Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:58, реферат
Цель исследования – Изучить положительное влияние медицинского работника на пациента.
К задачам исследования относятся:
1) провести аналитический обзор литературы по проблеме взаимодействия медработника и пациента;
2) рассмотреть роль медицинской сестры в первичном секторе здравоохранения;
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Теоретические основы взаимодействия медицинского персонала и пациента…………………………………………………………………..5
2.1.Психологические характеристики процессов взаимодействия людей в рамках профессиональной деятельности………………………………….5
2.2. Специфика взаимодействия медработника и пациента………………11
3. Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника……………………………………………………………………15
3.1. Положительное влияние медработника на пациента……………….15
3.2. Тренинг для релаксации пациентов………………………………….14
4. Заключение………………………………………………………………..25
5. Список литературы……………………………………………………….27
СРС |
Профессиональная культура общения. |
Карагандинский
Караганда 2013 |
Подготовил: студент 250 группы ОМФ Шетенов А.Е.
Проверила : преподаватель Корнеева Е.А.
2.1.Психологические характеристики процессов взаимодействия людей в рамках профессиональной деятельности………………………………….5
2.2. Специфика взаимодействия медработника и пациента………………11
3. Коммуникативная сторона общения пациента
и медицинского работника………………………………………………………
3.1. Положительное влияние медработника на пациента……………….15
3.2. Тренинг для релаксации пациентов………………………………….14
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы……………………………………………………
Актуальность. Резолюция II Всероссийского съезда средних медицинских работников, доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации, национальный проект «Здоровье» определили основное направление развития сестринского дела - рациональное использование сестринского персонала в повышении качества и доступности медицинской помощи.1
Результаты деятельности многих лечебно-профилактических учреждений и накопленный опыт их работы с персоналом показывают, что формирование коллектива обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности работы и конкурентоспособности учреждений здравоохранения.
Политические, социально-экономические,
демографические и
Несоответствие уровня сестринского образования современным требованиям, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела, недостаточные знания зарубежного опыта, с одной стороны, не позволяют медицинской сестре качественно выполнять роль, отводимую ей в системе здравоохранения, с другой стороны, придают особую важность исследованиям, направленным на изучение и совершенствование профессиональной подготовки медицинских сестер.
Проблема. Критическая ситуация с медицинской помощью в России во многом усугубляется тем, что в центре внимания сестринского дела поставлен не человек с его потребностями, а болезнь. В процессе профессиональной подготовки у медицинских сестер формируется установка на лечение болезни с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей деятельности.
Именно через общение проявляются индивидуальные особенности пациента и профессиональные особенности медсестры. Взаимодействие с пациентом только как с биологическим существом без учета его психической, социальной и духовной сфер делает услуги системы здравоохранения в большинстве случаев механистическими и негуманными.
Организация и регуляция совместной деятельности с пациентом, направленной на достижение им оптимального уровня жизнедеятельности - главная функция общения медицинской сестры. В психологических исследованиях по медицинской деонтологии, социальной гигиене, организации здравоохранения изучается влияние общения на совместную деятельность врача и пациента. Большой вклад в изучение этой проблемы вносит психотерапия, поскольку общение выступает здесь ведущим средством лечения. Отмечается важность личностного подхода, необходимость взаимодействия с пациентом по типу «субъект - субъект» вместо «субъект - объект» и значимость доверительных контактов.3
Меньше внимания в
исследованиях уделяется
Таким образом, проблема исследования приобретает особое значение.
Цель исследования – Изучить положительное влияние медицинского работника на пациента.
К задачам исследования относятся:
Методологическую основу исследования составили методологические подходы С.Л. Рубинштейна, который рассматривал общение как вид деятельности; Б.Ф. Ломова, который трактовал общение как субъектно-субъектное взаимодействие; Б.Г. Ананьева, который подчеркивал, что через общение человек строит свои отношения с другими людьми; В.Н. Мясищева, который выделил в общении познавательный, отношенческий и поведенческий компоненты; Б.Д. Парыгина, который считал, что проблемы общения следует разрабатывать на стыке с другими человековедческими науками.
1. Теоретические основы взаимодействия медицинского персонала и пациента
Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.
Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и медсестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного.4
Сама медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача. Можно отметить определение доверия больного к врачу, данное Гладким:
«Доверие к врачу – это положительное динамическое отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».
Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.5
Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения – настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Следует отметить, что принимая серьёзное решение, врач должен представлять себе результаты такого решения, последствия его для здоровья и жизни пациента и повышать в себе чувство ответственности.
Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда – над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.
Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий так и при помощи других людей. Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.6
Отметим, что
медработник – молодой
Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что врач или медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.
Вообще, уравновешенная личность медработника является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в процессе его лечения, выздоровления реабилитации. Медработник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на своё поведение он узнаёт от своих коллег. Да и сам может помогать своим коллегам направлять их в сторону более эффективного психологического взаимодействия с пациентами.
Выделяют следующие виды общения:7
В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач – не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.
Подобный вид
общения может встречаться в
рамках манипуляционного общения
врача и пациента в случаях, когда
целью обращения к врачу
Информация о работе Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника