Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:37, реферат

Описание работы

Детское население — наиболее ранимая и самая чувствительная к неблагоприятным воздействиям окружающей среды возрастная группа. Тенденцию к изменению показателей здоровья детского населения следует рассматривать как барометр социально-экономического развития общества и критерий санитарно-эпидемиологического благополучия всего населения.

Файлы: 1 файл

Валеология.docx

— 50.99 Кб (Скачать файл)

 

                                           Вступление

 

Детское население — наиболее ранимая и самая чувствительная к неблагоприятным воздействиям окружающей среды возрастная группа. Тенденцию к изменению показателей  здоровья детского населения следует  рассматривать как барометр социально-экономического развития общества и критерий санитарно-эпидемиологического  благополучия всего населения. Низкий уровень здоровья при рождении, последующее  снижение адаптационных возможностей организма, ускоренное формирование хронической  патологии, характерные для здоровья нынешнего поколения, обусловлены  экологическим и социальным неблагополучием  прошлых лет. Для детей не существует "краткосрочных" последствий. Детство  — короткий, но крайне важный этап жизни, на котором закладываются основы здоровья.

Экологическая ситуация и  неблагоприятные демографические  и социально-экономические тенденции  повлекли за собой ухудшение здоровья детского населения, поставив эту проблему в число национальных приоритетов. В последние годы негативная динамика состояния здоровья приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом заболеваемости по всем основным классам  болезней. Так, среди белорусских  школьников отмечается рост заболеваемости гастритом (в 10,5 раза), язвой желудка (в 2,3 раза), у 7% детей наблюдается  увеличение щитовидной железы, 23% имеют  различные хронические заболевания, 65 % — функциональные отклонения. Увеличился процент детей с заболеваниями, получившими у медиков название "школьных" (нарушения осанки и  зрения). К пятому классу нарушение  осанки выявляется у 40% школьников. У 21% первоклассников наблюдаются нервно-психические  расстройства. К моменту окончания  школы этот процент увеличивается  до 93. В результате 2/3 выпускников  школ имеют медицинские ограничения  при выборе профессии, более чем 50% допризывников противопоказана служба в армии.

Существующая материально-техническая  база воспитательно-образовательных  учреждений зачастую не обеспечивает оптимальных, гигиенически целесообразных условий обучения и режима дня  в целом. Подавляющее большинство  действующих учреждений построено  по типовым проектам. Значительные сроки службы зданий обусловливают  их неудовлетворительное техническое  состояние, потребность в ремонте. По типовым схемам организуются и  земельные участки, тем самым  программируется игровая деятельность детей. Плавательные бассейны имеются только в 1,2% школ. Часть школ переполнена: в республике около четверти детей учится во вторую смену, а 0,27% — даже в третью.

Школы резко различаются  по вместимости: в городах есть "гиганты", где учатся по 2 тысячи детей, в деревнях — "карликовые" школы на 10—20 и  менее учеников. Открываются "элитные" государственные гимназии и лицеи, частные коммерческие малокомплектные  школы, воскресные школы при храмах разных конфессий. Нормативные документы, регламентирующие работу подобных учебных  заведений нового типа, отсутствуют.

Реформа образования, которая  проводится в республике, не имеет  должного медико-гигиенического обоснования. Школьные программы чрезвычайно  насыщены. Их освоение предполагает интенсивную  работу ребенка в школе и дома после уроков. Органический дефект школьных программ — ориентация на абстрактного среднего ученика, вследствие чего они "не развивают" самых  способных и слишком сложны для детей с замедленным развитием. Последние даже при 12-часовом рабочем дне не в состоянии освоить материал по всем предметам. А не успевающие в школе дети (как правило, дети из неблагополучных семей) составляют большинство среди несовершеннолетних правонарушителей.

       Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе

 Очень важным гигиеническим  принципом построения режима  дня школьника является рациональная  организация учебно-воспитательного  процесса, при которой получение  разносторонних знаний сочетается  с укреплением здоровья школьников  и способствует формированию  целостной, востребуемой обществом  личности.

 Успешное обучение  требует устойчивой концентрации  возбуждения в коре головного  мозга ребенка. Вместе с тем,  относительная функциональная незрелость  нервных клеток ЦНС, слабость  процессов активного внутреннего  торможения наряду с преобладанием  возбуждения характерны для детей  младшего школьного возраста  и требуют особого подхода  к построению режима умственной  деятельности, чтобы она не превратилась  в фактор негативного воздействия  на здоровье. Образовательная работа  требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.

 Утомление на школьном  уроке - естественное следствие  учебной деятельности и играет  определенную биологическую роль  для организма. Прежде всего,  это защита от переутомления,  т. е. истощения организма и,  кроме того, утомление стимулирует  восстановительные процессы и  повышает функциональные возможности  организма. О начале развития  утомления свидетельствует: снижение  продуктивности труда (увеличение  числа ошибок и неправильных  ответов, удлинение времени выполнения  рабочих операций), появление двигательного  беспокойства, снижение внимания, нарушение  дыхания, сердцебиение, ухудшение  самочувствия. Признаки утомления  возникают позднее, если школьник  находится в благоприятных условиях.

 Небольшая двигательная  нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных  пауз в школьный урок является  обязательным условием гигиенического  нормирования урока и предупреждает  развитие переутомления. Это могут  быть простейшие упражнения, выполняемые  в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание,  наклоны, приседания, дыхательная  гимнастика), чтобы разгрузить утомленные  мышцы.

 Переутомление характеризуется  более выраженными и стойкими  изменениями в поведении школьника,  потерей аппетита, изменением настроения (плаксивость, раздражительность)  и снижением успеваемости. Возможны  жалобы на боли в области  сердца, головную боль, головокружение, слабость, нервные тики.

 В состоянии переутомления  у школьника значительно уменьшаются  защитные свойства организма,  он становится восприимчив к  любым неблагоприятным воздействиям. Кратковременный отдых не дает  стойкого эффекта. Необходим длительный  отдых, а иногда и комплексное  восстановление (отдых, полноценное  питание, лечебная гимнастика, плавание, сон, медикаменты). Если такие  мероприятия не предпринимаются  и продолжается учеба на фоне  переутомления, то развивается  невроз с вовлечением в патологический  процесс других систем организма.

 Развитию переутомления  способствуют нарушение санитарно-гигиенических  условий учебной деятельности, несоответствие  режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. В настоящее время предельная недельная учебная нагрузка составляет в начальной школе 20-25 часов, в средней школе - 28-32 часа и в старшей - 31-36 часов, в зависимости от длительности учебной недели.

 В современной общеобразовательной  школе появилось несколько новых предметов (ритмика, экология, хореография и др.), которые призваны снижать напряженность учебного процесса и необходимы в образовательном процессе детей и подростков.

Правильная организация  учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. Вместе с тем, состояние современного образования выявляет негативные тенденции  для здоровья учеников, так как  увеличиваются и «омолаживаются»  отдельные формы патологии от начала к концу школьного этапа  образования (дефекты осанки, близорукость, заболевания верхних дыхательных  путей, сердечно-сосудистой системы, патология  позвоночника и пр.). В их предупреждении важная роль должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном освещении  рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и учебных  помещений, в питании, закаливании  и прочих мероприятиях. Большую роль играют взаимоотношения в семье, в учебном коллективе со сверстниками и педагогами.

 Очень важен оптимальный  ритм работы и отдыха, в том  числе активного отдыха. Физиологическая  схема изменения работоспособности  включает периоды врабатывания, оптимальной работоспособности  и ее снижения. Затем должен  следовать период отдыха с  фазой восстановления функций  и их упрочения. Все эти фазы  по длительности и степени  выраженности очень разнятся  у школьников разного возраста  и должны определяться индивидуальными  особенностями. 

При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в  течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая  работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5 уроке у  младших и на 6 - у старших работоспособность  снижается на 50 % по сравнению с  первым уроком. Аналогичная динамика работоспособности наблюдается и в течение недели. Вместе с тем следует учитывать и недельную, и месячную, и годовую динамику работоспособности (нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года). В связи с этим на указанных этапах следует менять акценты, несколько снижая учебную нагрузку и увеличивая активный отдых.

 При рассмотрении вопросов  обучаемости следует учитывать  влияние наследственных и социальных  факторов, их соотношение. В старшем  школьном возрасте снижается  роль генотипа, возрастает роль  средовых воздействий.

 Обучение должно ставить  трудные, но разрешимые задачи  и поэтому способствовать развитию  психофизиологических функций.

 В процессе развития  меняется форма мышления от  наглядно-действенной через наглядно-образную  к словесно-логической. Базовой гигиенической  проблемой учебной деятельности  школьника является: нормирование  учебной нагрузки; регламентация  длительности урока и перемен;  время и продолжительность каникул;  количественный регламент уроков  в течение дня и недели и  их оптимальное сочетание; разумное  чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий  для учебы и отдыха.

 Деление школьного  периода обучения ребенка на 3 этапа (начальный, средний и  старший школьный), безусловно, оправдано,  но, наш взгляд, необходимо выделить  в начальном этапе еще период  наибольшего напряжения адаптационных  механизмов ребенка (особенного 6-летнего) к условиям систематического  обучения (первые полгода или  год). Здесь умения педагога в  работе с детьми или их отсутствие  могут сыграть позитивную или  негативную роль, заложить в ребенке  интерес или нежелание учиться,  а также укрепить базис здоровья  или ослабить его.

 Важную роль играют  и склонность ребенка к обучению, его способности, его готовность, резерв адаптации. Именно поэтому  в последние годы практикуется  дошкольное тестирование детей  (наряду с оценкой здоровья) на  определение уровня развития  речи, психики, моторики.

 Для 6-летних детей  следует установить продолжительность  уроков до 30 минут и 35 минут  соответственно в первом и  втором полугодии, а после 2-3 уроков необходимо проводить  занятия в виде организованных  спортивных игр и развлечений  на воздухе. В середине же  третьей четверти, наиболее длительной  и утомительной, желательно провести  недельные каникулы. Возможно, что  подобная организация учебной  деятельности необходима и для  некоторых 7-летних детей.

 Необходимо постепенно  формировать новый жизненный  стереотип, школьный режим дня.  В среднем адаптация детей  к начальной школе длится 3-16 недель. Завершение адаптации характеризуется  устойчивым функционированием систем  организма и успешной учебной  работой.

 В целях обеспечения  процесса адаптации детей к  требованиям школы в 1-х классах  должен применяться «ступенчатый»  режим учебных занятий с постепенным  наращиванием учебной нагрузки: в сентябре - 3 урока по 35 минут,  со 2-й четверти - 4 урока по 35 минут,  со 2-го полугодия - в соответствии  с максимально допустимой недельной  нагрузкой. Для учащихся 1-х классов  в течение года устанавливаются  дополнительные недельные каникулы.

 Для поддержания высокого  уровня работоспособности и решения  педагогических задач большое  значение имеет организация урока,  его длительность, сочетание разных видов учебной деятельности.

 

Правило 1. Правильная организация урока.

Главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А  для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.

Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы  подачи   содержания   учебного   материала,   который   надо  сделать  более привлекательным; за счет личностных качеств учителя; взаимный интерес, который подавляет  утомление.

 Правило  2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций  между полушариями. Существуют различные  типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости  от того, какое из них является доминирующим.

Информация о работе Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе