История медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций *, классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.
Впервые классовое расслоение общества произошло в Египте и Шумере (IV тысячелетие до н. э.). В других регионах земного шара этот процесс развился в более поздние сроки: в Индии-—в середине III тысячелетия до н. э., в Китае — II тысячелетии до н. э., у народов Восточного Средиземноморья— III—II тысячелетиях до н. э., в Западной и Центральной Европе— I тысячелетии до н. э., в Америке— в I тысячелетии н. э.

Файлы: 1 файл

история медицины.docx

— 107.12 Кб (Скачать файл)

Это письмо, так же как и Законы Хаммурапи, свидетельствует  о том, что в ряде случаев рабов  в древней Месопотамии лечили.

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали, (о вскрытии тел умерших в текстах  не упоминается). Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее  представление о крупных   внутренних органах: печени,   сердце, почках, кишечнике, желудке.

Родовспоможением  занимались женщины. Согласно юридическим  текстам после смерти роженицы разрешалось  путем рассечения живота (т. е. кесаревым  сечением) спасти живого младенца.

Ни в одном  медицинском тексте древней Месопотамии  нет упоминания о том, что мы называем оперативным лечением; нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, столь распространенной в  других регионах земного шара. Однако в юридических текстах и сборниках  законов говорится о вознаграждении врачевателю за успешное лечение  травм или удачно выполненный  им «надрез бронзовым ножом».

Самым обширным памятником права, древней Месопотамии являются.Законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи. Они высечены на базальтовом столбе высотой 2,25 м (рис. 15), который был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией под руководством Ж. де-Моргана при раскопках древнего г. Сузы (на территории современного Ирана). Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке.

Некоторые параграфы  Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение:

221. Если  лекарь срастил сломанную кость  [у человека] или же вылечил  больной сустав, [то] больной должен  заплатить лекарю пять сиклей серебра.

222. Если   [это]   сын   мушкенума ,   [то] он должен заплатить три сикля серебра.

223. Если [это] раб человека, [то] хозяин  раба должен заплатить лекарю  два сикля серебра.

Во времена Хаммурапи  на один сикль серебра (ок. 8,4 г) можно было купить 300 л зерна. По нормам потребления того времени мужчине требовалось в год около 550 л зерна (ячмень) из расчета 1,5 л в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения). Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять ёиклёй серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.

При общей суровости  Законов Хаммурапи столь высокая  плата врачевателю за лечение  была связана с большим риском его профессии из-за обычая «талиона» (воздаяние равным за равное: око  за око, зуб за зуб). В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался  суровому наказанию:

218. Если врачеватель  сделал свободному человеку сильный  надрез бронзовым ножом и [тем]  умертвил этого _человека, либо сделал надрез в области nakkaptu (брови или виска) этому человеку бронзовым ножом и [тем] погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку (перевод И. М. Дьяконова и В. А. якобсона).

«Сильный надрез бронзовым ножом» в этой части  головы мог производиться в различных  случаях (при абсцессе, нагноении  раны и т. п.) и всегда был неизменно  сопряжен с большим риском повредить глаз, сосуды или нервы, особенно при отсутствии соответствующих анатомических знаний у вавилонян. Вот почему при благоприятном Исходе того же опера-явного вмешательства    лекарь полу-«ал самое высокое вознаграждение:

215. Если врачеватель  сделал свободному человеку сильный  надрез бронзовым ножом и :zac человека или сделал надрез в области riskkaptu (брови или виска) этому человеку :гонзовым ножом и спас глаз человека, то :н должен получить десять сиклей серебра.

216.. Если больной  — мушкенум, то он пла-rzr пять сиклей серебра.

217. Если больной  — чей-нибудь раб, то гэеподин раба платит врачевателю два сиклй серебра.

Различная плата  врачевателю за :дно и то же лечение свидетельствует : социальном неравенстве и расслое-ани общества, и к'ак следствие — классовом подходе к врачебной деятельно-еги и организации медицинского дела.

Как уже упоминалось, в Месопотамии издавна существовали строгие гигиенические предписания. днако сточные системы в городах долгое время не сооружались (в этом нлане выгодно, отличается хараппская _::вилизация древней Индии, середина III тысячелетия до и. э., см. с. 69). Все нечистоты, как правило, выбрасывались на улицу (так делалось и позднее в городах Западной Европы и Востока).

В Ассирии каналы для подачи во-:ы и стока нечистот начали строить в столичных городах. Так, в Ниневии но времена Синанхериба был- воздвигнут грандиозный водопровод длиной 18 км. Он имел уклон 1 :80 и покоился на многочисленных арочных мостах, которые проходили над долинами з ущельями. Один из мостов — Джер-занский — достигал в длину около 300 м и опирался на 14- колонн. Ложе водопровода было выложено тремя слоями.известняковых плит. Вода подавалась через искусственное водохра-. вилище, созданное в результате воздвижения плотины и- изменения русла восемнадцати рек. Строительство  канала Синанхериба закончилось в 691 г. до н. э. — более чем за два столетия до сооружения первого римского акведука (см. с. 115).

Однако природные  и искусственные водоемы были настолько заражены (см. с. 62), что существовал обычай: не пить сырой воды из каналов и рек, а пить вареное пиво и другие разнообразные напитки, которые готовились в большом количестве и широко употреблялись как взрослыми, так и детьми.

Передача    медицинских

знаний осуществлялась в узком кругу посвященных: «Дай посвященному (знающему) показать свои секреты магических знаний — посвященному; непосвященный да не увидит их; что  касается сына, которому ты покровительствуешь,—  заставь его поклясться именами  Асаллухи (Марду-ка) и Нинурты... затем покажи ему...»

Ученики врача назывались асу агашгу (аккад. asu agasgu). Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н. э. Деятельность э-дуббы весьма положительно отразилась на развитии естественно-научных знаний в Месопотамии.

Специально о  медицинских школах в текстах  древней Месопотамии не упоминается. По всей вероятности, они еще не существовали.

Число свободно практикующих врачевателей в древней Месопотамии  было невелико.. Их положение в обществе было различным в зависимости  от исторического периода и с  течением времени имело тенденцию  к ухудшению в связи с падением престижа эмпириков-асу. При ассирийском дворе в последние столетия истории Ассирии служили только заклинатели ашипу (о придворных врачевателях асу не упоминается).

Положение врачевателей при дворе было весьма важным: они  следили за здоровьем царя, его  семьи и гарема (в гарем допускались  только женщины и евнухи). Наиболее известных придворных врачевателей иногда посылали в другие страны для  лечения их монархов. Так, известно, что в XIII в. до н. э. вавилонский царь направил своего врачевателя к хеттскому царю.

Клинописные таблички свидетельствуют также и о  некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских' текстах имеется единичное упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз. Особенно много рассказывается о, ветеринарах — му-наишу (аккад. muna"isu — целители скота, шум. a-zu ansu — врачеватель ослов). В ветеринарной практике му-наишу часто производили   кастрацию волов. Они же делали эту операцию людям (число евнухов, обслуживавших дворцы царей в древней Месопотамии, было весьма велико). Впоследствии операцию кастрации стали производить специально обученные для этого люди (не врачи).

К середине I тысячелетия  до н. э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который посетил Месопотамию в середине V в. до н. э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-асси-рийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.

ВРАЧЕВАНИЕ В  ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ (3 — 1 тысячелетия  до н. э.)

История

Древнейшим очагом .египетской цивилизации была долина нижнего течения р. Нил, плодородные земли которой простирались на 5—10 км по обеим сторонам реки. Согласно археологическим данным, в VI тысячелетии до н. э. там появились первые поселения, превратившиеся впоследствии в города-государства. Реальная граница страны проходила там, где кончалась плодородная черная земля и начиналась красная. Отсюда произошло и самоназвание    страны — «Кемет», что означает «Черная  (земля)».

В течение длительного  периода в долине Нила существовали две страны: Южный (Верхний) Египет (от последнего пятого порога до первого  рукава дельты Нила) и Северный (Нижний) Египет (собственно дельта Нила). В конце IV тысячелетия они были объединены в двуединое царство

Современное название страны Кемет — «Египет» — появилось после прихода греков и происходит от слова «Aigyptos». Так древние греки произносили одно из названий ее древней столицы Хет-ка-Птах (т. е. «Усадьба двои' ника Птаха» — первого египетского бога). Другое название этого города — Мен-нефер Пепи (т. е. «Непреходящая красота Пепи»— царя VI династии), сокращенно — Мен-нефер, со временем трансформировалось греками в Мемфис.

Периодизация  истории  и  врачевания

История древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э. до 395 г. н, э., когда после распада Великой Римской империи древний Египет вошел в состав Византии.

Согласно установившейся традиции, начало которой положил  египетский жрец Мане-фон (IV—III вв. до н. э.), составивший для Птолемеев  первое историческое описание древнего Египта, его история подразделяется на четыре эпохи и несколько периодов: эпоха Раннего царства (ок. 3000 — ок. 2800 гг. до н. э.), эпоха Древнего царства (ок. 2800 — ок. 2250 гг. до н. э.), период Первого распада Египта (ок. 2250 — ок. 2050 гг. до н. э.), эпоха Среднего царства (ок. 2050 — ок. 1750 гг. до н. э.), период Второго распада Египта (ок. 1750 — ок. 1580 гг. до н. э.), эпоха Нового царства (ок. 1580 — ок. 1085 гг. до н. э.), поздний (ливийско-саисский и персидский) период (ок. 1085 — 332 гг. до н. э.), греко-римский период (332 г. до н. э.— 395 г. н. э.), византийский период (395—638 гг. н. э.), с 639 г.— вторжение арабов в Египет.

В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных  периода: царский (XXX—IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.) и византийский (395—638 гг.), который переходит в  средние века.

Все дошедшие до нас  древнеегипетские иероглифические  медицинские тексты царского периода  записаны во II тысячелетии до н. э. (т. е. относятся к истории Среднего и главным образом Нового царств).

В данной главе освещено врачевание царского периода; медицина последующих периодов истории древнего Египта описана в соответствующих  главах о медицине древней Греции, древнего Рима и Византийской империи.

Развитие эмпирических знаний

Естественно-научные знания древних египтян вырастали прежде всего из их практического опыта — из материальной, преобразующей мир деятельности человека.

В эпоху Раннего  царства египтяне научились использовать природные паводки Нила для сезонных сельскохозяйственных работ, разработали  систему иероглифического  (от греч. Ые-ros — священный    и    glyphe — то, что вырезано)  письма и освоили выделку материала     для     письма—папируса (греч. papyros), который использовался  человечеством  на протяжении четырех   тысячелетий   (практически до    X  в. н. э.). В     этот     период сформировались    характерные    черты древнеегипетской культуры (религиозные представления,,   культ    мертвых, характерный  художественный  стиль), которые в основном    сохранялись    на протяжении  всей    истории    древнего Египта, включая и греко-римский период.

В эпоху Древнего царства началось сооружение пирамид. Первая из них — ступенчатая пирамида фараона Джосера — была воздвигнута в Сакка-ре по проекту сановника фаваона— архитектора, врачевателя и мудреца Имхотепа (Imhotep, XXVIII в. до н. э.) (рис. 17), впоследствии обожествленного. Слава и память о нем сохранялись до вторжения персов и греков, которые отождествили его с богом врачевания Асклепием.

Самые большие египетские пирамиды были воздвигнуты во времена IV династии (XXVIII—XXVI вв. до н. э.) фараонами  Хуфу {греч. Хеопс), Хаф-Ра (греч. Хефрен) и Менкау-Ра (греч. Микерин) возле современного селения Гизе близ Каира.

3 эпоху Среднего  царства были записаны древнейшие  из дошедших до нас египетские  естественно-научные сочинения — математические и медицинские папирусы.

В эпоху Нового царства  наступил период самого яркого расцвета древнеегипетской    цивилизации. Наивысшего экономического и "политического  могущества древний Египет достиг во 'времена   царствования   фараонов XVIII—XX династий, среди них Мен-хепер-Ра   (греч. Тутмос III)   и  Усер-маат-Ра-сотеп-ен-Ра (греч. Рамсес II).

Необходимость вычислять  периоды подъема и спада воды в Ниле обусловила развитие египетской астрономии. Об этом свидетельствуют  карты звездного неба, сохранившиеся  на потолках гробниц фараонов XIX—XX династий (XIV—XII вв. до н. э.). Исходя из практических нужд сельского хозяйства, именно египтяне впервые разделили сутки на 24 часа (12 часов дня и 12 часов ночи) и создали самый совершенный календарь своего времени. По египетскому календарю год состоял из 365 дней (12 месяцев по 30 дней и 5 дополнительных дней в конце года). Египетский календарь был принят в Римской империи (с 45 г. н. э.), сохранял свое значение в средневековой Европе и был использован Н. Коперником в его лунной и планетной таблицах.

Информация о работе История медицины