Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:37, реферат

Описание работы

Детское население — наиболее ранимая и самая чувствительная к неблагоприятным воздействиям окружающей среды возрастная группа. Тенденцию к изменению показателей здоровья детского населения следует рассматривать как барометр социально-экономического развития общества и критерий санитарно-эпидемиологического благополучия всего населения.

Файлы: 1 файл

Валеология.docx

— 50.99 Кб (Скачать файл)

При неправильном устройстве мебели, несоответствии ее размерам росту  и пропорциям тела ребенка – статическая  нагрузка резко возрастает. Это приводит к нарушениям функционального состояния  сердечно-сосудистой и дыхательной  систем, сдавливанию передних отделов  межпозвоночных дисков, нарушению осанки (сколиоз) и зрения (близорукость).

Правильным считается  положение тела, если: сохраняется  устойчивое равновесие и нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищевой систем, слухового и зрительного  анализаторов. Менее утомительная поза – с малым наклоном корпуса  вперед. Для соблюдения физиологической  позы парта и стул должны соответствовать  антрометрическим данным: высота сиденья = длине голени со стопой и глубина  сиденья = длине бедра. Чем больше площадь опоры (сиденье, спинка стула, пол, подножка) – тем меньше мышечное утомление.

К сведению:  В учебной  мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула. Эти  соотношения нормируются величинами: дифференция, дистанция сиденья  и дистанция спинки.

Дифференция – это расстояние (по вертикали) от заднего края стола  до сиденья. Оно равно разности высоты сиденья и высоты локтя плюс 5-6 см. Завышенная/заниженная дифференция  вынуждает школьника опускать/поднимать  правое плечо во время письма (плечи  закрепляются на разных уровнях), что  искривляет позвоночник или увеличивает  расстояние от глаз до книги.

Дистанция спинки  - это  расстояние (по горизонтали) от заднего  края крышки стола до спинки стула. Оно не должно превышать переднезаднего диаметра туловища ребенка более, чем  на 5 см. При завышенной дистанции  у школьника уменьшаются возможности  использовать спинку стула как дополнительную опору. При недостаточной дистанции  ребенок оказывается зажатым  между крышкой парты и спинкой  стула.

Дистанция сиденья – это  расстояние (по горизонтали) между краем  крышки стола и краем сиденья  – она должна быть только отрицательной (не менее 4 см и не более 8 см). При  нулевой и особенно при положительной  дистанции учащийся вынужден тянуться предплечьем, что приводит к неудобной  позе При этом важно не только обустроенное рабочее место в соответствии с ростом ребенка, но и роль педагога – воспитывать правильную посадку, приучать его сохранять во время  занятия наименее утомительную позу (медперсонал осуществляет периодический  контроль за осанкой детей в классах).

Для правильного рассаживания школьников в начале года заполняют  «листок здоровья» - в нем отмечают рост, зрение, слух и номер мебели (всего 5 номеров). За первыми партами  отводятся места для слабо  видящих/слышащих. Слабовидящих сажают ближе к окнам, часто болеющих ОРЗ – дальше от окон.

Большую роль играет классная доска. Она может быть разной конструкции (створчатая, раздвижная), с разным покрытием (линолеум, стеклоэмаль) и цветов (черная, темно-коричневая, темно-зеленая). Но лучшая работоспособность при темно-зеленой  доске – видимость на 11% выше, чем на черной доске.

                      Гигиенические требования к учебным пособиям

 Чтение – это не  только один из способов восприятия  информации, но и активная работа  органа зрения и мозга. Поэтому  существуют гигиенические требования к учебным пособиям: к качеству бумаги, шрифту, набору, формату, весу книги и переплету.

 Бумага для учебников  должна быть:  белой или слегка  желтой, чтобы обеспечивался достаточный  контраст между печатными знаками  и фоном;  ровной и гладкой,  без значительного глянца и  не должен просвечивать текст  с обратной стороны листа. Санитарное  состояние учебника отражает  качество переплета и бумаги: низкое качество переплета, использование  шероховатой, легко впитывающей  влагу бумаги способствует быстрому  загрязнению и порче учебника. Он должен быть небольшого  формата, с легким переплетом, не из толстой бумаги, чтобы  не отягощать школьника. 

 Печать должна быть  четкой, интенсивно черного цвета  и равномерной. Для заголовков  используют цветную печать.

                             Медицинское обслуживание школьников

Формирование здоровья детей  в школе происходит под влиянием большого числа факторов риска. В 2002 г. 70% детского населения составляли школьники, из них только 34% относились к 1 группе здоровья, 52% имели риск развития хронических заболеваний и относились ко 2 группе, 16% относились к 3 группе. Основные заболевания, имеющие место у  школьников – болезни крови и  кроветворения (32%), заболевания эндокринные (31% - щитовидной железы, ожирение), костно-мышечной системы (26,5%) органов пищеварении  и сердечно-сосудистой системы (по 24%). Причем за последние 5 лет по данным профилактических осмотров заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 22%, а 15-17 лет – на 24%.

Среди основных причин, отрицательно сказывающихся на развитие и здоровье детей, отмечаются:

-замена ростомерной мебели (парт) на одномерную (столы), причем  в 20% школ ученическая мебель  не соответствует ростовозрастным  особенностям детей;

- переформирование старших  садиковых групп в младшие  образовательные группы: в итоге  начало образования с 6-летнего  возраста «обходится» детям в  2 раза дороже, чем 7-леткам из-за  более частых неврозов и увеличения  патологии позвоночника и зрения (перед поступлением в школу  имеют сниженное зрение 84 ребенка,  а перед окончанием -150 на 1000 детей);

- интенсификация учебного  процесса с увеличением суммарной  учебной нагрузки при снижении  физической активности;

- построение современной  школы на малоподвижности ребенка:  в сидячем положении учащиеся  начальной школы проводят до 70%, а старшеклассники – до 85% времени  в школе;

- стандартное чтение под  секундомер;

- введение скорописи с  помощью шариковой ручки;

- снижением энергетической  ценности пищи в питании школьников, резким обеднением ее витаминами  и микроэлементами, что приводит  к заболеваниям органов пищеварения,  белково-калорийной недостаточности,  снижению массы тела и роста.

Отмеченные данные указывают  на важную роль медицинских работников (медицинской сестры, школьного врача  и санитарного врача по школьной гигиене) в контроле за здоровьем  школьников, за санитарно-техническим  состоянием школ, за соблюдением санитарных норм и правил и организацией образовательного процесса в них.

Медицинское обслуживание школьников возлагается на квалифицированные  кадры средних медработников  и врачей-педиатров – школьных врачей, которыми должны укомплектовываться все образовательные учреждения. При отсутствии медработника руководство  школы заключает договор с  ближайшей поликлиникой о медицинском  обслуживании.

Неблагоприятное влияние  обучения в современной школе  на состояние здоровье детей и  подростков требует дальнейшего  совершенствования медицинского обеспечения  школьников, контроля его своевременности  и полноты.

                                               

 

 

 

 

 

                                               Заключение

В образовательных учреждениях  ребенок проводит значительную часть  своей жизни. И то, как будет  организован образ жизни учащихся на протяжении всего периода обучения, какие будут созданы условия  для сохранения и укрепления его  здоровья в этот ответственный, а  потому являющийся наиболее уязвимым, период роста и развития, будет  зависеть, выйдут ли юноши и девушки  из образовательных учреждений здоровыми  или будут иметь ограничения  в свободном выборе профессии  из-за плохого здоровья.

Конечно, очень важно, чтобы  результатом окончания школы  стали бы глубокие и прочные знания ребят по разным предметам, но еще  важнее, чтобы они оканчивали школу  здоровыми и, главное, понимающими  всю ценность здоровья для дальнейшей жизни, для достижения жизненного успеха, умеющими о себе позаботиться, убежденными  и испытывающими потребность  в необходимости ведения здорового  образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Литература

 

  1. Карасева Т.Н. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. 
  2. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11.
  3. Науменко IO.B. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегаюшие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002
  5.   Стражев В.И. Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь: Доклад на 1-м съезде учителей РБ. - Мн., 1997
  6. Сукало А.В., Станкевич З.А. // Здравоохр. Беларуси. — 1994.-№ 1
  7. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. Москва, 2010
  8. Мачулина Л.Н. Комплексная оценка состояния здоровья ребёнка: учебно-методическое пособие. Минск, 2005
  9. Гигиена детей и подростков: сборник нормативных документов. Вып.1 Минск,2009

 


Информация о работе Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе