Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:10, курс лекций
Социальная виктимология как научное направление возникла в середине прошлого века в процессе реализации идеи изучения и оказания помощи жертвам социализации и негативных социальных воздействий на человека. Вследствие этого нужно учесть, что
Прежде чем рассмотреть факторы, влияющие на превращение человека в жертву социализации, следует усвоить сущность понятий «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность».
Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и др.).
Виктимизация – это процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации (А.В. Мудрик).
Виктимизация является исторически изменчивым социальным явлением, которое зависит от уровня экономического и политического развития, от социальных отношений в обществе. Виктимизация – это социальная патология. Она возникла в связи с зарождением в обществе криминального начала, деструктивного источника. Однако виктимизация является самостоятельным явлением, которое не обязательно сопрягается с деструктивностью. Для понимания динамики виктимизации в обществе следует отметить, что имеются латентные (скрытые) формы и состояния данного явления, значительно влияющие на общий уровень этих процессов в обществе. Таким образом, виктимизация – детерминированное деструктивностью социальных отношений и взаимодействий, закономерное, исторически изменчивое и массово существующее социальное явление (А. И. Тесля). Процесс виктимизации является следствием влияния не одного какого-либо явления или процесса (жертвы или обстоятельств конкретной жизненной ситуации), а целостной системы взаимодействующих и личностных детерминант, включая личность и ее поведение, а также процесс деструктивного воздействия среды и обстоятельства в конкретной ситуации.
Н.А. Барановский анализирует некоторые аспекты виктимизации в регионах Беларуси (2002 г.). Он отмечает, что молодые люди, совершающие криминальные действия, имеют низкий образовательный уровень, не имеют реального социально-профессионального статуса, часто отклоняются от учебы и работы. Для таких молодых людей характерна отчужденность, дезадаптация, а также ведение аморального и противоправного образа жизни, что обуславливает их виктимность.
Таким образом, виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
4. Возрастные периоды возможной виктимизации личности.
На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми с наибольшей вероятностью может привести человека к виктимизации.
Рассмотрим эти этапы.
В периоде внутриутробного
В дошкольном возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная холодность и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; характер просмотра передач (развлекательный, агрессивный и т. д).
В младшем школьном возрасте (6–10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей; поведение отчима или мачехи; нищета семьи; гипопротекция или гиперопека; характер просмотра передач; неразвитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших детей (привлечение к курению, выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование; растление.
В подростковом возрасте (11–14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипопротекция или гиперопека; характер просмотра передач; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.
В ранней юности (15–17 лет): антисоциальная семья; нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивая дисмарофобия (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; романтические неудачи; суицидальные устремления; противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы; Интернет-зависимость.
В юношеском возрасте (18–21): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность и в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.
Повлияет ли любая из названных опасностей в определенный период жизни человека на его социализацию, во многом зависит как от объективных обстоятельств, так и от его индивидуальных особенностей. Безусловно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть обусловлены его индивидуальными особенностями.
Исходя из приведенного выше, особое значение сегодня в работе социального педагога имеет виктимологическая профилактика, которая представляет собой систему государственных и социальных мер по выявлению, нейтрализации и предупреждению личностных и факторных детерминант процесса виктимизации. В этой системе важны не только правовые меры, но и виктимологическое просвещение и образование, и, прежде всего, молодежи. Такая просветительская и профилактическая работа необходима в общеобразовательных школах и в других учебных заведениях.
5. Факторы процесса виктимизации личности.
В системе поведения человека всегда отражаются процессы детерминации макро- и микросоциальных общественных отношений, социальных явлений, процессов и состояний.
Социальное поведение является результатом динамического взаимодействия личности с окружающим миром, социальной, культурной и природной средой. Социальное поведение обуславливается и личностным фактором, уровнем психологического развития индивида, его социальным развитием, что отражается в деструктивном поведении человека.
В процессе виктимизации личности определенную роль играют факторы разного уровня: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофаторы.
К мегафакторам (всеобщий уровень) относятся: космос, планета, мир.
К макрофакторам (высокий уровень) – страна, общество, государство, этнос. Общество и государство играют особую роль в процессе виктимизации. Так, в каждом государстве есть инвалиды и сироты, однако условия их жизни и социализации различаются в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства (инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения; системы социальной реабилитации; профессиональной подготовки и трудоустройства; законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов – органы управления, общественные фонды и т. д.). Статус и субъективное состояние сирот и инвалидов во многом определяются названными обстоятельствами.
Во многих
странах имеется такая
В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны, стихийные бедствия (наводнения, землетрясения и др.), депортация целых народов или социальных групп (выселение так называемых «кулаков» в СССР в период коллективизации сельского хозяйства, переселение татар из Крыма в 1940 гг. в СССР и др.). Эти факторы негативно влияют и на потомков тех, кто изначально был подвергнут их влиянию. Таким образом, виктимизация людей может быть вызвана сразу целым комплексом стрессогенных факторов, источником которых являются травмирующие события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, военные действия, насилие). Под их влиянием у человека возникает состояние, которое в психологии называется синдром посттравматических стрессовых нарушений. Особенность этого состояния заключается в том, что оно со временем не исчезает, а становится все более ярко выраженным. Возможная минимизация последствий данных катастроф с точки зрения виктимизации их участников зависит от специальных усилий общества и государства: восстановление разрушенных поселений; создание нормальных условий жизни; создание системы социальной, медицинской, психологической, профессиональной реабилитации жертв катастрофы. Важное направление государственной политики в данном случае – преобразование общественно-политического строя и изменение социально-психологической атмосферы в обществе, восстановление справедливости по отношению к депортированным и их потомкам.
К мезофакторам (промежуточный уровень) относятся тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультурные и региональные условия. На данном уровне особую роль играют специфические условия поселения, к которым относится экология, экономические условия, производственные и рекреативные инфраструктуры, социально-профессиональные и демографические структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат.
Специфическими
факторами виктимизации человека на
данном уровне могут стать природно-
К микрофакторам относятся семья, микросоциум, группы сверстников, воспитательные институты, религиозные организации. Причем семья, микросоциум, группы сверстников характеризуются устойчивостью, неформальностью взаимоотношений. Их роль в процессе социализации носит системообразующий характер.
Группа
сверстников может выступать
вполне объективным виктимогенным
фактором, особенно в подростковом
и юношеском возрасте, если она
имеет асоциальный или
В предложенной российским психологом Е.В. Руденским культурогенетической концепции феномен «социально-педагогическая виктимизация личности» обосновывается с позиции интеграции ряда факторов риска его возникновения. Этим обусловлено то, что в качестве факторов риска социально-педагогической виктимизации учащегося им рассматриваются:
1. Субъектные, интрасубъектные и интерсубъектные факторы развивающейся личности подростка.
2. Субъектные, интрасубъектные и интерсубъектные факторы личности учителя.
3. Системные факторы педагогического общения, отраженные в системе взаимодействия учителя (родителя) и развивающейся личности подростка.
4. Психосоциальные факторы (макрофакторы) социально-педагогической ситуации развития личности подростка.
5. Индивидуально-
Таким образом,
автор в процессе психологического
и социально-педагогического