Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:58, реферат
Цель исследования – Изучить положительное влияние медицинского работника на пациента.
К задачам исследования относятся:
1) провести аналитический обзор литературы по проблеме взаимодействия медработника и пациента;
2) рассмотреть роль медицинской сестры в первичном секторе здравоохранения;
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Теоретические основы взаимодействия медицинского персонала и пациента…………………………………………………………………..5
2.1.Психологические характеристики процессов взаимодействия людей в рамках профессиональной деятельности………………………………….5
2.2. Специфика взаимодействия медработника и пациента………………11
3. Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника……………………………………………………………………15
3.1. Положительное влияние медработника на пациента……………….15
3.2. Тренинг для релаксации пациентов………………………………….14
4. Заключение………………………………………………………………..25
5. Список литературы……………………………………………………….27
Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.19
В основе оказания медицинской помощи лежит доверие между пациентом и медицинским работником. Поэтому принципиально важным является создание психологически благоприятной среды, содействующей привлечению и удержанию пациентов в рамках программ оказания специализированной медицинской помощи. Несмотря на то, что обеспечить качество медицинской помощи невозможно без современных медицинских технологий, в настоящее время на первое место выдвигается соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям пациента и его ожидания.
2.2. Тренинг для релаксации пациентов
«Бархатное поглаживание» - релаксационый тренинг. Модификация известной технологии В. Венгер, Р. Поу. 20
Каждый человек, будь то взрослый или ребенок, по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть общие черты: беспокойство, страх, повышенная возбудимость, раздражительность. Одним из превосходных методов для преодоления этого является игра «Бархатное поглаживание».
Цель: развитие релаксационных навыков пациентов.
Задачи: повысить успешность адаптации, предупредить или преодолеть чрезмерное эмоциональное напряжение и в результате оптимизировать функциональное состояние, обучить релаксационному навыку посредством техники саморегуляции.
Релаксационные приемы: «бархатное поглаживание», медитация, визуализация образов через изотерапию и логотерапию.
Ожидаемые результаты: хорошее настроение, создаваемое эмоциональным состоянием: на фоне расслабления при помощи мысленно обращенных к себе слов формировать состояние психического покоя или психической мобилизации; использование данного метода в повседневной деятельности педагога.
Продолжительность тренинга: 60 минут.
Оборудование и материалы: удобные стулья и кусочки качественного плотного бархата приятных цветов или игрушки приятной фактуры по количеству участников, ароматические масла (грейпфрут, мандарин, роза); магнитофон с приятной и спокойной музыкой; для каждого участника цветные карандаши (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный) и 1/2 листа формата А4, разделенные с одной стороны на две части вертикальной линией.
Знакомство-«презентация»
Проводится в начале встречи с целью создания более дружеской и комфортной обстановки. По кругу каждый называет свое имя, фразу (или слово) и действие, характеризующее его как личность.
Разминка «Ладошки»
Участники тренинга располагаются на стульях, создавая общий круг. Затем делятся на пары и играют в ладошки, опираясь на свои детские воспоминания об этой игре.
Потом игра продолжается в общем кругу: вначале участники хлопают в ладоши перед собой, затем об колени, а потом, разводя руки в стороны, хлопают в ладоши находящихся рядом участников. Так не менее пяти раз. Затем игру можно усложнить.
Мини-лекция в образах
ОБРАЗ № 1. Саженец в горшке, рядом вырыта лунка для посадки. Дерево при пересадке на новое место испытывает стресс, и для того чтобы снизить его и ускорить процесс приживания, садоводы-профессионалы используют свои секретные приемы. Так же и человек, взрослый или ребенок, чувствует себя неуютно в сменившейся обстановке и среди незнакомых людей, испытывает стресс либо эмоциональное напряжение. И человеку, как и растению, необходима помощь.
ОБРАЗ № 2. Береза с обломанной веткой и ладонь с горстью земли. Когда у дерева обламывают ветку, случайно или намеренно, оно получает травму и испытывает стресс. Для того чтобы снизить негативные последствия этого, садовник может замазать это место землей или обработать известью. Благодаря этому приему у дерева быстро заживает трещина, и оно будет расти дальше.
Мы знаем, что сроки и успешность адаптации человека в незнакомом для него обществе зависит от адаптационных возможностей организма человека и своевременности психопрофилактики и психореабилитации.
Для того чтобы повысить успешность адаптации, предупредить или преодолеть чрезмерное эмоциональное напряжение и в результате оптимизировать функциональное состояние, предлагается один из несложных релаксационных приемов — игру «Бархатные ручки».
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Прежде чем вы опробуете этот метод на себе, прошу в левой половине листа нарисовать на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) и раскрасить ее в тот цвет, на котором остановился ваш взгляд (отражение своего настроения).
Для того чтобы еще больше пробудить воспоминания о том, какими вы были в детстве, предлагаю следующий прием. (Включается спокойная музыка.)
Релаксация «Погружение в детство»
Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает... Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в этом возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, и снова вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.
Примечание. В этом сюжете актуализировано чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль в формировании уверенности в дальнейшей жизни.
Ведущий предлагает рассказать о тех ощущениях, которые участники испытали при погружении в воспоминания детства. Затем участники делятся на пары: один играет роль взрослого, другой — ребенка.
Инструкция (для участника, играющего роль взрослого). Возьмите любую игрушку с приятной фактурой, желательно приятного цвета. Дайте ребенку (взрослому, играющему роль ребенка) потрогать, восхититься и насладиться приятным ощущением мягкой ткани (игрушки).
Затем скажите: «Сейчас я собираюсь подышать так, чтобы ощутить такую же бархатистость, нежность, пушистость и почувствовать внутри медленные, ласковые, успокаивающие поглаживания. Вот так…»
Пусть «ребенок» понаблюдает за тем, как вы минуту-другую глубоко и спокойно дышите, наслаждаясь процессом. «Все мое тело ощущает прикосновение бархата. А ты, малыш, можешь дышать так, чтобы прочувствовать то же самое?» — говорите вы.
Ваша конечная цель — добиться, чтобы ребенок испытал приятное чувство во всем теле. Спросите его: «Ну а теперь ты ощущаешь эту бархатистость?» Возможно, он скажет «да».
Для работы парам дается 10 минут, потом они меняются ролями.
В тех ситуациях, когда «ребенку» не удалось испытать приятные ощущения либо такое ощущение он испытывал, но не во всем теле, попросите его описать, что он чувствует в той части тела, которая не испытала комфортных ощущений. В случае удачи он может даже вспомнить ситуацию в прошлом или настоящем, которая явилась причиной боли или дискомфорта в этой части тела.
Если вы в ходе беседы выяснили, что «ребенка» действительно что-то беспокоит, постарайтесь, чтобы он еще несколько раз повторил дыхательные упражнения и добился ощущения бархатного поглаживания, тогда неприятные воспоминания сгладятся.
Если все идет хорошо и ребенок-пациент сохраняет интерес к игре, попросите его вспомнить, когда он в первый раз почувствовал боль или другие неприятные ощущения. Не исключено, что вы будете удивлены, как давно это было! Но не стоит акцентировать на этом внимание. Продолжайте только в том случае, если педагог готов дальше выполнять упражнение.
Способы усиления приятных ощущений
1. Чтобы усилить эффект от этого приема, необходимо зарисовать ощущения участников в виде какого-то предмета, животного или явления.
2. Также хороший способ
усилить ощущение —
3. Если при этом «ребенок» сможет видеть свое отражение в зеркале, то бархатное поглаживание будет ассоциироваться у него с собственным образом. И каждый раз при взгляде в зеркало к нему рефлекторно будут приходить умиротворенность и хорошее самочувствие, которые вы заложили в его памяти.
Ведущий. А теперь прошу
поднять: синюю полоску — если
вам удалось ощутить
Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный прием повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялся на красный, зеленый, желтый. Если вы сейчас изобразили круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с детьми и взрослыми; если квадрат — вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием; если треугольник — вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
Итог: подводится совместно всеми участниками игры.
Заключение
Тема, освещенная мною в данной работе, имеет большое значение для медработников. Мне эта тема интересна и при написании курсовой я делала для себя определенные выводы, которые мне помогут в моей профессиональной деятельности.
В основе оказания медицинской помощи лежит доверие между пациентом и медицинским работником. Поэтому принципиально важным является создание психологически благоприятной среды, содействующей привлечению и удержанию пациентов в рамках программ оказания специализированной медицинской помощи. Несмотря на то, что обеспечить качество медицинской помощи невозможно без современных медицинских технологий, в настоящее время на первое место выдвигается соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям пациента и его ожиданиям.
Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение врача или медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.
Взаимодействие между пациентом и врачом не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот – положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.
Медицинская сестра проводит больше времени с пациентом, и поэтому её роль при общении с больными имеет большое значение. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.
В контакте
между сестрой и больным
Без сомнения, взаимодействие врача и пациента многогранно. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Пациент и медработник – равноправные участники лечебно-диагностического процесса. От профессионального уровня медицинского работника, от информированности пациента, степени доверия и согласия между ними и осознано принятых пациентом решений зависит успех лечения и, в конечном счете, жизнь пациента.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи, стоящие перед написанием работы, выполнены.
Список литературы
1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М, 2005. – 272 с.
2. Акбердин Р.З., Кибанов
А.Я. «Совершенствование
Информация о работе Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника