Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:10, курс лекций
Социальная виктимология как научное направление возникла в середине прошлого века в процессе реализации идеи изучения и оказания помощи жертвам социализации и негативных социальных воздействий на человека. Вследствие этого нужно учесть, что
Некоторые ученые выделяют два конститутивных типа виктимности (Туляков, 2004):
Таким образом, виктимность как отклонение от норм безопасного поведения реализуется в совокупности социальных (статусные характеристики ролевых жертв и поведенческие отклонения от норм индивидуальной и социальной безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (интериоризация виктимогенных норм, правил поведения виктимной и преступной субкультуры, виктимные внутриличностные конфликты) проявлений (Сабитов, 1985).
Выдающийся японский виктимолог К. Миядзава также выделял общую виктимность, зависящую от социальных, ролевых и гендерных характеристик жертвы, и специальную, реализующуюся в установках, свойствах и атрибуциях личности. Причем, по утверждению К. Миядзавы, при наслоении этих двух типов друг на друга виктимность увеличивается.
Виктимность может проявляться в двух основных формах:
1) эвентуальная (от латинского eventus – случай) виктимность;
2) децидивная (от латинского decido – решение) виктимность (Туляков, 1997).
Эвентуальная виктимность (виктимность в потенции), означающая возможность при случае, при известных обстоятельствах, при определенной ситуации стать жертвой преступления, включает в себя причинно обусловленные и причинно сообразные девиации. Естественно, что характеристики эвентуальной виктимности в основном определяются частотой виктимизации определенных слоев и групп населения и закономерностями, присущими такой виктимизации.
Децидивная виктимность (виктимность в действии), охватывающая стадии подготовки и принятия виктимогенного решения, да и саму виктимную активность, соответственно, включает в себя целесообразные и целеобусловленные девиации, служащие катализатором преступления.
Так, по
мнению психологов, люди, сознательно
или бессознательно избирающие социальную
роль жертвы (установка на беспомощность,
нежелание изменять собственное
положение без вмешательства
извне, низкая самооценка, запуганность,
повышенная готовность к обучению виктимному
поведению, усвоению виктимных стереотипов
со стороны общества и общины), постоянно
вовлекаются в различные
Например, согласно результатам исследований Дж. Сутула, приведенным в работе Б.Л. Гульмана, классический портрет жертвы изнасилования включает черты фатализма, робости, скромности, отсутствие чувства безопасности, выраженную податливость внушению.
Трусость и податливость могут сочетаться с повышенной агрессивностью и конфликтностью жертв-психопатов, истероидов, избирающих позицию «обиженного» с целью постоянной готовности к взрыву негативных эмоций и получению удовлетворения от обращения негативной реакции общества на них, усилению ролевых свойств жертвы.
3. Индивидуальная виктимность как психическая и социально-психологическая девиация.
Рассматривая
виктимность как психическую
и социально-психологическую
Обычно страх определяется как эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Ф. Риман, рассматривая с точки зрения теории синергетики страхи как форму реализации противоречия между человеческими стремлениями к устойчивости, определенности бытия и индивидуальными потребностями в переменах, утверждает, что в основном страхи, являясь органичными составляющими нашей жизни как биологических и социальных существ, напрямую связаны с соматическим, душевным и социальным развитием, с овладением новыми функциями при вступлении в общество или содружество. Страх всегда сопровождает каждый новый шаг по пересечению границ привычного, требующий от нас решимости перейти от изведанного к новому и неизвестному (Риман, 1999).
Страх может
быть выраженным как в форме специфической
боязни определенных ситуаций или объектов
(страх перед незнакомцем, насильником,
темнотой), так и в форме
Страх напрямую связан с нашими психическими установками, самочувствием, системой ценностей и опытом социального общения. По Ф. Риману, основными формами страха являются:
С виктимологической точки зрения определенный интерес представляет рассмотрение уровней страха перед преступностью (от нормы к патологии). Например Туляков (2004) здесь выделяет 4 уровня.
1. Общее
состояние страха перед
2. Культурные
состояния страха перед
3. Детерминированные опытом виктимизации личностные виктимные фобии. В норме выражаются в накопленном негативном опыте столкновения с различными формами насилия, рациональном поиске выхода из таких ситуаций и определенных опасениях попадания в сходные ситуации. Патологическое развитие влечет за собой неврозы, психотические состояния, дифункциональность реакций при попадании в ситуацию, хотя бы мельком напоминающую ситуацию виктимизации, опасения вновь и вновь стать беспомощной жертвой, параноидальный бред преследования.
4. Острые
состояния страха в
К числу психических девиаций виктимного характера относят и определенные расстройства психической деятельности, затрудняющие социальную адаптацию и в определенных случаях имеющие патологический характер (мазохизм, садизм, эксгибиционизм, патологический эротизм-нимфомания). Не останавливаясь подробно на анализе указанных форм виктимных девиаций, рассматривающихся обычно в работах по психоанализу и психиатрии, отметим, что садистско-мазохистские комплексы порой находят свое выраженное проявление в среде жертв преступлений, могущих, с определенной долей допущения, быть отнесенными к рецидивным жертвам.
Вместе с тем для рецидивных «прирожденных» жертв свойственны не только виктимные девиации психики.
Интериоризация виктимогенных норм, правил поведения виктимной и преступной субкультуры, виктимные внутриличностные конфликты могут играть значительную роль в формировании провоцирующего поведения, поведения, связанного с усвоением и воплощением в образе жизни субъектов виктимных стереотипов и состояний, а также поведения, связанного с оценкой самого себя как жертвы, переживанием собственных бед и неудач как детерминированных исключительно личностными качествами либо, наоборот, – враждебным окружением.
Проблема восприятия себя как жертвы правонарушения, не бывшей в состоянии нормально адаптироваться к существующим условиям социального развития, определенным образом связана с состоянием внутриличностного конфликта. Сходные зависимости возникают и в восприятии и в воплощении в соответствующем поведении виктимных правил и норм соответствующей субкультуры.
Следует
отметить, что проблема внутриличностных
конфликтов не получила своего адекватного
воспроизведения и оценки в криминальной
виктимологии. Определяя конфликт как
дезинтеграцию
Внутриличностный
конфликт как переживание, вызванное
столкновением различных
Во многом
возникновение внутриличностных конфликтов
имеет виктимологическое
Нереализованные
и неразрешенные
Ролевые
межличностные конфликты могут
приводить к формированию следующих
специфических виктимных
Говоря
о роли восприятия и воплощении в
соответствующем поведении