Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:10, контрольная работа
Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию. Она включает:
- Субъект – это ученые, научные сотрудники, специалисты, их объединения.
- Объект – это все состояние бытия, требующее изучения - явления, законы и случайности.
- Цель – это описание, объяснение, предсказание, истолкование процессов и явлений.
- Средства – это правила и методы мышления; правила и методы опытного исследования; система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность; денежно-кредитное обеспечение науки, язык, разумно-рассудочный уровень мышления.
Введение……………………………………………………………………………………. 3
Общие модели развития науки …………………………………………………………….6
Анализ взглядов Т.Куна на проблему революций в науке ………………………………9
Изложение идеи И.Локатоса на закономерности развития науки ……………………..11
Заключение ………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы …………………………………………………….19
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский заочный
финансово-экономический
филиал г.Туле
Контрольная работа
по дисциплине “Концепции современного естествознания”
тема: ‘Закономерности и модели развития науки”
Тула 2008 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Общие модели развития науки …………………………………………………………….
Анализ взглядов Т.Куна на проблему революций в науке ………………………………9
Изложение идеи И.Локатоса на закономерности развития науки ……………………..11
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………………….19
Введение.
Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию. Она включает:
- Субъект – это ученые, научные сотрудники, специалисты, их объединения.
- Объект – это все состояние бытия, требующее изучения - явления, законы и случайности.
- Цель – это описание, объяснение, предсказание, истолкование процессов и явлений.
- Средства – это правила и методы мышления; правила и методы опытного исследования; система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность; денежно-кредитное обеспечение науки, язык, разумно-рассудочный уровень мышления.
- Социальные условия – это система организации научной деятельности в обществе, государстве; уровень потребности общества и государства в истинных знаниях; создание сети научных учреждений (академии, министерства, научно-исследовательские институты); государственная и частная поддержка науки денежными средствами; материально-энергетическое обеспечение; коммуникационное обеспечение (издание монографий, журналов, проведение конференций); подготовка научных кадров.
- Активность субъекта – без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество не может быть реализовано.
- Конечный продукт (результат)
– это итог осуществленных
действий в получении знаний,
отражающий объективную
Так как человеческое
Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки:
- Каменный век (около 2 млн лет назад) – когда человек начал приобретать и передавать практически значимое.
- V век до н.э. (в Древней Греции) – как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического.
- Период позднего средневековья - когда была осознана значимость опытного знания.
- XVI-XVII в.в. – когда появились работы немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571-1630) (установил 3 закона движения планет вокруг солнца, изобрел телескоп); нидерландского ученого Христиана Гюйгенса (1629-1695) (изобрел маятниковые часы и установил законы колебаний маятника, заложил основы теории удара, создал волновую теорию света, стал одним из первых авторов теории вероятностей); итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642) (заложил основы современной механики, инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что подвергнулся суду инквизиции (1633), вынудившему его отречься от учения Н.Коперника); английского ученого Исаака Ньютона (1643-1727) – математика, физика, механика и астронома (открыл дисперсию и хроматическую аберрацию света, его интерференцию и дифракцию, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярную и волновую теории света, построил зеркальный телескоп, сформулировал основные законы классической механик, открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел). К этой эпохе относится и создание социальных условий для развития науки: в 1666 году создается Парижская академия наук, в 1672 году возникает Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых) – с 1703г его президентом стал Исаак Ньютон.
- Конец 1-й трети XIX в. – когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе общей научно-исследовательской программы. Их создатели - немецкий филолог, языковед, государственный деятель, основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) и немецкий химик Юстус Либих (1803-1873) (один из создателей агрохимии, открыл изомерию, создал теории радикалов, гниения и брожения, минерального питания растений, получил ряд органических соединений).
Рассматривая перечисленные
Современная наука охватывает огромную область знаний – около 15 тысяч дисциплин. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на последние 100 лет.
Современная
наука имеет очень сложную
систему структуризации. Ее дисциплины
объединяются как комплексы
Научное знание добывается при помощи особого метода его организации.
В одной китайской притче
Основными элементами научного знания являются:
- факты - твердо установленные и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, измерениями, проверками;
- законы – которые
- теории, дающие объяснение
- научные картины мира, в которых сведены воедино все теории, допускающие взаимное согласование.
1. Общие модели развития науки.
Проблема метода научного
В наше
время стандартная модель
Таким образом, традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов > первичное эмпирическое обобщение > обнаружение отклоняющихся от правила фактов >изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения > логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Подобная модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.
Теория является
высшей формой организации
В XX-м веке развернулась дискуссия, какое же знание можно и нужно считать научным. Было сформулировано несколько принципов для признания знания научным:
- Принцип верификации (проверка, эмпирическое подтверждение);
- Принцип фальсификации – только то знание можно назвать научным, которое в принципе опровержимо.
Развитие
науки непрерывно
- Опыт – одна из первых границ. Опыт человечества по сравнению с вечностью ограничен. И неизвестно, можно ли закономерности, подтвержденные человеческим опытом, распространять на всю Вселенную.
- Рационализм.
Он отстаивает дедуктивную
- Природа человека.
Человек – существо макромира
(мира, сопоставимого по своим
размерам с человеком) и мы
никогда не сможем до конца
понять и узнать суть
- Сама наука.
Любая теория, «разрешая» одни
явления, «запрещает» другие. К
примеру, теория
- Инструментальная природа науки. Наука может знать, как делать, как чего-то добиться, но молчит, во имя чего она это делает. Эту задачу человек должен решить сам.
Наука развивается и качественно меняется во времени. Она наращивает свой объем, разветвляется, усложняется. Развитие это оказывается неравномерным, дробным и хаотичным.
Тем не
менее, существует логика