Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:02, контрольная работа
Впервые синдром Ретта был описан в 1966 году австрийским педиатром Андреасом Реттом. Он наблюдал девочек, у которых неожиданно в возрасте от 6 месяцев до полутора лет (обычно это период дебюта заболевания) начинался регресс психического развития, отказ от общения, утрата целенаправленных и появление особых стереотипных движений в виде «сжимания» или «мытья» рук, замедление роста головы и некоторые другие признаки. Первая публикация Андреаса Ретта на немецком языке не привлекла широкого внимания.
Атипичные формы синдрома Ретта.
Помимо классического
синдрома Ретта было описано несколько
вариантов, отличающихся по течению, клиническим
проявлениям, выраженности признаков.
Мозаичная форма синдрома Ретта
Мозаичная форма встречается у 80% девочек
с атипичными формами Ретт-синдрома. Характеризуется
различными отклонениями в неврологическом
развитии, которые с возрастам образуют
картину, сходную с синдромом Ретта. В
эту группу входят девочки с очень хорошо
сохранившейся общей моторикой, отмечаются
лишь отдельные, едва различимые неврологические
аномалии. В первую очередь выявляется
более или менее выраженная мануальная
апраксия. Существуют примеры, когда несколько
подростков с синдромом Ретта смогли осуществить
лыжный переход между двумя странами,
но при этом они совершенно не могли держать
лыжные палки. В настоящее время 8–10 лет
считается самым поздним возрастом, когда
может быть поставлен диагноз «мозаичная
форма синдрома Ретта».
Синдром Ретта с сохранной речью.
Сохранение речи при синдроме Ретта
встречается не столь уж редко, как
считали вначале. Такие дети удовлетворяют
всем критериям синдрома Ретта, но они
могут произнести, по крайней мере,
одну грамматически правильную фразу.
Впервые три такие девочки
были описаны в 1992 г. Позднее была
опубликована работа, в которой анализируется
уже 30 подобных случаев. В этой выборке
у 63% пациентов речь была абсолютно
сохранна или наблюдалась лишь легкая
задержка речевого развития. У всех
обследуемых имелись выраженные
эхолалии. Родители этих детей часто
сообщали, что, на их взгляд, понимание
у их ребенка было лучше, нежели активная
речь. Действительно, часто понимание
у таких детей оценивается
как хорошее, хотя понимание слов,
имеющих абстрактное значение, очень
ограниченно. Что касается активной
речи, то здесь преобладают эхолалии
и повторяющиеся вопросы.
Надо отметить, что практически все девочки
с синдромом Ретта с сохранной речью проявляют
все поведенческие особенности, присущие
аутизму. Многим из них изначально ставится
диагноз «аутизм». Это заставляет многих
авторов сомневаться относительно того,
к какой группе относить подобных детей.
Также эти дети заставляют задуматься
о том, что связь между синдромом Ретта
и аутизмом может быть гораздо глубже,
нежели просто некоторые совпадения на
поведенческом уровне.
Врожденный синдром
Ретта.
Такое течение заболевания,
когда период относительно нормального
развития отсутствует, встречается крайне
редко, так что многие авторы вообще сомневаются
в том, что в таких случаях уместно говорить
о чистом синдроме Ретта. Действительно,
во-первых, многие синдромы, обусловленные
хромосомными аномалиями и проявляющиеся
в задержке психического развития, в первые
годы жизни могут напоминать синдром Ретта.
Во-вторых, в случае синдрома Ретта не
исключается какая-то иная сопутствующая
неврологическая патология, которая и
может сводить на нет период нормального
развития.
Синдром Ретта у мальчиков
Вначале считалось,
что данное заболевание встречается исключительно
у девочек. Однако к настоящему времени
накапливается всё больше описаний случаев
синдрома Ретта у мальчиков. Поскольку
данный синдром обусловлен мутацией гена,
расположенного в X-хромосоме, вполне понятна
высокая ранняя смертность среди мальчиков
с такого рода мутацией. Действительно,
поскольку женский набор хромосом содержит
две Х-хромосомы, то вторая Х-хромосома,
несущая немутированный ген, может играть
компенсирующую роль, в то время как у
мальчиков возможности такой компенсации
отсутствуют. Этим объясняется относительно
высокие проценты: смертности в период
новорожденности, наличия энцефалопатий,
приводящих к ранней смерти, а также мертворожденных
среди мальчиков в семьях, в которых уже
есть ребенок с синдромом Ретта. Однако
описано несколько случаев развития мальчиков
с синдромом Ретта, сходного с тем, что
наблюдается у девочек. Несколько таких
мальчиков имели аномальный набор хромосом
– XXY (синдром Клайнфельтера), т.е. компенсация
у них достигалась за счет дополнительной
Х-хромосомы. Также описан мальчик, у которого
развитие шло по типу синдрома Ретта, однако
у него не было обнаружено характерной
мутации гена MECP2. Надо отметить, что в
одном из проведенных исследований у 81
из 227 девочек с синдромом Ретта также
не было обнаружено какой-либо аномалии
данного гена. Это заставляет предполагать,
что генетические механизмы синдрома
Ретта не ограничиваются мутацией гена
MECP2. Что касается клинической картины
синдрома Ретта у мальчиков, то ни в одном
из этих случаев необходимые диагностические
признаки не были представлены в полном
объеме.
Питание и глотание.
Питье из бутылочки,
пережевывание мяса – вполне обычные
действия для детей, но для ребенка с синдромом
Ретта они могут стать почти непреодолимой
проблемой. У многих девочек с синдромом
Ретта наблюдается чрезмерное слюнотечение.
Логопед Катрин Сенез объясняет причины
этого явления и дает практические советы
о том, как сделать процесс питания более
приятным для ребенка и для его близких.
Она также предлагает способы справиться
с реакциями тошноты.
Качество жизни детей
и их восприимчивость к любым видам обучения
и реабилитации зависят от хорошего питания
и от способа кормления, адаптированного
к потребностям ребенка.
Дети с синдромом Ретта, при том, что у
каждого из них есть свои вкусы и потребности,
все же имеют некоторые общие черты. Эти
девочки обычно имеют хороший аппетит
и с удовольствием едят те продукты, которые
выбирают по своему вкусу. Однако едят
они очень медленно, и процесс еды часто
растягивается надолго.
У грудничков иногда имеются трудности
с сосанием, увеличивающие длительность
поглощения одной порции молока.
Девочки не могут питаться сами, или их
самостоятельность оказывается существенно
ограниченной: некоторые дети, например,
могут брать кусочки пищи руками.
Что касается питья, то
почти у 50 % детей возникают трудности
при глотании, которые проявляются в виде
поперхивания и кашля; поэтому питье должно
быть предметом особого внимания.
Большинство девочек испытывает трудности
также при жевании пищи определенной консистенции.
Пережевывание и
консистенция пищи.
Многие родители детей
с синдромом Ретта признают, что процесс
кормления их ребенка часто занимает много
времени. Это связано с тем, что ребенок
ест пищу в кусочках (в 56% случаев) и при
этом родители предполагают, что он не
пережевывает пищу как следует (в 68 % случаев).
Внимательно наблюдая за детьми, они понимают,
что процесс пережевывания у них проходит
довольно эффективно, но очень медленно
и с недостаточной силой. Вследствие этого
возникают трудности с размельчением
пищи, содержащей так называемые грубые
волокна. Грубые волокна содержатся в
мясе, а также в сырых овощах и фруктах.
Детям с синдромом Ретта необходимо давать
пищу, богатую белками, в более легкоусваиваемой
форме, т.е. в виде пюре. Однако гарнир следует
давать в виде кусочков или слегка размятый
вилкой – в зависимости от ситуации. Таким
образом можно сократить время кормления,
которое станет менее утомительным как
для ребенка, так и для родителей. Облегчение
процесса еды приводит к более быстрому
набору веса. При этом не стоит забывать
о необходимости пережевывания пищи –
имеет смысл предлагать ребенку на десерт
ломтики хлеба, смоченного в молоке, или
сухарики с сыром и паштетом (в зависимости
от вкусовых предпочтений ребенка).
Эти продукты нужно подносить ко рту ребенка
сбоку, со стороны задних коренных зубов,
следя за тем, чтобы голова ребенка была
правильным образом наклонена, и меняя
сторону для каждого следующего кусочка
(очень подходят маленькое сдобное печенье
или – для детей, которые любят соленое,
– соленый крекер, так как он быстро крошится
на зубах и тает под действием слюны). В
любом случае, пищу, которая быстро смягчается
под действием слюны и которая нравится
ребенку, необходимо оставить в рационе,
для того чтобы ребенок мог получать удовольствие.
С другой стороны, нельзя забывать, что
у 36 % детей, употребляющих пищу в виде
кусочков, пережевывание которых затруднительно,
возникают трудности с дыханием. Чтобы
избежать этих трудностей, можно предлагать
ребенку пищу в измельченном виде.
Питье.
Получение
жидкости: основная проблема. Процесс
питья нередко вызывает большие затруднения
и является серьезным поводом для беспокойства
родителей, потому что большинство из
них считает, что организм ребенка получает
недостаточно воды. Кроме того, многие
родители отмечают появление поперхивания
и кашля при питье.
Родители считают это серьезной проблемой
(Rofidal, 2004) – тем более что недостаток жидкости
усугубляет запоры, от которых и так страдает
большинство детей. Здесь могут оказаться
ценными несколько советов. Прежде всего,
они касаются позы ребенка во время питья:
для того чтобы избежать кашля, необходимо,
чтобы ребенок мог сохранять максимально
согнутую позу (подбородок должен касаться
груди). Достичь этого можно, используя
одноразовый стаканчик, вырезав у него
часть стенки, чтобы нос ребенка не мешал
наклонять стакан.
Способы мотивации
Очень важен выбор питья. Необходимо принимать
во внимание предпочтения ребенка в еде.
Если ребенок не переносит холодную еду,
то подобное неприятие будет распространяться
и на питье; даже вода комнатной температуры
будет расцениваться им как слишком холодная.
В этих случаях необходимо давать слегка
нагретое питье (примерно 32° С). Его можно
ароматизировать отварами с различным
вкусом. Более взрослым детям можно давать
цикорий и чай, тем более что сейчас существует
большое количество чаев с разными ароматами.
Газированные напитки также могут быть
для ребенка очень привлекательны, однако
их не следует давать в случае аэрофагии
или желудочно-пищеводного рефлюкса. Можно
также давать сладкие напитки: ими не следует
злоупотреблять, но они могут использоваться
как стимул к потреблению жидкости.
Если, несмотря на все эти меры, кашель
во время питья все же продолжает возникать,
можно предлагать ребенку более густые
напитки (кисель).
Повышенное слюнотечение.
Еще один повод для
беспокойства, который возникает у 84 %
родителей детей с синдромом Ретта, –
это повышенное слюнотечение в более или
менее выраженной форме. Необходимо уточнить,
что, вопреки существующему мнению, речь
идет не об увеличении количества вырабатываемой
слюны, а об уменьшении спонтанного сглатывания.
У взрослого человека
в течение суток вырабатывается полтора
литра слюны, которая автоматически сглатывается.
В течение суток человек делает 1500–2000
таких глотательных движений.
Что же является причиной повышенного
слюнотечения?
Когда слизистая ротовой полости наполняется
слюной, периферические рецепторы передают
эту информацию по чувствительным нервным
волокнам в мозг, и из мозга по моторным
путям передается команда сглатывания
слюны.
А теперь вспомним
наши ощущения после посещения стоматолога,
который сделал нам легкую анестезию.
У нас возникает впечатление, что мы теряем
чувствительность губ, и возникает страх,
что начнется слюнотечение. Для того чтобы
этого избежать, нам приходится следить
за сглатыванием слюны. Этот эффект возникает
оттого, что рефлекторная сенсомоторная
дуга оказывается временно блокированной
анестезией и информация из ротовой полости
не попадает в мозг.
Слюнотечение у детей с множественными
нарушениями обусловлено несколькими
факторами, но все они приводят в результате
к нарушениям на уровне сенсомоторной
дуги, т.е. связаны с нарушениями чувствительности.
Это – основная причина. Таким образом,
дети страдают гипоестезией (но не анестезией,
т.е. полной потерей чувствительности),
следствием чего является значительно
меньшее количество спонтанных сглатываний
в течение дня. Этим и объясняется повышенное
слюнотечение.
При наличии подобной
проблемы реабилитация должна быть направлена
не на регулярное напоминание ребенку
о необходимости произвольного сглатывания
слюны (тем более что это невозможно делать
постоянно), а на коррекцию сенсомоторной
дуги. Принцип этой коррекции заключается
в том, чтобы предоставлять мозгу больше
информации, обеспечивающей рефлекторное
сглатывание. В этих целях мы используем
криотерапию[3] : проводим по языку ледяной
палочкой.
Этот метод реабилитации
дает результат не в 100 % случаев, однако
в 40-50 % наблюдается остановка слюнотечения
или, по крайней мере, отчетливое его уменьшение.
Конечно, этот способ достаточно трудоемок
для родителей и воспитателей (такую работу
необходимо проводить в течение нескольких
месяцев), но зато он оказывается менее
травматичным для ребенка – в отличие,
например, от методов хирургической коррекции,
которые при более длительном периоде
наблюдения не дают лучших результатов.
Необходимое уточнение, касающееся слюнотечения:
в случаях, когда слюнотечение сильно
выражено, необходимо позаботиться об
увеличении потребления жидкости в течение
дня таким образом, чтобы получение жидкости
с лихвой компенсировало ее потерю. Не
будем забывать, что взрослый человек
в течение суток вырабатывает полтора
литра слюны!
И последняя рекомендация: гипертрофия
десен, которая возникает в результате
лечения эпилепсии, а также плохое состояние
полости рта, возникающее в результате
гингивита и накопления зубного камня,
может существенно увеличивать слюноотделение,
а следовательно, и слюнотечение. Беритесь
за зубную щетку! Не следует бояться десенных
кровотечений, они прекратятся после того,
как рот будет приведен в порядок.
Частые приступы тошноты.
Тошнота, подкатывающая
к горлу во время еды или во время контакта
с некоторыми продуктами (этот контакт
может быть и просто визуальным), не является
специфической особенностью детей с синдромом
Ретта. Такую реакцию можно встретить
у любого здорового человека, и ее можно
определить как реакцию отвращения и отказа,
продиктованную определенной вкусовой
и обонятельной чувствительностью. Эти
реакции могут сильно различаться у разных
людей. Кроме того, многое указывает на
то, что подобная реакция может быть наследственной.
Но если для обычного человека, не имеющего
специфических нарушений, это не является
непреодолимой трудностью – ведь он может
научиться жить с этой проблемой, просто
избегая продуктов и запахов, способных
спровоцировать тошноту, – то для ребенка
с неврологическими нарушениями такая
гиперчувствительность может стать серьезным
препятствием при пережевывании еды и,
более того, при питании вообще.
Ребенок, страдающий
от тошноты, может реагировать отказом
на введение в его рацион любых продуктов,
отличающихся от молока по температуре,
по консистенции и/или по вкусу. Например,
такая реакция может возникнуть на продукты,
только что вынутые из холодильника, на
кусочки и на комочки, а также на вкус соленого
и кислого, слишком отличающийся от сладковатого
вкуса молока. Эта проблема имеет разную
степень выраженности: существует столько
же видов отказов от еды, сколько существует
детей. Многие дети предпочитают продукты,
имеющие тепловатый и сладковатый вкус.
Отказ может быть минимальным (например,
отказ от еды, подаваемой в виде кусочков,
что часто вызывает тошноту), но может
принимать и крайние формы – в виде состояний,
близких к анорексии.
Различия в реакциях отказа зависят от
неврологического статуса, от индивидуальных
особенностей, определяющих степень реакций
тошноты, и от вкусовых предпочтений в
еде. У детей и подростков существуют и
другие проблемы с питанием. Это очень
большая длительность процесса кормления,
дробность питания и часто реакция отказа
от пищи, начиная с первых ложек. Реакции
отказа могут выражаться по-разному: от
простого сжимания губ в гримасу неудовольствия
до резких поворотов головы...
В заключение можно сказать, что дети или
взрослые, страдающие от тошноты, имеют,
как правило, очень плохой аппетит и не
получают от еды никакого удовольствия.
Тошнота, которая обостряется при усталости
и при повышенной температуре, приводит
к состояниям истощения, причем иногда
серьезным. В настоящее время применяется
массаж полости рта, позволяющий сделать
ребенка менее чувствительным к тошноте.
Большое количество девочек с синдромом
Ретта страдает избыточным весом или,
наоборот, истощением в легких формах.
Ирен Бениньи (диетолог) и Тьерри Рофидаль
(врач-реабилитолог) рассказывают о способах
оценки веса, дают советы, касающиеся правильного
режима питания, и рассматривают, в частности,
диагностику и лечение обезвоживания
организма. В этой главе речь пойдет также
о желудочно-пищеводном рефлюксе и запорах,
которыми страдают многие пациенты с синдромом
Ретта.
Еда – это процесс,
который люди повторяют несколько раз
в день и который отвечает потребностям
организма. Еда позволяет организму развиваться,
сохраняет здоровье, продлевает жизнь
и предоставляет богатые возможности
для получения удовольствия, открытия
новых ощущений. Кроме того, еда – это
эмоционально насыщенный акт.
Оценка физического состояния организма,
обусловленного режимом питания
Контроль физического состояния организма,
обусловленного режимом питания, должен
проводиться для того, чтобы:
– выявлять состояния истощения или избыточного
веса на ранних стадиях;
– оценивать динамику физического состояния
и правильность методов, направленных
на его улучшение.
Показатель веса.
Очень
трудно предложить универсальные критерии
для определения нормального веса, однако
внимание к этому показателю позволяет
следить за индивидуальным развитием
организма. Ребенка с синдромом Ретта
необходимо взвешивать ежемесячно. Потеря
в весе, равная 10% и более от исходного
веса (а для худых детей – на 5% и более),
– это основание для того, чтобы:
– начать поиск причин этого снижения;
– вводить в рацион более питательные
продукты;
– консультироваться с врачом.
Индекс массы тела, или показатель полноты,
представляет собой соотношение между
весом и ростом. Его формула, предложенная
Кетеле, имеет следующий вид: индекс массы
тела = вес (кг) / рост2 (м)
Иногда возникают трудности с измерением
роста. Необходимо регулярно измерять
рост даже у взрослых, так как у них также
может наблюдаться увеличение этого показателя
в результате позднего роста.
Для взрослых приняты следующие нормы:
при значении индекса менее 18 – сильное
истощение, между 18 и 20 – истощение, поддающееся
коррекции, между 20 и 30 – нормальное соотношение
веса и роста, между 25 и 30 – избыточный
вес, свыше 30 – ожирение.
Для ребенка этот показатель определяется
на основе кривой, которую можно получить
по данным дневника наблюдения за здоровьем,
собранным в течение примерно 10 лет. Эти
наблюдения позволяют сравнивать индекс
массы тела ребенка с соответствующим
средним показателем по Франции и продолжать
наблюдение за его изменениями.
В отношении детей с синдромом Ретта интерпретация
этих кривых должна осуществляться с учетом
того, что у этих детей часто наблюдаются
задержки роста, причем иногда значительные.
Дополнительные обследования
Данные биохимического исследования (анализ
содержания сывороточных белков) могут
быть полезны для диагностики и наблюдения
за эффективностью тех или иных методов
лечения. Исследование качества питания
позволяет оценивать прибавку в весе.
Необходимо обучать персонал центров
правильно определять количественные
показатели прибавки в весе. На практике
желательно определять количество ложек,
которые ребенок съедает, и уточнять степень
наполненности ложки (с горкой или без)
при постоянном использовании ложек одного
типа. Этот метод измерения, проводимый
в течение как минимум недели, позволяет
определить средний дневной показатель
прибавки в весе.
Потребности питания
Среднее количество калорий, необходимых
ребенку (по данным Национального института
здравоохранения и медицинских исследований
Франции (INSRM), 1992), варьируется в зависимости
от возраста: от 0 до 1 года – от 100 до 115
Ккал/ кг/день, от 1 до 19 лет – 1300–1900 Ккал/день.
Среднее количество калорий, необходимых
взрослому человеку (по данным INSRM, 1992)
в зависимости от пола, активности и возраста,
составляет от 1800 до 3000 Ккал/день.
Количество калорий, необходимых человеку
с синдромом Ретта, может быть разным.
Оно возрастает при наличии стереотипий,
раскачиваний, спазмов мышц, мышечных
судорог, истощения, пролежней или при
активной ходьбе и уменьшается при сниженном
мышечном тонусе, низкой подвижности и
старении.
Необходимо правильно подбирать еду, исходя
из оценки физического состояния организма,
обусловленного режимом питания.
Информация о работе Клинико-диагностические и генетические аспекты синдрома Ретта