Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:37, реферат
Детское население — наиболее ранимая и самая чувствительная к неблагоприятным воздействиям окружающей среды возрастная группа. Тенденцию к изменению показателей здоровья детского населения следует рассматривать как барометр социально-экономического развития общества и критерий санитарно-эпидемиологического благополучия всего населения.
С ростом и развитием
ребенка режим дня
Основными компонентами
режима дня являются: сон, пребывание
на свежем воздухе (прогулки),
учеба в школе и дома, игровая
деятельность по интересам,
При построении рационального
режима дня следует учитывать
биоритмы функционирования
Сон - разновидность
пассивного отдыха, обеспечивающего
полноценное восстановление
Для детей первого
класса школы наряду с ночным
(не менее 8 часов) необходим
дневной сон (1 час) как элемент
облегчения адаптации к
Хроническое недосыпание
ухудшает функциональное
Пребывание вне помещения, прогулки, занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементами активности. Подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительные процессы. Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации.
Пребывание на воздухе,
как мощный оздоровительный
Двигательная активность
школьника выражается в
Зимой отмечается тенденция
к снижению двигательного
Даже при работе
с компьютером, имеющим
Одним из обязательных
элементов режима ребенка
К сожалению, негативные
тенденции современного
Во многих современных школах существуют группы продленного дня. Гигиенические требования к организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идут на прогулку на воздух, где проводят время, активно отдыхая, затем готовят домашние задания в условиях, обеспечивающих возрастные гигиенические нормативы. В начальной школе желателен послеобеденный пассивный отдых (сон), если позволяют условия, в течение 1-1,5 часа. При неправильной организации режима дня в такой группе у детей быстро нарастают процессы утомления, ухудшается функциональное состояние систем организма, нарушаются обменные процессы.
Режим дня школьников
значительно изменяется в
В период подготовки
и сдачи экзаменов остаются
прежними длительность сна,
Необходимо соблюдать
рациональный ритм такой
Школьные помещения – основные, воспитательные, служебные
Гигиенические принципы эксплуатации
здания школы должны осуществляться
в соответствии с санитарными
нормативами «Гигиенические требования
к условиям обучения школьников в
различных видах современных
общеобразовательных
Для создания благоприятной окружающей обстановки цветопсихологи советуют использовать для классных помещений младших школьников цвета, создающие теплую, жизнерадостную обстановку. У старших школьников надо стремиться к созданию деловой атмосферы, способствующей сосредоточенной работе.
Для школьных помещений рекомендуется
гамма цветов от желтоватозеленого
через желтый до оранжевого, однако
синий и зеленый цвета также
подходят для классных комнат, ориентированных
на юг. Для коридоров и рекреаций
рекомендуется использовать цвета,
не встречающиеся в отделке
Основными учебными помещениями
в школе является классная комната,
учебный кабинет, лаборатория. В
них учащиеся проводят большую часть
времени – поэтому этим помещениям
уделяется особое внимание. Целесообразно
создавать специализированные секции
– по дисциплинам естественно-
Классы должны быть достаточной площади, кубатуры, иметь хорошую вентиляцию, естественное и искусственное освещение. Все учащиеся должны хорошо слышать преподавателя и без напряжения читать написанное на доске. Класс рассчитан на 35-40 детей. Гигиеническая норма площади классной комнаты – 1,25 м2 на одного ученика. При высоте помещения 3,3 м воздушный куб на одного учащегося составляет 4,5 м3. Норма вентиляции на одного учащегося – 15 м3, поэтому должна быть 3-х-кратная смена воздуха в течение часа. Это с трудом можно достичь, если установить фрамуги и вытяжные каналы - поэтому воздушный режим должен тщательно соблюдаться.
Спортивный зал следует размещать на первом этаже, а лучше в пристройке. При спортивном зале должны быть снарядная, раздевальные для мальчиков и девочек с душевыми и туалетами, комната для преподавателя.
К основным школьным помещениям также относятся помещения для трудового обучения учащихся 5 –11-х классов. Должны быть два помещения мастерских – столярная и слесарная, из расчета 6 м2 на одного человека.
К воспитательным помещениям относятся – актовый зал, библиотека, рекреационные помещения. К служебным – столовая, медицинский пункт, гардероб и санузлы.
Рекреационные помещения предназначены для отдыха учащихся во время перемен. Ими являются коридоры вдоль кабинетов и лабораторий – для этого ширина их должна быть не менее 2,8 м с односторонним расположением кабинетов и 4 м – при двухстороннем.
Гардеробы должны быть на первом этаже, в классах и рекреациях устраивать гардеробы запрещается. Туалетные комнаты должны быть на каждом этаже, отдельно для девочек и мальчиков.
Библиотека в современных школах должна быть справочно-информационным центром, обеспечивать возможность индивидуальных занятий учащихся.
Столовая предусматривается
при 100 учащихся и более. Должна обеспечивать
2-х-разовое горячее питание
Медицинский пункт должен
включать следующие помещения: кабинет
врача площадью 14 м2 и длиной не менее
7 м (для определения остроты
В последнее время отмечаются гигиенические преимущества обучения девочек и мальчиков до 7 класса в однородных по полу классных коллективах. Раздельное обучение имеет серьезную физиологическую основу: у мальчиков позднее формируется комплекс необходимых для школы функций; требуется разный язык в изложении материала и поведении учителей; девочки отличаются большей работоспособностью и усидчивостью; у мальчиков, воспитываемых вместе с девочками не развивается активная предприимчивость – брать ответственность на себя, а девочки становятся активными, равняясь на мальчиков. При раздельно-параллельном обучении годность юношей к службе в Армии значительно возрастает.
Гигиенические требования к учебной мебели
Учебная мебель должна отвечать педагогическим и гигиеническим требованиям, обеспечивать проведение воспитательной и учебной работы, развивать художественный вкус. Гигиенические требования к детской мебели и инструментам включают их анатомо-физиологическое соответствие возможностям организма с учетом роста и возраста. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, легкой, доступной для поддержания в чистоте. Покрытие должно быть водостойким, выдерживать частое мытье горячей водой с моющими средствами и обработку дезинфицирующими веществами. Строительные и отделочные материалы не должны выделять в воздух вредных химических веществ. В процессе учебных занятий организм детей испытывает статическую нагрузку вследствие необходимости поддержания длительное время вынужденной рабочей позы – напрягаются мышцы спины, шеи, живота, ног.
Информация о работе Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе