Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:58, реферат

Описание работы

Цель исследования – Изучить положительное влияние медицинского работника на пациента.
К задачам исследования относятся:
1) провести аналитический обзор литературы по проблеме взаимодействия медработника и пациента;
2) рассмотреть роль медицинской сестры в первичном секторе здравоохранения;

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Теоретические основы взаимодействия медицинского персонала и пациента…………………………………………………………………..5
2.1.Психологические характеристики процессов взаимодействия людей в рамках профессиональной деятельности………………………………….5
2.2. Специфика взаимодействия медработника и пациента………………11
3. Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника……………………………………………………………………15
3.1. Положительное влияние медработника на пациента……………….15
3.2. Тренинг для релаксации пациентов………………………………….14
4. Заключение………………………………………………………………..25
5. Список литературы……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)
 

СРС

Профессиональная  культура общения.




Карагандинский Государственный  Медицинский Университет

                                                Кафедра Введения в клинику

 

 

Караганда 2013




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Подготовил: студент 250 группы ОМФ Шетенов  А.Е.

Проверила :  преподаватель  Корнеева Е.А.

 

 

                                Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Теоретические основы взаимодействия медицинского персонала и пациента…………………………………………………………………..5

2.1.Психологические характеристики процессов взаимодействия людей в рамках профессиональной деятельности………………………………….5

2.2. Специфика взаимодействия медработника и пациента………………11

3.  Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника……………………………………………………………………15

3.1. Положительное влияние медработника на пациента……………….15

3.2. Тренинг для релаксации пациентов………………………………….14

       4. Заключение………………………………………………………………..25

      5. Список литературы……………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

Актуальность. Резолюция II Всероссийского съезда средних медицинских работников, доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации, национальный проект «Здоровье» определили основное направление развития сестринского дела - рациональное использование сестринского персонала в повышении качества и доступности медицинской помощи.1

Результаты деятельности многих лечебно-профилактических учреждений и накопленный опыт их работы с персоналом показывают, что формирование коллектива обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности работы и конкурентоспособности учреждений здравоохранения.

Политические, социально-экономические, демографические и экологические  изменения, происходящие в последние  годы в стране, ухудшили положение  в организации доступной медицинской  помощи населению России. Изменения  в подготовке медсестер могут  в значительной степени способствовать исправлению ситуации.2

Несоответствие уровня сестринского образования современным  требованиям, дефицит сестринских  педагогических кадров, отсутствие научных  исследований в области сестринского дела, недостаточные знания зарубежного опыта, с одной стороны, не позволяют медицинской сестре качественно выполнять роль, отводимую ей в системе здравоохранения, с другой стороны, придают особую важность исследованиям, направленным на изучение и совершенствование профессиональной подготовки медицинских сестер.

Проблема. Критическая ситуация с медицинской помощью в России во многом усугубляется тем, что в центре внимания сестринского дела поставлен не человек с его потребностями, а болезнь. В процессе профессиональной подготовки у медицинских сестер формируется установка на лечение болезни с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей деятельности.

Именно через общение  проявляются индивидуальные особенности  пациента и профессиональные особенности  медсестры. Взаимодействие с пациентом только как с биологическим существом без учета его психической, социальной и духовной сфер делает услуги системы здравоохранения в большинстве случаев механистическими и негуманными.

Организация и регуляция  совместной деятельности с пациентом, направленной на достижение им оптимального уровня жизнедеятельности - главная функция общения медицинской сестры. В психологических исследованиях по медицинской деонтологии, социальной гигиене, организации здравоохранения изучается влияние общения на совместную деятельность врача и пациента. Большой вклад в изучение этой проблемы вносит психотерапия, поскольку общение выступает здесь ведущим средством лечения. Отмечается важность личностного подхода, необходимость взаимодействия с пациентом по типу «субъект - субъект» вместо «субъект - объект» и значимость доверительных контактов.3

Меньше внимания в  исследованиях уделяется изучению профессионального общения медицинской  сестры с пациентом, хотя в силу специфики  своей деятельности она проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач. Характер поведения медсестры оказывает влияние на течение болезни и состояние больного. Профессиональное общение медсестры примыкает к таким факторам профессиональной деятельности, влияющим на пациента, как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры. Отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально малопригодной. Именно профессиональное общение медсестры с пациентом восстанавливает гуманистическую направленность медицины, утраченную в результате врачебной специализации.

Таким образом, проблема исследования приобретает особое значение.

Цель исследования – Изучить положительное влияние медицинского работника на пациента.

К задачам исследования относятся:

  1. провести аналитический обзор литературы по проблеме взаимодействия медработника и пациента;
  2. рассмотреть роль медицинской сестры в первичном секторе здравоохранения;
  3. изучить специфику медицинской сестры в первичном секторе здравоохранения;
  4. охарактеризовать принципы общения медицинского работника с  пациентом;
  5. проанализировать положительное влияние медработника на пациента.

Методологическую  основу исследования составили методологические подходы С.Л. Рубинштейна, который рассматривал общение как вид деятельности; Б.Ф. Ломова, который трактовал общение как субъектно-субъектное взаимодействие; Б.Г. Ананьева, который подчеркивал, что через общение человек строит свои отношения с другими людьми; В.Н. Мясищева, который выделил в общении познавательный, отношенческий и поведенческий компоненты; Б.Д. Парыгина, который считал, что проблемы общения следует разрабатывать на стыке с другими человековедческими науками.

 

1. Теоретические основы взаимодействия медицинского персонала и пациента

    1. Психологические характеристики процессов взаимодействия людей в рамках профессиональной деятельности

Положение и роль медсестры приобретает  в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно  больше времени, чем врач. Больной  у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.

Следует отметить, что предпосылкой возникновения  положительных психологических  отношений и доверия между  медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и медсестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного.4

Сама медицинская  психология может помочь выровнять  эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача. Можно отметить определение доверия больного к врачу, данное Гладким:

«Доверие  к врачу – это положительное  динамическое отношение больного к  врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное  ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».

Для проявления доверия к медработнику имеет  значение первое впечатление, возникающее  у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет  актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения  лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.5

Медработник приобретает  доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения – настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Следует отметить, что принимая серьёзное решение, врач должен представлять себе результаты такого решения, последствия его для здоровья и жизни пациента и повышать в себе чувство ответственности.

Особые требования к медработнику предъявляет необходимость  быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда – над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение  по отношению к другим. Это достигалось  как путем собственных усилий так и при помощи других людей. Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.6

Отметим, что  медработник – молодой специалист, о котором больные знают, что  он обладает меньшим жизненным опытом и меньшеё квалификацией, находится при поиске доверия больных и в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток переходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом.

Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что врач или медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.

Вообще, уравновешенная личность медработника является для  пациента комплексом гармонических  внешних стимулов, влияние которых  принимает участие в процессе его лечения, выздоровления реабилитации. Медработник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на своё поведение он узнаёт от своих коллег. Да и сам может помогать своим коллегам направлять их в сторону более эффективного психологического взаимодействия с пациентами.

Выделяют следующие виды общения:7

  1.      «Контакт масок» – это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач – не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

  1.      Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают.

Подобный вид  общения может встречаться в  рамках   манипуляционного общения  врача и пациента в случаях, когда  целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

Информация о работе Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника