Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:10, контрольная работа
Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию. Она включает:
- Субъект – это ученые, научные сотрудники, специалисты, их объединения.
- Объект – это все состояние бытия, требующее изучения - явления, законы и случайности.
- Цель – это описание, объяснение, предсказание, истолкование процессов и явлений.
- Средства – это правила и методы мышления; правила и методы опытного исследования; система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность; денежно-кредитное обеспечение науки, язык, разумно-рассудочный уровень мышления.
Введение……………………………………………………………………………………. 3
Общие модели развития науки …………………………………………………………….6
Анализ взглядов Т.Куна на проблему революций в науке ………………………………9
Изложение идеи И.Локатоса на закономерности развития науки ……………………..11
Заключение ………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы …………………………………………………….19
2. Анализ взглядов Т.Куна на проблему революций в науке.
Наибольшее число сторонников, начиная с 60-х годов ХХ-го века, имеет концепция развития науки, предложенная американским историком и философом Томасом Куном (1922г.р.). Отправным пунктом размышлений Т.Куна над проблемами эволюции научного знания стал отмеченный им любопытный факт: ученые-обществоведы славятся своими разногласиями по фундаментальным вопросам, исходным основаниям социальных теорий; представители же естествознания по такого рода проблемам дискутируют редко, преимущественно в периоды так называемых кризисов в их науках. В обычное же время они относительно спокойно работают.
Способность исследователей
длительное время работать в
некоторых определенно
Содержание
парадигмы отражено в
Решающая новизна концепции Т.Куна заключалась в том, что смена парадигм в развитии науки не является линейной, Это значит, что развитие науки нельзя представить в виде тянущегося строго вверх к солнцу дерева (познания добра и зла). Оно похоже скорее на развитие кактуса – прирост которого может начаться с любой точки его поверхности и продолжаться в любую сторону. И где, в какой точке научного «кактуса» возникнет вдруг «точка роста» новой парадигмы – непредсказуемо. Этот процесс произволен, случаен – потому что в каждый критический момент перехода от одного состояния к другому имеется несколько возможных вариантов. Какая именно точка из многих «пойдет в рост», зависит от стечения обстоятельств. Выходит, что логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта «выбирается» случаем из целого ряда других, не менее закономерных возможностей. Из этого следует, что привычная для нас существующая ныне квантово-релятивистская картина мира могла бы быть и другой, но, наверное, не менее логичной и последовательной.
Переходы
от одной научной парадигмы
к другой Т.Кун сравнивал с
обращением людей в новую
Однако далеко не все исследователи методологии научного познания согласились с этим выводом.
3. Изложение идеи И.Локатоса на закономерности развития науки.
Альтернативную Томасу Куну
В общем
виде его модель развития
- «Жестокое ядро», включающее неопровержимые для сторонников программы исходные положения.
- «Негативная эвристика» - своеобразный «защитный пояс» ядра программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами. (Допустим, что наблюдения свидетельствуют об отклонении движения планет от реальных орбит, рассчитанных небесной механикой. В этом случае законы механики подвергаются сомнению в самую последнюю очередь. Вначале же в ход идут гипотезы и допущения «защитного пояса»: можно предположить, что неточны измерения, ошибочны расчеты, присутствуют некоторые возмущающие факторы - например, неоткрытые планеты).
- «Позитивная эвристика» - «…это правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти». Иными словами, это ряд доводов, предположений, направленных на то, чтобы изменять и развивать «опровержимые варианты» исследовательской программы. В результате эта программа предстает не как изолированная теория, а как серия модифицирующихся (изменяющихся) теорий, в основе которых лежат единые исходные принципы.
К примеру, И. Ньютон вначале разработал свою программу для планетарной системы, состоящей всего из двух элементов: точечного центра (Солнца) и единственной точечной планеты (Земли). Но данная модель противоречила третьему закону механики («Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению»). Поэтому она была заменена Ньютоном на модель, в которой Солнце и планеты вращались вокруг общего центра притяжения. Затем были последовательно разработаны модели, в которых учитывалось большее число планет, но игнорировались межпланетные силы притяжения – Солнце и планеты представали уже не точечными массами, а массивными сферами. И только потом была начата работа над моделью, учитывающей межпланетные силы и возмущения орбит.
Важно отметить, что последовательная смена моделей мотивировалась не аномальными наблюдаемыми фактами, а теоретическими и математическими затруднениями программы. Именно их разрешение и составляет суть «позитивной эвристики» Лакатоса. Благодаря этому ученые, работающие внутри какой-либо исследовательской программы, могут долгое время игнорировать критику и противоречащие факты. Они вправе ожидать, что решение конструктивных задач, определяемых «позитивной эвристикой», в конце концов приведет к объяснению непонятных или непокорных фактов. Это придает устойчивость развитию науки.
Однако рано или поздно позитивная эвристическая сила той или иной исследовательской программы исчерпывает себя. Встает вопрос о смене парадигмы. Вытеснение одной программы другой представляет собой научную революцию. Причем эвристическая сила конкурирующих исследовательских программ учеными оценивается вполне рационально. «Программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, т.е. когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты … программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от эмпирического роста, т.е. когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой…»2.
Среди
множества концепций концепции
Г.Куна и И.Лакатоса считаются
самыми влиятельными реконструк
Термин «научная
революция» означает переворот и может
иметь двоякое значение. С одной стороны
ее можно рассматривать просто напросто
как победу над невежеством, суевериями
и предрассудками. С другой стороны –
как путь к эволюции науки.
Заключение.
Существует еще много различных моделей развития науки. Самая экстравагантная точка зрения на характер научной революции разработана австрийским философом, логиком и социологом Карлом Поппером (1902 г.д.р). Ее называют концепцией перманентной революции. Согласно попперовскому принципу фальсификации только та теория может считаться научной, которая опровержима. При этом опровержимость «потенциальная» рано или поздно превращается в актуальную. В результате теория терпит неудачу. В результате крушения теории возникают новые проблемы. А движение от одних проблем к другим и составляет прогресс науки.
Рассматривая научную
Таким образом,
о радикальном перевороте (революции)
в области науки можно
Поскольку
научная картина мира
Четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научных картин мира, или научных революций, в истории развития науки вообще и естествознания в частности можно выделить три. Если их персонифицировать по именам ученых, сыгравших в этих событиях наиболее заметную роль, то три глобальные научные революции должны именоваться: аристотелевской, ньютоновской и эйнштейновской.
Суть названных научных
В VI-IV в.в. до н.э. произошла первая революция в познании мира, в результате которой и появилась на свет наука. Исторический смысл этой революции в том, что науку стали отличать от других форм познания и освоения мира. Наиболее ясно наука была осознана в трудах древнегреческого философа Аристотеля (384-322 до н.э.). Он создал фактическое учение о доказательстве – главном инструменте выведения и систематизации знания; разработал категориально-понятийный аппарат, утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения); дифференцировал научное знание предметно – философия, математика, наука о природе и т.д. Нормы научности знания, заданные Аристотелем, пользовались непререкаемым авторитетом более 1000 лет. А многое действует и поныне.
Важнейшим фрагментом античной научной картины мира было последовательное геоцентрическое учение о мировых сферах. Мир представлялся системой идеальных, равномерно вращающихся по круговым орбитам небесных сфер вокруг единого центра – Земли. Сегодня мы знаем, что это неверно. Но это не значит, что не научно.
Вторая глобальная научная
В чем заключаются отличия созданной ими науки от античной науки?
- Классическое естествознание заговорило языком математики. Античная наука ценила математику, но ограничивала область ее применения «идеальными» небесными сферами и считала, что описание земных явлений возможно только качественное, нематематическое. Новое естествознание сумело выделить объективные количественные характеристики (форма, величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях (через формулы).
- Наука нашла опору в методах исследований для подчинения природы, а не просто ее созерцать.
- Было разрушено представление
о космосе, как о завершенном
и гармоничном мире. На смену
этому пришла концепция
- Главенствующей во всей науке стала механика. Все знания о природе сводились к принципам механики, а соображения о ценностях, совершенствах отбрасывались.
- Сформировался четкий идеал научного знания: раз и навсегда установленная абсолютно истинная картина природы, которую можно лишь подправлять, но радикально переделывать уже нельзя.
Итог второй научно революции – создана
механиститческая картина мира на базе
экспериментально-
В это время состоялась целая серия блестящих открытий в физике (сложная структура атомов, явления радиоактивности, дискретный характер электромагнитного излучения и т.д.). Был нанесен сокрушительный удар механистической картине мира – убежденности в том, что с помощью простых сил, действующих между объектами, можно описать все явления природы, что механика И. Ньютона – это универсальный ключ к пониманию всего происходящего.