Курение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:23, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы табакокурения среди подростков обусловила выбор темы курсового исследования «Особенности памяти и мышления курящих и некурящих подростков» и определила следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников раскрыть содержание понятий «мышление» и «память»; дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
2. Изучить проблему табакокурения и выявить негативные последствия курения для мышления и памяти подростков.
3. Провести экспериментальное исследование и сделать выводы об особенностях памяти и мышления курящих и некурящих подростков.
Цель исследования: изучить особенности памяти и мышления курящих и некурящих подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1. ТАБАКОКУРЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МЫШЛЕНИЕ И
ПАМЯТЬ ПОДРОСТКОВ................................................................ 6
1.1. Общая характеристика понятий «мышление» и «память»................6
1.2. Особенности памяти и мышления в подростковом возрасте..........12
1.3. Курение и его последствия для подростков......................................17
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.............................................................26
2.1. Ход исследования............................................................................... 26
2.2. Описание используемых методик......................................................26
2.3. Анализ полученных результатов....................................................... 28
2.4 Выводы................................................................................................. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 35

Файлы: 1 файл

opimkinpkr.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3

1.  ТАБАКОКУРЕНИЕ  И  ЕГО  ВЛИЯНИЕ  НА  МЫШЛЕНИЕ  И 

ПАМЯТЬ  ПОДРОСТКОВ................................................................ 6

1.1.               Общая характеристика понятий «мышление» и «память»................6

1.2.                Особенности памяти и мышления в подростковом возрасте..........12

1.3.                Курение и его последствия для подростков......................................17

2.              ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.............................................................26

2.1.              Ход исследования............................................................................... 26

2.2.              Описание используемых методик......................................................26

2.3.              Анализ полученных результатов....................................................... 28

2.4               Выводы................................................................................................. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................32

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.............................              35

ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................................              37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ни одному явлению в возрастной психологии не уделялось столь много внимания, как мышлению и памяти. Это можно объяснить тем, что память и мышление составляют основу интеллекта, а проблема его развития интересует ученых в частности для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию. Разработкой этой проблемы занимались такие видные отечественные психологи и педагоги, как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Ж.Пиаже, Рубинштейн С.Л., Зак А.З., Люблинская А.А., Брушлинский А.В., Блонский П.П. и многие другие.

Подростковый возраст – переход от детства к взрослости, сопровождающийся появлением нового психического новообразования – чувства взрослости, рефлексии собственного поведения, устремленности в будущее и недооценки настоящего. Этот процесс сопровождается рядом  как положительных, так и отрицательных проявлений. Одним из таких отрицательных проявлений современных подростков является их пристрастие к табакокурению.

Как известно, табакокурение является существенным фактором риска для развития ряда тяжелых хронических заболеваний, связанных с нарушением функционирования дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, нервной и иммунной системы. Курение табака – одна из главных причин нарушения деятельности мозга, что со временем ведет к тяжелым хроническим заболеваниям центральной нервной системы. Под влиянием никотина нарушается кровообращение, обмен веществ в клетках мозга, что проявляется частыми головными болями, головокружением, снижением внимания и памяти, нарушением мышления, влияет на собранность, четкость, координацию движений.

Курение вредно влияет буквально на все системы и органы и прежде всего на умственную деятельность человека.

Изучением проблемы табакокурения занимались как с медико-биологической точки зрения, так и с социально-психологической.

Влияние курения на личность человека, на его взаимоотношения с окружающими требуют самого тщательного изучения в рамках психологии личности и социальной психологии. В связи с этим заметны исследования таких авторов, как Кулаков С.А., Менделевич В.Д., Донских Т.А., Акулич М.М., Белогуров С.Б., Бехтель Э.Е., Братусь Б.С., Грязнов А.Н., Гуртовенко В.М., Короленко Ц.П., Кошкина Е.А. и др.

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез.

Актуальность проблемы табакокурения среди подростков обусловила выбор темы курсового исследования «Особенности памяти и мышления курящих и некурящих подростков» и определила следующие задачи:

1.         На основе анализа литературных источников раскрыть содержание понятий «мышление» и «память»; дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.

2.         Изучить проблему табакокурения и выявить негативные последствия курения для мышления и памяти подростков.

3.         Провести экспериментальное исследование и сделать выводы об особенностях памяти и мышления курящих и некурящих подростков.

Цель исследования: изучить особенности памяти и мышления курящих и некурящих подростков.

Гипотеза: под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма наступает постепенное ослабление памяти и умственной деятельности, поэтому уровень мышления и памяти у курящих подростков ниже, чем уровень мышления и памяти у некурящих подростков.

Объект исследования: память и мышление как познавательные процессы.

Предмет исследования: особенности памяти и мышления курящих и некурящих подростков.

Методы исследования:

1.            теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

2.            тестирование;

3.            анкетирование;

4.            статистическая обработка данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  ТАБАКОКУРЕНИЕ  И  ЕГО  ВЛИЯНИЕ  НА  МЫШЛЕНИЕ  И 

ПАМЯТЬ  ПОДРОСТКОВ

 

1.1.  Общая характеристика понятий «мышление» и «память»

 

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях  [21, с.206].

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружаю­щей действитель­ности  [19, с.112].

Мышление  – сложнейшая и  многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям.

Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

       предметно-действенное (или наглядно-действенное) – для детей раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать, манипулировать с ними;

       наглядно-образное – характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников;

        словесно-логическое (абстрактное) – характеризует старших школьников и взрослых людей  [7, с.65].

Это не только этапы развития мышления, но и разные его формы, присущие взрослому человеку и  играющие важную роль  в  мыслительной деятельности. Можно ускорить и  интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития мышления, но нельзя миновать ни  один из них без ущерба для психического склада личности в целом.

Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить о рассуждающем (или дискурсивном) мышлении, результат которого достигается в  ходе последовательного рассуждения, и  интуитивном мышлении, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в  учебнике и пр.) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства).

В-четвертых, мышление подразделяется  по  действенности контроля на критическое и некритическое  [7, с.65-67].

Теплов Б.М. отмечает, что мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Он подразделяет мышление на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяет понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по его мнению, состоит лишь в том, что «они по разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей»  [22, с.147].

Все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи следующих мыслительных операций:

       сравнение – установление отношений сходства и различия;

       анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

       синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

       абстракция и обобщение – выделение общих признаков;

       конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта  [17, с.63].

Все эти операции, по мнению Рубинштейна С.Л., являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений)  [20, с.215].

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждение как форма существования элементарной мысли является исход­ной для двух других логических форм мышления – понятия и умозаключения  [20, с.227].

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление – значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т.е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

Понятие – это мысль, в которой отражаются наиболее об­щие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений  действительности  [21, с.233].

Умозаключение – это форма мышления, которая представляет собой такую   последовательность    суждений,    где   в   результате   установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих. Умозаключение является наиболее развитой формой мысли, структурным компонентом которой выступает опять-таки суждение  [21, с.235].

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений – индуктивными и дедуктивными. Индукция – это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция – это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Таким образом, суждение является универсальной струк­турной формой мысли, генетически предшествующей поня­тию и входящей в качестве составной части в умозаключение.              

Процессом, обеспечивающим построение всестороннего об­раза мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, про­шлое с настоящим и будущим, является память. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память – это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину [19, с.205].

Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.

Информация о работе Курение