.
4. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления: пособие / под ред. Е.Н. Волковой. – СПб: Питер, 2008. – 240 с.
1. Типы жертв и виды виктимности личности: общая характеристика.
Центральное, стержневое понятие виктимологии – жертва (лат. – victima, англ. – viktim, франц. – viktime). Однако, несмотря на то, что виктимология представляет собой учение о жертве, основным элементом ее предмета является виктимность.
Как уже
говорилось ранее, виктимность –
приобретенные человеком
Как правило, жертва – это преимущественно физическое лицо, которому непосредственно причинен вред. В работе Христенко (2005) предлагается следующее определение: жертва – это человек (сторона взаимодействия), который утратил значимые для него ценности в результате воздействия на него другим человеком (стороной взаимодействия), группой людей, определенными событиями и обстоятельствами. В отечественной виктимологии наряду с термином «жертва» изначально используется термин «потерпевший», что в первую очередь относится к жертвам криминальных преступлений.
С начала возникновения виктимологии исследователи пытались классифицировать жертвы преступлений (Христенко, 2004). Так выделяют жертвы автомобильной катастрофы, мести, преступления. Существуют также понятия жертвы религиозной, политической, идеологической борьбы, экономической ситуации, жертвы обмана, шантажа и т. д. И это далеко не полный список конкретных частных определений понятия «жертва».
Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные, которые представлены различными типами-категориями людей (по А.В. Мудрику).
Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации могут стать инвалиды; дети, подростки, юноши, девушки с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.
Потенциальными и в то же время реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей и девушек с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса.
Латентными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Так, ряд специалистов полагают, что высокая одаренность и даже гениальность «выпадают» на долю одного человека из тысячи родившихся. В зависимости от благоприятности условий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развивается примерно у одного из миллиона, имевших задатки. А истинным гением становится лишь один из десяти миллионов, т. е. большинство гениев теряется на жизненном пути, ибо условия социализации оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности.
Названные
выше типы реальных жертв далеко не
всегда представлены «в чистом виде».
Часто первичный дефект, отклонение
от нормы или какое-то объективное
жизненное обстоятельство (например,
неблагополучная семья) вызывают вторичные
изменения в развитии человека, ведут
к перестройке жизненной
Одни
признаки и обстоятельства, позволяющие
отнести человека к числу жертв
неблагоприятных условий
В литературе помимо термина «жертва» также часто используется термин «виктимное поведение», что, строго говоря, означает «поведение жертвы». Однако это понятие обычно используется для обозначения неправильного, неосторожного, аморального, провоцирующего и т.д. поведения. Виктимной нередко именуют и саму личность, имея в виду, что в силу своих психологических и социальных характеристик она может стать жертвой преступления.
Типичное поведение людей в определенных ситуациях есть выражение их внутренней сущности. Каждый человек живет и действует в условиях определенной социальной системы, выполняя множество различных социальных ролей, представляющих динамическое выражение его социальных позиций, статусов.
Специфика потерпевшего от преступления (жертвы) как социально-психологического типа заключается в том, что он является носителем внутренних психологических причин виктимного поведения, которые при определенных внешних обстоятельствах могут реализоваться в таком поведении на основе как негативных, так и положительных мотивов.
В настоящее время существует несколько разработанных отечественными исследователями классификаций жертв преступлений. Так, например, B. C. Минская, классифицируя формы поведения жертвы, отмечает, что в большинстве случаев насильственных преступлений поведение потерпевшего являлось по существу провокацией этих преступлений. В проведенных автором исследованиях убийств и причинения телесных повреждений вследствие отрицательного поведения потерпевших установлено, что непосредственно перед совершением преступления между потерпевшим и преступником в подавляющем большинстве случаев (95 %) происходила ссора.
B.C. Минская приводит классификацию поведения жертв преступлений в зависимости от степени его общественной опасности. Она выделяет следующие виды поведения потерпевших:
B.C. Минская приводит также классификацию, основанную на поведении потерпевших непосредственно перед преступлением или в момент его совершения: физическое насилие; оскорбление; попытка применения физического насилия; психическое насилие – угроза физическим насилием, уничтожением или повреждением имущества виновному; необоснованный отказ оплатить бытовые услуги, освободить жилище; насильственное изгнание субъекта из его жилища; необоснованные имущественные притязания потерпевшего; кража.