Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:58, реферат

Описание работы

Цель исследования – Изучить положительное влияние медицинского работника на пациента.
К задачам исследования относятся:
1) провести аналитический обзор литературы по проблеме взаимодействия медработника и пациента;
2) рассмотреть роль медицинской сестры в первичном секторе здравоохранения;

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Теоретические основы взаимодействия медицинского персонала и пациента…………………………………………………………………..5
2.1.Психологические характеристики процессов взаимодействия людей в рамках профессиональной деятельности………………………………….5
2.2. Специфика взаимодействия медработника и пациента………………11
3. Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника……………………………………………………………………15
3.1. Положительное влияние медработника на пациента……………….15
3.2. Тренинг для релаксации пациентов………………………………….14
4. Заключение………………………………………………………………..25
5. Список литературы……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Положение и роль медсестры  приобретает в наше время большее  значение. Она проводит с больным  значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.19

В основе оказания медицинской помощи лежит доверие  между пациентом и медицинским работником. Поэтому принципиально важным является создание психологически благоприятной среды, содействующей привлечению и удержанию пациентов в рамках программ оказания специализированной медицинской помощи. Несмотря на то, что обеспечить качество медицинской помощи невозможно без современных медицинских технологий, в настоящее время на первое место выдвигается соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям пациента и его ожидания.

2.2. Тренинг для релаксации пациентов

«Бархатное поглаживание» - релаксационый тренинг. Модификация известной технологии В. Венгер, Р. Поу. 20

Каждый человек, будь то взрослый или ребенок, по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть общие черты: беспокойство, страх, повышенная возбудимость, раздражительность. Одним из превосходных методов для преодоления этого является игра «Бархатное поглаживание».

Цель: развитие релаксационных навыков пациентов.

Задачи: повысить успешность адаптации, предупредить или преодолеть чрезмерное эмоциональное напряжение и в результате оптимизировать функциональное состояние, обучить релаксационному навыку посредством техники саморегуляции.

Релаксационные  приемы: «бархатное поглаживание», медитация, визуализация образов через изотерапию и логотерапию.

Ожидаемые результаты: хорошее настроение, создаваемое эмоциональным состоянием: на фоне расслабления при помощи мысленно обращенных к себе слов формировать состояние психического покоя или психической мобилизации; использование данного метода в повседневной деятельности педагога.

Продолжительность тренинга: 60 минут.

Оборудование  и материалы: удобные стулья и кусочки качественного плотного бархата приятных цветов или игрушки приятной фактуры по количеству участников, ароматические масла (грейпфрут, мандарин, роза); магнитофон с приятной и спокойной музыкой; для каждого участника цветные карандаши (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный) и 1/2 листа формата А4, разделенные с одной стороны на две части вертикальной линией.

Знакомство-«презентация»

Проводится в начале встречи с целью создания более дружеской и комфортной обстановки. По кругу каждый называет свое имя, фразу (или слово) и действие, характеризующее его как личность.

Разминка  «Ладошки»

Участники тренинга располагаются  на стульях, создавая общий круг. Затем делятся на пары и играют в ладошки, опираясь на свои детские воспоминания об этой игре.

Потом игра продолжается в общем кругу: вначале участники  хлопают в ладоши перед собой, затем об колени, а потом, разводя  руки в стороны, хлопают в ладоши находящихся рядом участников. Так не менее пяти раз. Затем игру можно усложнить.

Мини-лекция в образах

ОБРАЗ № 1. Саженец в  горшке, рядом вырыта лунка для  посадки. Дерево при пересадке на новое место испытывает стресс, и для того чтобы снизить его и ускорить процесс приживания, садоводы-профессионалы используют свои секретные приемы. Так же и человек, взрослый или ребенок, чувствует себя неуютно в сменившейся обстановке и среди незнакомых людей, испытывает стресс либо эмоциональное напряжение. И человеку, как и растению, необходима помощь.

ОБРАЗ № 2. Береза с обломанной веткой и ладонь с горстью земли. Когда у дерева обламывают ветку, случайно или намеренно, оно получает травму и испытывает стресс. Для того чтобы снизить негативные последствия этого, садовник может замазать это место землей или обработать известью. Благодаря этому приему у дерева быстро заживает трещина, и оно будет расти дальше.

Мы знаем, что сроки  и успешность адаптации человека в незнакомом для него обществе зависит  от адаптационных возможностей организма человека и своевременности психопрофилактики и психореабилитации.

Для того чтобы повысить успешность адаптации, предупредить или  преодолеть чрезмерное эмоциональное  напряжение и в результате оптимизировать функциональное состояние, предлагается один из несложных релаксационных приемов — игру «Бархатные ручки».

 

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Прежде чем вы опробуете этот метод на себе, прошу  в левой половине листа нарисовать на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) и  раскрасить ее в тот цвет, на котором остановился ваш взгляд (отражение своего настроения).

Для того чтобы еще  больше пробудить воспоминания о  том, какими вы были в детстве, предлагаю  следующий прием. (Включается спокойная  музыка.)

Релаксация  «Погружение в детство»

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает... Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в этом возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, и снова вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Примечание. В этом сюжете актуализировано чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль в формировании уверенности в дальнейшей жизни.

Ведущий предлагает рассказать о тех ощущениях, которые участники испытали при погружении в воспоминания детства. Затем участники делятся на пары: один играет роль взрослого, другой — ребенка.

Инструкция (для участника, играющего роль взрослого). Возьмите любую игрушку с приятной фактурой, желательно приятного цвета. Дайте ребенку (взрослому, играющему роль ребенка) потрогать, восхититься и насладиться приятным ощущением мягкой ткани (игрушки).

Затем скажите: «Сейчас  я собираюсь подышать так, чтобы  ощутить такую же бархатистость, нежность, пушистость и почувствовать внутри медленные, ласковые, успокаивающие поглаживания. Вот так…»

Пусть «ребенок» понаблюдает за тем, как вы минуту-другую глубоко и спокойно дышите, наслаждаясь процессом. «Все мое тело ощущает прикосновение бархата. А ты, малыш, можешь дышать так, чтобы прочувствовать то же самое?» — говорите вы.

Ваша конечная цель —  добиться, чтобы ребенок испытал  приятное чувство во всем теле. Спросите его: «Ну а теперь ты ощущаешь эту  бархатистость?» Возможно, он скажет «да».

Для работы парам дается 10 минут, потом они меняются ролями.

В тех ситуациях, когда «ребенку» не удалось испытать приятные ощущения либо такое ощущение он испытывал, но не во всем теле, попросите его описать, что он чувствует в той части тела, которая не испытала комфортных ощущений. В случае удачи он может даже вспомнить ситуацию в прошлом или настоящем, которая явилась причиной боли или дискомфорта в этой части тела.

Если вы в ходе беседы выяснили, что «ребенка» действительно что-то беспокоит, постарайтесь, чтобы он еще несколько раз повторил дыхательные упражнения и добился ощущения бархатного поглаживания, тогда неприятные воспоминания сгладятся.

Если все идет хорошо и ребенок-пациент сохраняет интерес к игре, попросите его вспомнить, когда он в первый раз почувствовал боль или другие неприятные ощущения. Не исключено, что вы будете удивлены, как давно это было! Но не стоит акцентировать на этом внимание. Продолжайте только в том случае, если педагог готов дальше выполнять упражнение.

Способы усиления приятных ощущений

1. Чтобы усилить эффект  от этого приема, необходимо зарисовать  ощущения участников в виде  какого-то предмета, животного или  явления. 

2. Также хороший способ  усилить ощущение — использовать  в игре приятные ароматы, например, ароматическое масло мандарина, грейпфрута или розы. После того как ребенок-педагог преодолеет свое беспокойство или проблему и снова возвратится к состоянию бархатного поглаживания, дайте ему понюхать одно из выбранных ароматических масел. Это дополнительное впечатление усилит приятное ощущение.

3. Если при этом  «ребенок» сможет видеть свое отражение в зеркале, то бархатное поглаживание будет ассоциироваться у него с собственным образом. И каждый раз при взгляде в зеркало к нему рефлекторно будут приходить умиротворенность и хорошее самочувствие, которые вы заложили в его памяти.

Ведущий. А теперь прошу  поднять: синюю полоску — если вам удалось ощутить бархатистость  и почувствовать внутри медленные, ласковые, успокаивающие поглаживания в роли взрослого и в роли ребенка, и красную — если не удалось. Зеленую полоску поднимите, если вы испытали эти ощущения только в одной роли. Сейчас прошу вас в правой половине листа нарисовать на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) и раскрасить ее в цвет своего настроения.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению  с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что  данный прием повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялся на красный, зеленый, желтый. Если вы сейчас изобразили круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с детьми и взрослыми; если квадрат — вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием; если треугольник — вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

Итог: подводится совместно  всеми участниками игры.

 

 

Заключение

 

Тема, освещенная мною в  данной работе, имеет большое значение для медработников. Мне эта тема интересна и при написании курсовой я делала для себя определенные выводы, которые мне помогут в моей профессиональной деятельности.

В основе оказания медицинской  помощи лежит доверие между пациентом  и медицинским работником. Поэтому  принципиально важным является создание психологически благоприятной среды, содействующей привлечению и удержанию пациентов в рамках программ оказания специализированной медицинской помощи. Несмотря на то, что обеспечить качество медицинской помощи невозможно без современных медицинских технологий, в настоящее время на первое место выдвигается соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям пациента и его ожиданиям.

Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение врача  или медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.

Взаимодействие  между пациентом и врачом не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот – положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

Медицинская сестра проводит больше времени с пациентом, и  поэтому  её роль при общении с больными имеет большое значение. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.

В контакте между сестрой и больным большое  значение имеет личность медсестры. Сестра может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими данными и навыками, однако, если она в силу личностных особенностей часто конфликтует с больными, её профессиональные качества не дают должного эффекта. Путь к истинному мастерству всегда долгий и нелегкий. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных.

Без сомнения, взаимодействие врача и пациента многогранно. Это  большой комплекс психологических  и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Пациент и медработник – равноправные участники лечебно-диагностического процесса. От профессионального уровня медицинского работника, от информированности пациента, степени доверия и согласия между ними и осознано принятых пациентом решений зависит успех лечения и, в конечном счете, жизнь пациента.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи, стоящие  перед написанием работы, выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М, 2005. – 272 с.

2. Акбердин Р.З., Кибанов  А.Я. «Совершенствование структуры,  функций и экономических взаимоотношений  управленческих подразделений предприятий  при формах хозяйствования». Учебное  пособие. - М.: ГАУ, 2006

Информация о работе Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника