Кровоснабжение головного мозга и нарушение его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Работа нейронов требует постоянной и безостановочной доставки кислорода с кровью. Достаточно на несколько минут остановить доставку кислорода - и нейроны умирают. Поэтому препятствия, возникшие в кровотоке мозга, могут стать непоправимыми и привести к смертельному исходу. К счастью, наш организм способен к саморегулировке: если блокируются по каким-то причинам одни кровеносные сосуды, то находятся обходные пути для поступления крови в мозг. Если сжимаются и не пропускают кровь одни артерии, то могут расшириться и пропустить кровь другие. Но возможности такой саморегуляции тоже не беспредельны. Если не следовать законам природы, если сознательно не стремиться поправить свое здоровье, то организму все труднее и труднее будет справляться со своими бедами самостоятельно, без нашей сознательной помощи и поддержки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………3
Головной Мозг Человека…………………………………………………………………………..4
Кровоснабжение головного мозга…………………………………………………………….7
Начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга………....9
Нарушение кровообращения головного мозга…………………………………….....11
Причины нарушение кровообращения головного мозга………………………..14
Различные заболевание головного мозга…………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………………………………24
Список Литературы…………………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Кусовая Работа=)=( (2).docx

— 242.53 Кб (Скачать файл)

                     Министерство образования и науки РФ ГОУ                                                 Владимирский Государственный Университет имени А.Г и Н.Г Столетовых

                                            

                         

 

                        Курсовая работа

 

 

 

    Кровоснабжение головного мозга и нарушение его деятельности

                                                                                            

 

                                                       

 

                                                             Выполнил: студент 2-го курса гр.Бг-110 ЕГФ                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                   Назаров С.М 

                                                      Проверил: доцент кафедры (АФЧБЖХ)

                                                                                                       Грачева Е.П                                                                                             

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

  «____»___________2012 год

Оценка:_________________ 

                                                               

                                                                                    Владимир-2012                  

                                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………………………3

 

Головной Мозг Человека…………………………………………………………………………..4

 

Кровоснабжение головного  мозга…………………………………………………………….7

 

Начальные проявления недостаточности  кровоснабжения мозга………....9

 

Нарушение кровообращения головного мозга…………………………………….....11

 

Причины нарушение кровообращения головного мозга………………………..14

 

Различные заболевание головного мозга…………………………………………………19

 

Заключение…………………………………………………………………………………………………24

 

Список  Литературы…………………………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние  десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве  случаев врачи имеют дело с  уже заболевшими. Для того чтобы  не заболеть, человеку необходимо научиться  оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно  легче, если оно заложено в детстве.  Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать, самому заботиться, о своем здоровье.

          Вот почему в дошкольном учреждении и дома следует воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.

             Чтобы в сильном теле был сильный ум, нужно, прежде всего, иметь здоровую нервную систему. У человека есть центральная и периферическая нервная система. Центральная нервная система обеспечивает весь контроль сознательной деятельности человека, периферическая нервная система связывает центральную нервную систему со всем организмом и доводит ее "команды" до каждой клетки. Чтобы привести в порядок сознание, нужно в первую очередь поддерживать в порядке центральную нервную систему. И прежде всего головной мозг.

              Деятельность головного мозга целиком и полностью зависит от его кровоснабжения. Если кровоснабжение головного мозга прекращается хотя бы на две минуты - это приводит к необратимым повреждениям. Жизненно важное значение имеет профилактика нарушений кровообращения головного мозга! Отметим, что нервные клетки головного мозга практически не обладают способностью аккумулировать запасы питательных веществ (энергетические запасы) и кислорода.  Поэтому, если прекращено кровоснабжение мозга, то у нейронов этих запасов может хватить максимум на десять секунд, при этом уже через четыре секунды возникают отдельные нарушения функций мозга. Скелетная мышца может сохранять жизнеспособность без энергоснабжения и кровоснабжения в течение 1–2 часов, почки –150 мин, миокард – 20 мин, а нейроны только 3–8 мин. Отметим удивительную особенность нейронов: время их жизни без энергоснабжения не меняется с возрастом человека, оно одинаково у младенца и старика.

        Мозг состоит из множества нервных клеток - нейронов, к которым подводятся для их питания артерии и капилляры. Причем именно кровеносные сосуды являются теми осями, вокруг которых расположены нейроны. Это значит, что стержень и основа работы мозга - кровеносная система. Нейронам необходимо постоянно получать от сосудов питание - кислород и питательные вещества, поступающие с кровью.

            Работа нейронов требует постоянной и безостановочной доставки кислорода с кровью. Достаточно на несколько минут остановить доставку кислорода - и нейроны умирают. Поэтому препятствия, возникшие в кровотоке мозга, могут стать непоправимыми и привести к смертельному исходу. К счастью, наш организм способен к саморегулировке: если блокируются по каким-то причинам одни кровеносные сосуды, то находятся обходные пути для поступления крови в мозг. Если сжимаются и не пропускают кровь одни артерии, то могут расшириться и пропустить кровь другие.   Но возможности такой саморегуляции тоже не беспредельны. Если не следовать законам природы, если сознательно не стремиться поправить свое здоровье, то организму все труднее и труднее будет справляться со своими бедами самостоятельно, без нашей сознательной помощи и поддержки.

Головной мозг человека

Головной  мозг человека орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия. Данная статья посвящена мозгу человека, более сложному и высокоорганизованному, чем мозг животных. Однако существует значительное сходство в устройстве мозга человека и других млекопитающих, как, впрочем, и большинства видов позвоночных. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Она связана с различными частями тела периферическими нервами – двигательными и чувствительными.

                Головной мозг, с окружающими  его оболочками находится в  полости мозгового черепа. Верхняя  вентральная поверхность головного  мозга по форме соответствует  внутренней вогнутой поверхности  свода черепа. Нижняя поверхность  - основание головного мозга, имеет  сложный рельеф, соответствующий черепным ямкам внутреннего основания черепа. Головной мозг – симметричная структура, как и большинство других частей тела. При рождении его вес составляет примерно 0,3 кг на протяжении жизни человека колеблется от 1100 до 2000 г. На протяжении от 20 до 60 лет масса и объем остаются максимальным и постоянным для каждого индивидуума.

При внешнем  осмотре мозга внимание прежде всего  привлекают два больших полушария, скрывающие под собой более глубинные образования. Поверхность полушарий покрыта бороздами и извилинами, увеличивающими поверхность коры (наружного слоя мозга). Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.

 Внутри  мозга различают серое вещество, состоящее преимущественно из  тел нервных клеток и образующее  кору, и белое вещество – нервные  волокна, которые формируют проводящие  пути (тракты), связывающие между  собой различные отделы мозга,  а также образуют нервы, выходящие за пределы ЦНС и идущие к различным органам.   Головной и спинной мозг защищены костными футлярами – черепом и позвоночником. Между веществом мозга и костными стенками располагаются три оболочки: наружная – твердая мозговая оболочка, внутренняя – мягкая, а между ними – тонкая паутинная оболочка. Пространство между оболочками заполнено спинномозговой (цереброспинальной) жидкостью, которая по составу сходна с плазмой крови, вырабатывается во внутримозговых полостях (желудочках мозга) и циркулирует в головном и спинном мозгу, снабжая его питательными веществами и другими необходимыми для жизнедеятельности факторами. [1],[2]

  Основные части головного мозга

 Головной  мозг можно условно разделить  на три основные части: передний  мозг, ствол мозга и мозжечок. В переднем мозгу выделяют  большие полушария, таламус, гипоталамус  и гипофиз (одну из важнейших  нейроэндокринных желез). Ствол мозга  состоит из продолговатого мозга,  моста (варолиева моста) и среднего мозга.

        Большие полушария – самая  большая часть мозга, составляющая  у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны.  Они соединены между собой  массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией. 

           Каждое полушарие состоит из  четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. В коре  лобных долей содержатся центры, регулирующие двигательную активность, а также, вероятно, центры планирования и предвидения. В коре теменных долей, расположенных позади лобных, находятся зоны телесных ощущений, в том числе осязания и суставно-мышечного чувства. Сбоку к теменной доле примыкает височная, в которой расположены первичная слуховая кора, а также центры речи и других высших функций. Задние отделы мозга занимает затылочная доля, расположенная над мозжечком; ее кора содержит зоны зрительных ощущений.  Области коры, непосредственно не связанные с регуляцией движений или анализом сенсорной информации, именуются ассоциативной корой. В этих специализированных зонах образуются ассоциативные связи между различными областями и отделами мозга, и интегрируется поступающая от них информация. Ассоциативная кора обеспечивает такие сложные функции, как научение, память, речь и мышление.

 Подкорковые  структуры

 Ниже  коры залегает ряд важных мозговых  структур, или ядер, представляющих  собой скопление нейронов. К их  числу относятся таламус, базальные  ганглии и гипоталамус. Таламус  – это основное сенсорное передающее  ядро; он получает информацию  от органов чувств и, в свою  очередь, переадресует ее соответствующим отделам сенсорной коры. В нем имеются также неспецифические зоны, которые связаны практически со всей корой и, вероятно, обеспечивают процессы ее активации и поддержания бодрствования и внимания. Базальные ганглии – это совокупность ядер (т.н. скорлупа, бледный шар и хвостатое ядро), которые участвуют в регуляции координированных движений (запускают и прекращают их).

             Гипоталамус – маленькая область  в основании мозга, лежащая  под таламусом. Богато снабжаемый  кровью, гипоталамус – важный  центр, контролирующий гомеостатические  функции организма. Он вырабатывает  вещества, регулирующие синтез и  высвобождение гормонов гипофиза (см. также ГИПОФИЗ). В гипоталамусе расположены многие ядра, выполняющие специфические функции, такие, как регуляция водного обмена, распределения запасаемого жира, температуры тела, полового поведения, сна и бодрствования.

              Ствол мозга -- расположен у  основания черепа. Он соединяет  спинной мозг с передним мозгом  и состоит из продолговатого  мозга, моста, среднего и промежуточного  мозга. Через средний и промежуточный мозг, как и через весь ствол, проходят двигательные пути, идущие к спинному мозгу, а также некоторые чувствительные пути от спинного мозга к вышележащим отделам головного мозга. Ниже среднего мозга расположен мост, связанный нервными волокнами с мозжечком. Самая нижняя часть ствола – продолговатый мозг – непосредственно переходит в спинной. В продолговатом мозгу расположены центры, регулирующие деятельность сердца и дыхание в зависимости от внешних обстоятельств, а также контролирующие кровяное давление, перистальтику желудка и кишечника. На уровне ствола проводящие пути, связывающие каждое из больших полушарий с мозжечком, перекрещиваются. Поэтому каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела и связано с противоположным полушарием мозжечка.

             Мозжечок -- расположен под затылочными  долями больших полушарий. Через  проводящие пути моста он связан с вышележащими отделами мозга. Мозжечок осуществляет регуляцию тонких автоматических движений, координируя активность различных мышечных групп при выполнении стереотипных поведенческих актов; он также постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений.

Информация о работе Кровоснабжение головного мозга и нарушение его деятельности