Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:37, реферат

Описание работы

Детское население — наиболее ранимая и самая чувствительная к неблагоприятным воздействиям окружающей среды возрастная группа. Тенденцию к изменению показателей здоровья детского населения следует рассматривать как барометр социально-экономического развития общества и критерий санитарно-эпидемиологического благополучия всего населения.

Файлы: 1 файл

Валеология.docx

— 50.99 Кб (Скачать файл)

Левополушарные  люди - для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению, поэтому на уроке необходимо использовать следующие приемы: ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке.

Правополушарные люди - у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение, поэтому на уроке необходимо использовать следующие приемы: связь информации с практикой; анализ от целого к частному; задачи зрительно-пространственного анализа; творческие задания, эмоции, эксперименты; речевой и музыкальный ритм.

Равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиалыюе восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик  детей позволит педагогу излагать учебный  материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.  

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально    доказано,     что    биоритмологический    оптимум работоспособности у  школьников имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так  и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и  от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова: 5-25 минута - 80%; 25-35 минута - 60-40%; 35-40 минута - 10%.

Практически все исследователи  сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы  учащиеся заканчивали обучение с  сильными и выраженными формами  утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации  и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление  школьников.

Утомление часто возникает  в следующие периоды: начало учебного года и недели; ежедневно к 3-4-му урокам; сначала проявляется слабо, а  затем усиливается к концу  учебного дня; окончание четверти, учебного года, недели.

У учащихся, заканчивающих  занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое  напряжение организма - десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических  заболеваний.

Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность  учащихся, контролируя ее изменение  в ходе процесса обучения, мы будет  способствовать здоровьесбережению.

Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление- вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Правило 6. Снятие эмоционального напряжения.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений  позволяют снять эмоциональное  напряжение. Этот прием также позволяет  решить одновременно несколько различных  задач: обеспечить психологическую  разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного  плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации  самостоятельной деятельности. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Правило 7. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка  предполагает не только создание необходимых  гигиенических и психологических  условий для организации учебной  деятельности, но и профилактику различных  заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Правило 8. Использование здоровьесберегающих технологий.

 Среди которых особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

 

                 

                  Гигиенические требования к структуре урока

Основной структурной  единицей учебной работы детей и  подростков в школе является урок. От уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления.

Особенно утомительна  для детей монотонная работа, а  также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической  позы. Поэтому гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.

 Длительность непрерывного  чтения в начальной школе от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно  проводить в начале урока или  в середине и чередовать его  с пересказом, прослушиванием записей,  разговором с педагогом. Для  письменной работы оптимальная  продолжительность 3-5 минут.

 В среднем и старшем  школьном возрасте учебная нагрузка  возрастает за счет увеличения  количества уроков в день и  учебных дисциплин, что увеличивает  опасность развития переутомления.  Для его профилактики наряду  с соблюдением всех гигиенических  требований следует большое внимание  уделить рациональному составлению  учебного расписания на каждый  день и на неделю. В соответствии  с трудностью урока (табл. 30) и  динамикой суточной и недельной  работоспособности необходимо обратить  внимание на сочетание двигательного  и статического компонентов в  период занятий.

 К динамическим урокам  относят уроки физкультуры, труда,  пения, ритмики, которые способствуют  снятию статической нагрузки  и профилактике переутомления.  Наиболее утомительными в младших  классах являются чтение, природоведение, история; в средних - география,  история, математика, физика, химия;  в старших - литература, география,  физика, химия, математика, информатика.

 Трудные уроки следует включать в расписание вторыми или третьими, то есть в период высокой работоспособности. Не следует сочетать одинаковые уроки 2-3 раза подряд, даже легкие и динамические, так как монотонная работа особенно утомительна для ребенка.

 Трудные уроки в  расписании необходимо чередовать  с легкими, а статические с  динамическими. Для учащихся среднего  и старшего возраста - предметы  естественно- математического и  гуманитарного циклов необходимо  ставить 2 и 3 в расписании и  чередовать. Уроки труда, физического  воспитания, начальной военной подготовки, музыки, изобразительного искусства  надо ставить в младших классах  3 уроком, в старших - 4-м.

 В понедельник и  субботу расписание облегчается  за счет уменьшения количества  часов и включения в него  более легких уроков. Не рекомендуется  ставить в расписание подряд  несколько предметов, предусматривающих  одинаковый вид деятельности. В  виде исключения в 5-9 классах  разрешено соединять занятия  по лыжной подготовке, плаванию  и урокам труда. В 10-11 классах  допускается проведение сдвоенных  уроков по основным и профильным  предметам. 

 Большую роль в развитии  утомления при учебной деятельности  играет методика преподавания. Использование  технических средств, плакатов, схем, муляжей, приборов и т. п.  разнообразит изложение материала  и уменьшает утомление школьников, однако их применение тоже  должно быть регламентировано  по времени, так как для каждого  технического средства и в  разных возрастных группах существуют  гигиенические нормативы.

 Длительность непрерывного  применения на уроках диапозитивов  составляет в 1-2 классе от 7 до 15 мин, кинофильмов - от 15 до 20 мин,  телепередач - до 15 мин; для 3-4 классов  - 15-20 мин, 15-20 мин и 20 мин соответственно; для 5-7 классов - 20-25 мин для  всех видов технических средств  обучения и в 8-11 классах - 25-30 мин для всех видов. Нежелательно  повторять применение современных  информационных технических средств  на нескольких уроках подряд, а после таких уроков нельзя  давать нагрузку на зрительный  анализатор (уроки черчения, шитье  на домоводстве и прочее).

 Определенную сложность  составляет составление расписания  для учащихся второй смены.  Процессы утомления в период  занятий у них более выражены. Поэтому рекомендуется ученикам  начальной школы и выпускных  классов заниматься в первую  смену, в остальных классах  - чередовать смены.

 Большое внимание следует  уделять длительности и подвижности  перемен, в период которых восстанавливаются  функции корковых клеток и  ускоряются восстановительные процессы. Поэтому перемены менее 10 минут  в школе не допускаются, так  как времени для отдыха недостаточно. Большие перемены (до 30 минут) предназначены  для приема пищи учениками  и длительного отдыха и проводятся  в середине смены. Вместо одной  большой перемены после 2-го  или 3-го уроков допускается  две перемены по 20 минут каждая  после 2 и 3 уроков.

 В начальной школе  рекомендуется 3 перемены в такой  последовательности: 10-20-10 минут; в  средней - 10-20-20-10-10 минут и в  старшей - 10-10-30-10-10. Во время большой  перемены дети (если не питаются) выходят на свежий воздух, где  у них есть возможность подвигаться,  эмоционально разрядиться. Не  всегда следует занимать перемены  шумной игрой, требующей времени  для восстановления, не следует  на перемене читать книгу, повторять  уроки. Перемена может быть  проведена под контролем преподавателя  физвоспитания или другого педагога  и должна носить активный характер.

 С целью предупреждения  снижения работоспособности школьников  в течение учебного года проводятся  каникулы.

 Особого внимания заслуживают  школьники, обучающиеся в спецшколах, лицеях, гимназиях, где нагрузка  на подростка возрастает за  счет увеличения количества занятий  по специальным предметам, за  счет факультативного обучения, кружков.

 Наблюдения показывают, что у этих школьников чаще  выявляются дефекты осанки, склонность  к артериальной гипертонии и  другие формы патологии и предпатологии.  В их режиме дня преобладает  деятельность со статической  нагрузкой, недостаточное пребывание  на воздухе, недосыпание. Однако, эти дети отличаются высокой  мотивацией к учебе и обеспечивают  высокую успеваемость, зачастую  нещадно эксплуатируя резервы  адаптации своего организма, что  и предрасполагает к развитию  предпатологических состояний. В  этих школах особенно важна  четкая регламентация всех гигиенических  составляющих режима дня ребенка,  чтобы снизить негативный эффект  интенсивного образования.

 Большого внимания  заслуживают также школьники  с отклонениями в состоянии  здоровья постоянного или временного  характера. Для многих из них  обычный уровень учебной нагрузки, легко выполняемый здоровым школьником, является значительным и вызывает  напряжение механизмов адаптации. Для этих детей особую актуальность приобретает гигиенический принцип учебной деятельности - индивидуальные нагрузки.

                                                  Режим дня –

это распределение времени  на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния  здоровья и особенностей личности. Рационально построенный режим  способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет  здоровье. В основе режима дня лежит  условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая  организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время  и, значит, облегчает выполнение этой работы.

Информация о работе Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе