История медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций *, классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.
Впервые классовое расслоение общества произошло в Египте и Шумере (IV тысячелетие до н. э.). В других регионах земного шара этот процесс развился в более поздние сроки: в Индии-—в середине III тысячелетия до н. э., в Китае — II тысячелетии до н. э., у народов Восточного Средиземноморья— III—II тысячелетиях до н. э., в Западной и Центральной Европе— I тысячелетии до н. э., в Америке— в I тысячелетии н. э.

Файлы: 1 файл

история медицины.docx

— 107.12 Кб (Скачать файл)

В древнем Египте был составлен самый  древний  из дошедших до  нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) — хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н.э.

В 1930 г. американский египтолог Дж. Г. Брэстед (Breasted J. Н.) впервые опубликовал его иератический (полускорописный) текст, транслитерацию в иероглифах и перевод на английский язык с обширными комментариями в виде отдельного тома (рис. 25).

Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4,68 м и шириной около 33 см. Он состоит из 17 колонок, в которых описаньг 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения при полном отсутствии элементов магии и мистики.

Врачебная этика  Египта того времени требовала, чтобы  врачеватель, осмотрев больного, открыто  сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую  я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу  вылечить».

В тех случаях, когда  излечение представлялось возможным, автор папируса дает четкие рекомендации врачевателю, как ему следует  действовать.

В то же время в  папирусе Смита описаны явно безнадежные  случаи травматических повреждений, которые  имеют для врача лишь теоретическое  значение. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей  с потерей речи и слуха, которые  автор папируса объясняет повреждением мозга: в результате трагического падения  человека с большой высоты голова вошла в плечи, позвоночник сломан в трех местах, позвонки вдавлены один в другой.

При лечении переломов  древние египтяне применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой.

Однако В целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э. Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.

Для обозначения  пациентов в древнеегипетском языке  существовало специальное слово  херидес. Буквально оно означало «тот, кто под ножом», но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и других больных, нуждавшихся в лечебной помощи «без ножа».

В древнем Египте издавна существовала профессия  врачевателя зубов— «он, который заботится о зубах» (рис.26). Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне (как это уже отмечалось) объясняли наличием «червя, который - растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т. е. оказывали местный лечебный эффект, однако это не останавливало дальнейшего развития заболевания.

Древние египтяне не. лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти (рис. 27) и прижизненному выпадению зубов. Даже у фараонов, при которых служили «главные зубовраче-ватели Великого дома» (греч. пер ао — большой дом; отсюда произошло — фараон) не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Большое значение в  древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических  требований и тесно связанному с  ними предупреждению болезней. Традиции и обычаи предписывали опрятность в  быту и умеренность в пище: «Египтяне... пьют только из медных сосудов, которые  чистят ежедневно... Платье   носят   полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса... Моются они два раза в день и два раза в ночь» (Геродот).

Не случайно эллины (греки) считали египтян «изобретателями» медицины, и в особенности медицины предупредительной.

Передача медицинских  знаний в древнем Египте была тесно  связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при  храмах и высших школах писцов —  «домах жизни» (егип. пер анх) в крупных городах: Гелиополь, Саис и др. Поскольку знания носили главным образом прикладной характер, в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну.

Дома жизни были также и местом хранения древних  папирусов, многие из которых считались  священными. До нас дошли лишь только    третьи или четвертые списки этих древних свитков.

Во времена Геродота в египетские школы принимали  хорошо подготов-ленных состоятельных иноземцев, что способствовало широкому распространению медицинских знаний древних египтян в других странах древнего мира. Впоследствии выдающиеся философы и писатели античного мира отмечали историческое значение культуры древнего Египта для становления древнегреческой культуры.

Египетские врачеватели  пользовались всеобщим признанием в  древнем-мире. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору. По сзи-детельству Геродота, персидский царь Кир II Великий (558—529 гг. до н. э.) просил фараона Амасиса (570—526 гг. до н. э.) прислать ему «лучшего в целом Египте» врачевателя глаз. «Врачебное искусство,— писал Геродот,— разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей; одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».

Геродот посетил  долину Нила в V в. до н. э., когда древняя  культура Египта насчитывала по меньшей  мере три тысячелетия.и клонилась к закату своей славной истории (в то время как Эллада только вступала в эпоху расцвета — классический • период). К тому времени Египет уже оказал (и на протяжении всей своей истории продолжал оказывать) огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

ВРАЧЕВАНИЕ  В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (3 тысячелетие До н. э.— 4 век н. э.)

История

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась  в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента (рис. 28) задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее время на ее территории    располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал. Периодизация истории врачевания В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:

1) период хараппской цивилизации (Ш — начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

2)    ведийский  период   (конец 2 —середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр    цивилизации    переместился  в восточную часть субконтинента и началось составление    «священных текстов»   (санскрит — веда),    передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

3) классический    период    (вторая половина I тысячелетия до н. э. — начало I тысячелетия н. э., Индостанский субконтинент) —время   наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. Ее характеризуют высокое развитие земледелия,  ремесел и торговли, подъем самобытной   культуры, утверждение и распространение    буддизма— первой из трех мировых религий, успехи в различных    областях знаний, литературе и искусстве, широкое  развитие торговых  и культурных связей Индии со странами    древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».

Источники по истории и врачеванию древней  Индии

Основными источниками  являются: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения  — веды, I тысячелетие до н. .э.; «Предписания Ману», II в. до н. э.; самхи-ты Чараки .(«Caraka-samhita») и Суш-руты («Sushruta-samhita»), первые века нашей эры), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос (табл. 7). О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие.

САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская» (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III — начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.

Во многих отношениях (по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству  и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Строительство хараппских городов (в долине Инда открыто более 800 поселений) велось по заранее разработанному плану. Прямые улицы, ориентированные с запада на восток и с юга на север, говорят о строгом контроле за строительством на протяжении столетий и являют собой древнейший из известных в истории человечества пример планировки городов.

Один из них —  Мохенджо-Даро (в переводе с языка синдхи «Холм мертвых»)— обнаружен на глубине 12 м и относится по меньшей мере к XXV в. до н. э. — времени, когда формировались цивилизации на о. Крит (см. с. 89). Мохенджо-Даро занимал площадь около 2,5 квадратных километров; по подсчетам ученых, в нем жило 35—100. тыс. человек.

В городе имелись  мастерские, зернохранилище (размером 61X46 м), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации— древнейшие из известных в настоящее время.

Самым замечательным  из них является купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12.м, шириной 7 м и глубиной около 3 м (рис. 29). Дно  бассейна было покрыто битумом; его  водонепроницаемость сохраняется  более четырех тысячелетий. С  обеих сторон в бассейн ведут  две лестницы с площадками для  купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним-трубам, она постоянно вытекала по другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.

В различных районах  города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом (рис. 30). Их диаметр  достигал 1 м. В больших домах строились  собственные колодцы. Помещения, где  они находились, были тщательно вымощены.

Жилые дома в Мохенджо-Даро строились из обожженного кирпича, были двух- или трехэтажными, в высоту достигали 7,5 м и имели до 30 комнат. Окон на улицу не было. Очаг размещался в середине внутреннего двора.

В каждом кирпичном  доме имелась комната для омовений, которая представляла собой обычно небольшое квадратное или прямоугольное  помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, имевшим покатость  к одному из углов. В этом углу помещался  водосток. Тесная кладка кирпичей, которыми был вымощен пол, препятствовала просачиванию воды. Водосточные трубы  через толщу стены выходили в  сточную систему города, которая, по свидетельству известного английского  индолога А. Бэщё-ма, представляет собой «одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации... Ни одна другая доевняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода».

Каждая улица  и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал  для  стока  нечистот  глубиной  от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было    снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо    важное    значение. Об этом свидетельствуют также размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы    покрытые    плотно    притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Это говорит о  высокой  культуре древней  цивилизации долины  Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода  создать   наиболее  совершенный  образец    санитарно-технического строительства древности.

Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания .в долине Инда в середине III —начале II тысячелетий до н. э.

В то же время высокий    уровень санитарно-технических сооружений хараппской цивилизации не характерна зует общий уровень санитарного строительства в древней Индии в целом,— в последующие периоды истории древней Индии он значительно снизился и уже не достигал' уровня хараппской культуры.

В XIX—XVIII вв. до н. э. в долине Инда (так же, как и на территории Ирана, Афганистана и Средней Азии) отмечается упадок культурных центров. Его причины, по мнению исследователей, были главным образом внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних    ресурсов).

ВРАЧЕВАНИЕ В  ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Информация о работе История медицины