Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:58, реферат

Описание работы

Цель исследования – Изучить положительное влияние медицинского работника на пациента.
К задачам исследования относятся:
1) провести аналитический обзор литературы по проблеме взаимодействия медработника и пациента;
2) рассмотреть роль медицинской сестры в первичном секторе здравоохранения;

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Теоретические основы взаимодействия медицинского персонала и пациента…………………………………………………………………..5
2.1.Психологические характеристики процессов взаимодействия людей в рамках профессиональной деятельности………………………………….5
2.2. Специфика взаимодействия медработника и пациента………………11
3. Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника……………………………………………………………………15
3.1. Положительное влияние медработника на пациента……………….15
3.2. Тренинг для релаксации пациентов………………………………….14
4. Заключение………………………………………………………………..25
5. Список литературы……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Общение с пациентом  – важнейший элемент процесса лечения.

Искусство собирания  анамнеза – нелёгкое искусство. Выражаясь  языком психологов, это управляемый  разговор, предназначенный для сбора  анамнестических данных, причем управлять  разговором следует незаметно. Больной, с которым проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процессе сбора анамнеза у него должно создаваться впечатление непринуждённой беседы. При этом врачу необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.

Во время  расспроса больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, потворства неразумным капризам и требованиям некоторых больных. Иными словами, нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение. 

Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение врача или медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.13

Взаимодействие  между пациентом и врачом не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот – положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника

2.1. Положительное влияние медработника на пациента

С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был  разработан для реализации предложений  Президента РФ Путина В.В. по совершенствованию  медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.14

В рамках реализации национального  проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение  приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) — увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.

Продолжающаяся  реализация национального проекта  “Здоровье” позволяет ожидать дальнейшее повышение качества и доступности  медицинской помощи жителям России, что, безусловно, благоприятно скажется на демографической ситуации в стране.

Национальный  медицинский проект Российской Федерации предполагает создание региональных нейрохирургических Центров, обеспечивающих доступность современных технологий (например, стереотаксической нейронавигации, интраоперационной нейровизуализации в режиме реального времени, микроманипуляций, нейроэндоскопии и телемедицины).

Состояние здоровья населения  в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста.

Ежегодно среди  населения Российской Федерации  регистрируется более 200 млн. различных  заболеваний, основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (11%), органов пищеварения (8%), инвалидность имеют более  1,1 млн. человек.

Показатели  здоровья отрицательно сказываются  на продолжительности жизни, которая  в 2004 году составила 65,5 года, в том  числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.  По продолжительности жизни мужчин Россия  занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин – 100-е.

Для того чтобы процесс  взаимодействия пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо познать его социально-психологические и медико-социологические основы.

Общение всегда сопровождает деятельность взаимодействующих индивидов и является, таким образом, «деятельностью в деятельности». Продуктивное общение благоприятно сказывается на совместной деятельности. Непродуктивное общение может наоборот прервать ее. 15

Взаимодействие в системе врач–пациент, должно отвечать одному из основных принципов ассертивности, который предполагает очень внимательное отношение субъекта взаимодействия к себе и партнеру и должно подчеркивать чувство собственного достоинства субъектов общения.

Без сомнения, взаимодействие врача и пациента многогранно. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Пациент и медработник – равноправные участники лечебно-диагностического процесса. От профессионального уровня медицинского работника, от информированности пациента, степени доверия и согласия между ними и осознано принятых пациентом решений зависит успех лечения и, в конечном счете, жизнь пациента.

Важным событием в  истории сестринского дела явилось  создание в 1992 г. Ассоциации медицинских  сестер России. Она была организована по инициативе медицинских сестер как  неправительственная профессиональная организация. В "Проекте развития Ассоциации медицинских сестер России" были названы следующие направления работы Ассоциации: повышение роли медицинской сестры в системе здравоохранения, повышение престижности профессии; повышение качества медицинской помощи; распространение передового опыта и научных достижений в области сестринского дела; возрождение традиций сестринского милосердия; защита интересов медицинских сестер в законодательных, административных и других органах; организация сбора информации по сестринскому делу, ее анализ и распространение; сотрудничество с международными организациями и правительственными учреждениями.16 Ближайшими задачами деятельности Ассоциации стали:

- разработка стандартов  профессиональной деятельности;

- внедрение контроля  за качеством работы медицинской  сестры;

- организация непрерывного обучения медицинских сестер в системе повышения квалификации и дополнительного последипломного образования;

- участие в разработке  программ аттестации и сертификации  медсестер;

- привлечение членов  Ассоциации к научным исследованиям  в области сестринского дела;

- юридическая защита  интересов и прав медсестер;

- участие в работе  экспертной и проблемной комиссий  Министерства здравоохранения Российской  Федерации;

- укрепление связей  между региональными Ассоциациями  медицинских сестер России;

- издание "Вестника медсестринских Ассоциаций России";

- поддержка связей  с национальными Ассоциациями  и Международным советом медицинских  сестер;

- разработка документов  для вступления в Международный  совет медсестер.

Первый президент Ассоциации медицинских сестер России В. А. Саркисова, говоря о ее задачах, подчеркивает, что нерешенных проблем еще много. Это и статус медицинской сестры, которая должна обладать высоким профессионализмом, быть равным партнером в медицинской бригаде. Это и вопрос о страховании профессионального риска и обеспечения профилактических мер против инфекционных заболеваний для сестер реанимационного, операционного, анестезиологического и гематологического отделений. Это и пересмотр нормативов работы, и существенное улучшение социально-экономического положения медицинских сестер, вспомогательного и технического персонала. Одной из основных задач Ассоциации стало привлечение внимания Правительства к проблемам медицинских сестер, от решения которых зависит дальнейшее развитие сестринского дела в России.

В июне 1996 г. в Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская конференция  по сестринскому делу. Организаторами конференции были Ассоциация медицинских  сестер России и Министерство здравоохранения  Российской Федерации. На ней обсуждались  насущные проблемы сестринской практики и сестринского образования. Ассоциация получила признание как национальная организация, представляющая и защищающая интересы медицинских сестер России.

Это событие вошло  в историю страны как конференция, на которой был принят проект первого "Этического кодекса медицинской сестры", разработанный Ассоциацией медицинских сестер России. Принятие этого документа вселяет надежду на полное возрождение морально-этических принципов в медицинской деятельности. В кодексе нашли отражение положительные и отрицательные результаты научно-технического прогресса в здравоохранении, вопросы повышения риска развития ятрогенных заболеваний, особенности происходящей в стране реформы сестринского дела и другие аспекты, касающиеся деятельности медицинских сестер.

Сегодня первичное  здравоохранение снова находится  в центре внимания, а Международный  Совет Медсестер настаивает на активном вовлечении сестринского персонала  в развитие первичного здравоохранения  во имя повышения качества и доступности  медицинской помощи населению всей планеты.

По прошествии нескольких лет еще более очевидным стал тот факт, что подход, основанный на госпитализации, на лечении заболеваний не удовлетворяет потребностей населения и требует замены на профилактическую работу и охват широких слоев граждан.

По убеждению  Генерального директора ВОЗ г-жи Маргарет Чен «Достижение целей  развития тысячелетия возможно лишь при условии возврата к ценностям, принципам и подходам, направленным на укрепление первичного сектора здравоохранения. Десятилетия опыта подтверждают, что первичное здравоохранение является наиболее эффективной стратегией для обеспечения постоянных улучшений показателей здоровья населения и лучшей гарантией того, что доступ к медицинской помощи будет равным и справедливым для большинства».17

В настоящее  время человечество прошло лишь половину пути для достижения поставленной цели, поэтому так необходимо вновь  привлечь внимание медицинской общественности и политических лидеров к проблемам  развития первичного здравоохранения. Тем более что сегодня на качестве оказания помощи в глобальном масштабе сказываются новые серьезные факторы, такие как нищета, глобализация, климатические изменения, политическая нестабильность.

Развитие здравоохранения  происходит на фоне новой реальности, которая характеризуется повышением стоимости медицинской помощи; растущими ожиданиями и потребностями пациентов; демографическими изменениями и постарением населения; нехваткой медицинских сестер и других категорий медицинских работников; законодательными рамками, определяющими степень использования потенциала профессии; социальной напряженностью и недостатком ресурсов; природными и техногенными катастрофами; эпидемиями различных инфекционных заболеваний; ростом распространения хронических недугов; стремлением сделать помощь максимально доступной для населения.

Ведущую роль в  первичном секторе здравоохранения  играют медицинские сестры. Они оказывают  помощь на дому, в школах, на рабочих  местах, в тюрьмах, медицинских центрах, поликлиниках, больницах и исследовательских институтах. Во всех без исключения странах большинство медицинских работников составляют именно медицинские сестры, которые стремятся в своей работе реализовать ключевые принципы первичного здравоохранения, чему есть немало примеров.18

Эффективное использование потенциала сестринской профессии является существенным фактором успешного развития первичного здравоохранения во всем мире, включая и нашу страну. В России в первичном секторе здравоохранения задействовано 82000 специалистов среднего звена. Оказание помощи пациентам ведут участковые и семейные медсестры, специалисты, работающие в детских садах, школах, интернатах; работники фельдшерско-акушерских пунктов. По убеждению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения и Международного Совета Медсестер выполнение сестринским персоналом центральной и ведущей роли в первичном здравоохранении способно привести к серьезным достижениям, среди которых - повышение доступности помощи.

Комиссия ВОЗ  по макроэкономике и здоровью подтверждает, что приоритетной задачей для улучшения показателей покрытия населения медицинской помощью является широкое вовлечение в эту работу сестринского персонала.

Профилактика  хронических заболеваний: медицинские  сестры играют важнейшую роль в консультировании и обучении пациентов с хроническими заболеваниями, что позволяет им в течение долгого времени сохранять высокое качество жизни; медицинские сестры распространяют знания о здоровом образе жизни и правильном питании, что является предупреждением развития многих хронических недугов;

Повышение экономической  эффективности: согласно исследованиям  от 60 до 80% помощи в первичном здравоохранении  могут оказывать медицинские  сестры, при этом результативность помощи будет такой же, как если бы ее оказывали врачи.

По многим из указанных направлений самую активную работу ведет Ассоциация медицинских сестер России и ее многочисленные региональные отделения. Ежегодно ассоциацией проводятся тематические семинары и конференции, осуществляется эффективное взаимодействие с Министерством здравоохранения и социального развития, с образовательными учреждениями, ЦК Профсоюза медицинских работников.

Перед Ассоциацией медицинских сестер России стоит задача совершенствования медицинской помощи в первичном секторе здравоохранения. Эффективное решение этой задачи зависит от каждого медработника. Если руководители сестринских служб могут внести свой вклад на уровне организации работы сестринских служб, то каждая практикующая медсестра может изменить ситуацию своим личным примером – отдавая больше времени на обучение и консультирование пациентов и их родственников, уделяя больше внимания своему профессиональному росту и получению современных знаний.

Информация о работе Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника