Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:37, реферат

Описание работы

Детское население — наиболее ранимая и самая чувствительная к неблагоприятным воздействиям окружающей среды возрастная группа. Тенденцию к изменению показателей здоровья детского населения следует рассматривать как барометр социально-экономического развития общества и критерий санитарно-эпидемиологического благополучия всего населения.

Файлы: 1 файл

Валеология.docx

— 50.99 Кб (Скачать файл)

 С ростом и развитием  ребенка режим дня претерпевает  изменения в соответствии с  другими интересами, ритмом жизни,  что носит диалектически обусловленный  характер. Режим дня считается  правильным, если в нем предусмотрено  достаточно времени для всех  видов деятельности ребенка, в  соответствии с гигиеническим  регламентом. Деятельность должна  быть посильной для данного  индивидуума, а отдых должен  способствовать оптимальному восстановлению.

 Основными компонентами  режима дня являются: сон, пребывание  на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая  деятельность по интересам, отдых  по интересам, личная гигиена,  питание, помощь по дому.

 При построении рационального  режима дня следует учитывать  биоритмы функционирования организма.  У большинства здоровых детей  наибольшая возбудимость коры  головного мозга определяется  в периоды 9-12 час и 16-18 час.  Первый подъем более выражен  по силе и длительности. Вместе  с тем есть дети с одновершинным  дневным подъемом работоспособности  или с многовершинным вариантом.  В ночное время функции всех  систем выражены на минимальном  уровне.

 Сон - разновидность  пассивного отдыха, обеспечивающего  полноценное восстановление клеток  коры головного мозга. Сон - многоаспектная проблема со многими  неизвестными, активно изучается  в наше время.

 Для детей первого  класса школы наряду с ночным (не менее 8 часов) необходим  дневной сон (1 час) как элемент  облегчения адаптации к школьному  периоду жизнедеятельности. В  17-18 лет длительность ночного  сна уменьшается до 6-6,5 час. Поздней  осенью и зимой длительность  сна несколько увеличивается в связи с необходимостью адаптироваться к более холодному времени года. У большинства современных школьников отмечается недосыпание ввиду раннего начала занятий в школе (I смена - 8 утра) и, значит, раннего пробуждения и более позднего засыпания ввиду увлечения телепередачами, компьютерными играми или другими видами деятельности.

 Хроническое недосыпание  ухудшает функциональное состояние  коры головного мозга, является  основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает  умственную и физическую работоспособность.  Особенно этот негативный эффект  проявляется у ослабленных детей.

 Пребывание вне помещения,  прогулки, занятия по интересам,  игры тоже можно отнести к  отдыху, но с элементами активности. Подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительные процессы. Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации.

 Пребывание на воздухе,  как мощный оздоровительный фактор, для школьника желательно разбить  на несколько частей: до приготовления  уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного  отдыха на воздухе меняется  по возрастным группам: в младшем  школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа. Следует  подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно  эту часть режима, тем самым,  уменьшая двигательный компонент  режима.

 Двигательная активность  школьника выражается в тысячах  шагов или в количестве часов  пребывания на воздухе, или  в цифровом выражении энергозатрат. С возрастом показатель увеличивается,  но неравномерно в разные периоды  развития ребенка. Так, в 7-8 лет мальчики совершают до 20 тыс.  шагов в сутки, девочки - 17 тыс., а в 9-10 лет - одинаковое количество (20-21 тыс.), затем вновь проявляются  половые различия (у мальчиков  - больше). Аналогичная неравномерность  двигательного компонента характерна  для его суточной динамики: в  часы высокой активности количество  движений явно превышает этот  показатель малоактивного времени  суток.

 Зимой отмечается тенденция  к снижению двигательного компонента  режима. В период снижения физиологической  активности можно планировать  игровую деятельность или отдых  по интересам (чтение, рисование,  шитье и прочее). Длительность  этого вида деятельности составляет  от 1-1,5 часа для младших школьников  до 2,5-3 часов - для старших. Подобный  отдых проводится на фоне положительных  эмоций, доставляет удовольствие, создает  психологическую разгрузку для  организма. Необходимо лишь учитывать  (и, возможно, ограничивать) деятельность, создающую условия перегрузки  для зрительного анализатора  (компьютер, телепередачи). Следует  воспитывать в детях привычку  делать перерывы в работе на компьютере каждые 15-20 -для младших и 20-25 минут для старших.

 Даже при работе  с компьютером, имеющим специальную  защиту экрана, должны существовать  временные ограничения (от 15 до 30 минут для школьников разного  возраста), т. к. неблагоприятный  эффект излучения сочетается  с мельканием кадров и другими  факторами негативного воздействия. Дети участвуют также в общественно-полезном труде (в классе, на школьном участке, в тепличном хозяйстве школы). Подобная деятельность должна продолжаться для профилактики переутомления не более 30 минут в начальных классах, 40 минут - в 5-8 классах и 1,5 часа - для старших школьников. Категорически запрещено привлекать детей к работе, сопряженной с риском для жизни, небезопасной в эпидемиологическом отношении (уборка туалетов, отбросов) и превышающей физические силы детского организма, либо противоречащей состоянию их здоровья. Определенное место в режиме дня следует отвести мероприятиям по личной гигиене (уход за телом, за волосами, зубами), закаливающим процедурам (воздушным, водным, комбинированным), утренней гигиенической гимнастике.

 Одним из обязательных  элементов режима ребенка является  прием пищи, который регламентируется  возрастом и состоянием здоровья  и требует определенного времени,  обстановки и настроя организма.  В школьном возрасте режим  питания и его количественно-качественная  характеристика несколько меняются  в сравнении с дошкольным периодом  в связи со спецификой этого  этапа жизнедеятельности ребенка.  Повышается потребность в свежих  овощах, фруктах, в разнообразных  витаминах, минеральных веществах.

 К сожалению, негативные  тенденции современного школьного  образования (увеличение общего  объема учебной нагрузки, ее чрезмерное  разнообразие, снижение возрастных  границ интенсивного образования  и др.) в значительной степени  уменьшают эффективность здоровьеформирующих  технологий образовательной системы,  так как выходят за рамки  возрастных гигиенических рекомендаций  и приводят к росту заболеваний  или предболезненных состояний.

Во многих современных  школах существуют группы продленного  дня. Гигиенические требования к  организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идут на прогулку на воздух, где  проводят время, активно отдыхая, затем  готовят домашние задания в условиях, обеспечивающих возрастные гигиенические  нормативы. В начальной школе  желателен послеобеденный пассивный  отдых (сон), если позволяют условия, в течение 1-1,5 часа. При неправильной организации режима дня в такой  группе у детей быстро нарастают  процессы утомления, ухудшается функциональное состояние систем организма, нарушаются обменные процессы.

 Режим дня школьников  значительно изменяется в выходные  дни, в каникулярное время,  в дни подготовки и сдачи  экзаменов. В период каникул  и в выходные дни следует  существенно (лучше - максимально)  увеличить время пребывания на  воздухе, где можно организовать  подвижные игры, спортивные игры, спортивные занятия, экскурсии,  походы и другие виды активной  эмоциональной деятельности. Все  остальные режимные элементы  тоже имеют место, но больше  времени следует отводить творческой  деятельности.

 В период подготовки  и сдачи экзаменов остаются  прежними длительность сна, личной  гигиены, закаливания, двигательной  активности, питания. Остальное время  посвящается учебной деятельности  в домашних условиях, но следует  помнить, что подобная подготовка  проходит оптимально в часы  наибольшей физиологической активности.

 Необходимо соблюдать  рациональный ритм такой деятельности  и вводить короткие перерывы  через каждые 45 мин., а спустя 2,5-3 часа - более длительный отдых  на воздухе, возможен прием  пищи. Общее время занятий - 8-9 часов.

 

         Школьные помещения – основные, воспитательные, служебные

Гигиенические принципы эксплуатации здания школы должны осуществляться в соответствии с санитарными  нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в  различных видах современных  общеобразовательных учреждений» (2002). В этих правилах указаны требования к участку и помещению школы; санитарному состоянию учреждения, тепловому режиму, освещению и  оборудованию классных комнат, учебно-воспитательному  процессу, медицинскому обслуживанию и питанию учащихся. Количество ученических  мест зависит от типа школы: начальная, неполная средняя и средняя. От этого  же зависит и состав помещений.

Для создания благоприятной  окружающей обстановки цветопсихологи советуют использовать для классных помещений младших школьников цвета, создающие теплую, жизнерадостную обстановку. У старших школьников надо стремиться к созданию деловой атмосферы, способствующей сосредоточенной работе.

Для школьных помещений рекомендуется  гамма цветов от желтоватозеленого  через желтый до оранжевого, однако синий и зеленый цвета также  подходят для классных комнат, ориентированных  на юг. Для коридоров и рекреаций  рекомендуется использовать цвета, не встречающиеся в отделке классов, выходящих в коридор, при сохранении общей световой гармонии.

Основными учебными помещениями  в школе является классная комната, учебный кабинет, лаборатория. В  них учащиеся проводят большую часть  времени – поэтому этим помещениям уделяется особое внимание. Целесообразно  создавать специализированные секции – по дисциплинам естественно-математического  и гуманитарного циклов.

Классы должны быть достаточной  площади, кубатуры, иметь хорошую  вентиляцию, естественное и искусственное  освещение. Все учащиеся должны хорошо слышать преподавателя и без  напряжения читать написанное на доске. Класс рассчитан на 35-40 детей. Гигиеническая  норма площади классной комнаты  – 1,25 м2 на одного ученика. При высоте помещения 3,3 м воздушный куб на одного учащегося составляет 4,5 м3. Норма  вентиляции на одного учащегося – 15 м3, поэтому должна быть 3-х-кратная смена воздуха в течение часа. Это с трудом можно достичь, если установить фрамуги и вытяжные каналы - поэтому воздушный режим должен тщательно соблюдаться.

Спортивный зал следует  размещать на первом этаже, а лучше  в пристройке. При спортивном зале должны быть снарядная, раздевальные для  мальчиков и девочек с душевыми и туалетами, комната для преподавателя.

К основным школьным помещениям также относятся помещения для  трудового обучения  учащихся 5 –11-х  классов. Должны быть два помещения  мастерских – столярная и слесарная, из расчета 6 м2 на одного человека.

К воспитательным помещениям относятся – актовый зал, библиотека, рекреационные помещения. К служебным – столовая, медицинский пункт, гардероб и санузлы.

Рекреационные помещения  предназначены для отдыха учащихся во время перемен. Ими являются коридоры вдоль кабинетов и лабораторий  – для этого ширина их должна быть не менее 2,8 м с односторонним  расположением кабинетов и 4 м  – при двухстороннем.

Гардеробы должны быть на первом этаже, в классах и рекреациях устраивать гардеробы запрещается. Туалетные комнаты должны быть на каждом этаже, отдельно для девочек  и мальчиков.

Библиотека в современных  школах должна быть справочно-информационным центром, обеспечивать возможность  индивидуальных занятий учащихся.

Столовая предусматривается  при 100 учащихся и более. Должна обеспечивать 2-х-разовое горячее питание для  детей продленного дня и горячие  завтраки для остальных детей.

Медицинский пункт должен включать следующие помещения: кабинет  врача площадью 14 м2 и длиной не менее 7 м (для определения остроты зрения и слуха), кабинет зубного врача, процедурный кабинет, кабинет психолога, самостоятельный санузел.

В последнее время отмечаются гигиенические преимущества обучения девочек и мальчиков до 7 класса в однородных по полу классных коллективах. Раздельное обучение имеет серьезную  физиологическую основу: у мальчиков  позднее формируется комплекс необходимых  для школы функций; требуется  разный язык в изложении материала  и поведении учителей; девочки  отличаются большей работоспособностью и усидчивостью; у мальчиков, воспитываемых вместе с девочками не развивается активная предприимчивость – брать ответственность на себя, а девочки становятся активными, равняясь на мальчиков. При раздельно-параллельном обучении годность юношей к службе в Армии значительно возрастает.

                        Гигиенические требования к учебной мебели

Учебная мебель должна отвечать педагогическим и гигиеническим  требованиям, обеспечивать проведение воспитательной и учебной работы, развивать художественный вкус. Гигиенические  требования к детской мебели и  инструментам включают их анатомо-физиологическое  соответствие возможностям организма  с учетом роста и возраста. Конструкция  мебели должна быть прочной, устойчивой, легкой, доступной для поддержания  в чистоте. Покрытие должно быть водостойким, выдерживать частое мытье горячей  водой с моющими средствами и  обработку дезинфицирующими веществами. Строительные и отделочные материалы  не должны выделять в воздух вредных  химических веществ. В процессе учебных  занятий организм детей испытывает статическую нагрузку вследствие необходимости  поддержания длительное время вынужденной  рабочей позы – напрягаются мышцы  спины, шеи, живота, ног.

Информация о работе Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе