Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:37, реферат
Детское население — наиболее ранимая и самая чувствительная к неблагоприятным воздействиям окружающей среды возрастная группа. Тенденцию к изменению показателей здоровья детского населения следует рассматривать как барометр социально-экономического развития общества и критерий санитарно-эпидемиологического благополучия всего населения.
При неправильном устройстве мебели, несоответствии ее размерам росту и пропорциям тела ребенка – статическая нагрузка резко возрастает. Это приводит к нарушениям функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сдавливанию передних отделов межпозвоночных дисков, нарушению осанки (сколиоз) и зрения (близорукость).
Правильным считается положение тела, если: сохраняется устойчивое равновесие и нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищевой систем, слухового и зрительного анализаторов. Менее утомительная поза – с малым наклоном корпуса вперед. Для соблюдения физиологической позы парта и стул должны соответствовать антрометрическим данным: высота сиденья = длине голени со стопой и глубина сиденья = длине бедра. Чем больше площадь опоры (сиденье, спинка стула, пол, подножка) – тем меньше мышечное утомление.
К сведению: В учебной
мебели должно быть выдержано правильное
соотношение основных элементов: крышки
стола, сиденья и спинки стула. Эти
соотношения нормируются
Дифференция – это расстояние
(по вертикали) от заднего края стола
до сиденья. Оно равно разности высоты
сиденья и высоты локтя плюс 5-6
см. Завышенная/заниженная дифференция
вынуждает школьника опускать/
Дистанция спинки - это
расстояние (по горизонтали) от заднего
края крышки стола до спинки стула.
Оно не должно превышать переднезаднего
диаметра туловища ребенка более, чем
на 5 см. При завышенной дистанции
у школьника уменьшаются
Дистанция сиденья – это расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья – она должна быть только отрицательной (не менее 4 см и не более 8 см). При нулевой и особенно при положительной дистанции учащийся вынужден тянуться предплечьем, что приводит к неудобной позе При этом важно не только обустроенное рабочее место в соответствии с ростом ребенка, но и роль педагога – воспитывать правильную посадку, приучать его сохранять во время занятия наименее утомительную позу (медперсонал осуществляет периодический контроль за осанкой детей в классах).
Для правильного рассаживания школьников в начале года заполняют «листок здоровья» - в нем отмечают рост, зрение, слух и номер мебели (всего 5 номеров). За первыми партами отводятся места для слабо видящих/слышащих. Слабовидящих сажают ближе к окнам, часто болеющих ОРЗ – дальше от окон.
Большую роль играет классная
доска. Она может быть разной конструкции
(створчатая, раздвижная), с разным покрытием
(линолеум, стеклоэмаль) и цветов (черная,
темно-коричневая, темно-зеленая). Но лучшая
работоспособность при темно-
Гигиенические требования к учебным пособиям
Чтение – это не
только один из способов
Бумага для учебников
должна быть: белой или слегка
желтой, чтобы обеспечивался
Печать должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Для заголовков используют цветную печать.
Медицинское обслуживание школьников
Формирование здоровья детей
в школе происходит под влиянием
большого числа факторов риска. В 2002
г. 70% детского населения составляли
школьники, из них только 34% относились
к 1 группе здоровья, 52% имели риск развития
хронических заболеваний и
Среди основных причин, отрицательно сказывающихся на развитие и здоровье детей, отмечаются:
-замена ростомерной мебели
(парт) на одномерную (столы), причем
в 20% школ ученическая мебель
не соответствует
- переформирование старших
садиковых групп в младшие
образовательные группы: в итоге
начало образования с 6-
- интенсификация учебного
процесса с увеличением
- построение современной
школы на малоподвижности
- стандартное чтение под секундомер;
- введение скорописи с помощью шариковой ручки;
- снижением энергетической
ценности пищи в питании
Отмеченные данные указывают на важную роль медицинских работников (медицинской сестры, школьного врача и санитарного врача по школьной гигиене) в контроле за здоровьем школьников, за санитарно-техническим состоянием школ, за соблюдением санитарных норм и правил и организацией образовательного процесса в них.
Медицинское обслуживание школьников
возлагается на квалифицированные
кадры средних медработников
и врачей-педиатров – школьных
врачей, которыми должны укомплектовываться
все образовательные
Неблагоприятное влияние обучения в современной школе на состояние здоровье детей и подростков требует дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения школьников, контроля его своевременности и полноты.
В образовательных учреждениях
ребенок проводит значительную часть
своей жизни. И то, как будет
организован образ жизни
Конечно, очень важно, чтобы
результатом окончания школы
стали бы глубокие и прочные знания
ребят по разным предметам, но еще
важнее, чтобы они оканчивали школу
здоровыми и, главное, понимающими
всю ценность здоровья для дальнейшей
жизни, для достижения жизненного успеха,
умеющими о себе позаботиться, убежденными
и испытывающими потребность
в необходимости ведения
Информация о работе Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе