Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:23, реферат
Актуальность проблемы табакокурения среди подростков обусловила выбор темы курсового исследования «Особенности памяти и мышления курящих и некурящих подростков» и определила следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников раскрыть содержание понятий «мышление» и «память»; дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
2. Изучить проблему табакокурения и выявить негативные последствия курения для мышления и памяти подростков.
3. Провести экспериментальное исследование и сделать выводы об особенностях памяти и мышления курящих и некурящих подростков.
Цель исследования: изучить особенности памяти и мышления курящих и некурящих подростков.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1. ТАБАКОКУРЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МЫШЛЕНИЕ И
ПАМЯТЬ ПОДРОСТКОВ................................................................ 6
1.1. Общая характеристика понятий «мышление» и «память»................6
1.2. Особенности памяти и мышления в подростковом возрасте..........12
1.3. Курение и его последствия для подростков......................................17
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.............................................................26
2.1. Ход исследования............................................................................... 26
2.2. Описание используемых методик......................................................26
2.3. Анализ полученных результатов....................................................... 28
2.4 Выводы................................................................................................. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 35
Злоупотребление веществами, вызывающими состояния изменения психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.) – аддиктивное поведение – является формой девиантного поведения. По мнению Короленко Ц.П. и Донских Т.А., аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [12, с.275]
Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами. В жизни каждого человека могут быть моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, «сбросить» усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т.п. Для реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.
Как отмечает И.С.Кон, несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, курение, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие [10, с.168]
Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности [15, с.76]
По мнению Гилинского Я. и др., подростковая девиантность подчиняется общим закономерностям – нет никаких специфических причин девиантности подростков. Однако, противоречия между постоянно растущими наличными потребностями и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и молодежи. Бурное развитие их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желание самоутвердиться в мире взрослых вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, невысокой квалификацией (или отсутствием таковой), а, следовательно, и невысоким (неопределенным) статусом. Подростки, молодежь не удовлетворены условиями обучения и труда, жилищными условиями, возможностями проявлять себя в творческой деятельности. Эта неудовлетворенность объясняется объективными обстоятельствами, а не «капризами» молодых [3, с.13]
Армия курильщиков пополняется в основном за счет подростков. Доля курящих подростков стремительно растет, ведется агрессивный маркетинг, наиболее распространенными способами которого является бесплатная рекламная раздача сигарет на улицах, а также бесплатный вход на дискотеки для подростков и молодежи, курящих определенные марки сигарет.
Другие исследователи акцентируют механизм подражания своим курящим родителям и другим взрослым. Возрастает вероятность курения подростками, если курят их отцы и старшие братья. Пример взрослых постоянно у них перед глазами. Подражание взрослым и одобрение сверстников способствуют приобщению подростков к курению. Кроме того, некоторые подростки начинают курить из-за давления сверстников, несмотря на то, что их семьи являются противниками табакокурения. В среде сверстников срабатывает механизм взаимного подражания. Дети из семей, принадлежащих к низшим общественным классам, начинают курить раньше, чем дети из семей среднего класса, главным образом для того, чтобы приобрести больший вес в глазах сверстников.
Факторы, способствующие приобщению подростков к курению, являются многочисленными и многообразными. Горанская С.В. выделяет следующие факторы:
психологические: любопытство, потребность казаться сильным, «досрочно» взрослым, потребность в экспериментировании, вызов;
социальные: окружение, пример родителей, старших братьев и сестер, давление сверстников, пример значимых лиц;
физиологические: эффект никотина оксида углерода, длительность фазы экспериментирования [4, с.136]
В случае употребления табака первый опыт подростков часто оказывается неприятным. Первые опыты курения сопровождаются головокружением, головной болью. Продолжая опыт курения, желая доказать себе, что может преодолеть слабость, желая казаться взрослым, опытным, быть своим, не хуже других в компании, заставляет подростка выносить неприятные ощущения, и постепенно подросток подходит к моменту, когда начинает испытывать удовольствие от функционального содержания процесса курения. Это ведет к регулярному употреблению, уже не ради того, чтобы делать это вместе со сверстниками, а ради эффекта [9, с.299]
Удерживают и закрепляют привычку низкая общая и гигиеническая культура, развивающаяся зависимость, окружение курильщиков. По мнению Горанской С.В., существуют следующие фазы карьеры курильщика: фаза пробного курения (8–12 лет); фаза нерегулярного курения (13–16 лет); фаза регулярного незначительного курения (у 45% в 21–24 года); фаза регулярного интенсивного курения (у 13% в 15–18 лет, у 46% в 21–24 года). Переход от одного этапа к другому зависит от многих причин, в том числе, и от индивидуальных особенностей курящего. Влияние друзей, образа жизни, семьи, отношения общества к проблеме, средств массовой информации, распространения рекламы табачных изделий в каждом конкретном случае и на разных этапах развития зависимого поведения играет разную роль. На первом этапе для подростка имеет значение курение родителей; на втором – курение друзей, наличие сигарет у курящих родителей; на третьем – мнение, что курение успокаивает, снижает вес, а также доступность и цена; на четвертом добавляется фактор привыкания [4, с.137]
Для потребления табака подростками оказываются значимыми следующие формы плохого психологического обращения родителей: кричат, заставляют чувствовать подростка плохим человеком. Смущают его в присутствии других людей. Менее значимыми оказались обвинения, оскорбления, критика. Действуют они на потребление психоактивных веществ не прямо, а косвенно через плохое самочувствие подростка [13, с.176]
Инициации курения и его поддержке способствует и реклама, гигантская индустрия которой формирует все новых и новых потребителей. Психология рекламы сигарет опирается на психологию подросткового возраста, обещая как раз то, что подростку не хватает. Реклама отождествляет курение с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, сексуальностью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью (то есть с поведением успешных молодых людей). Основной упор делается на эмоции, на желание человека получить доброжелательный прием в обществе, на стремление располагать к себе и быть сексуально привлекательным. Подросткам, как правило, импонирует роль взрослого человека, они хотят равноправия и уважительного отношения. Их не устраивает, когда к ним относятся как к детям. Чувство своей недостаточной мускулинности может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня» [10, с.254]
Такое самоуважение является потребностью подростка, вызванной необходимостью установления первых гетеросоциальных эмоциональных контактов. В 13–14 лет девочки и мальчики начинают проявлять интерес друг к другу. Для подростка дразнить девочку (способ привлечения внимания на предыдущем этапе развития) теперь является неприемлемым, поскольку теперь начинает цениться «крутость» - уверенность в себе, уравновешенность и хладнокровие, умение поддержать разговор.
Когда в шестнадцатом веке в Европу был завезен табак, данных о его вредном воздействии на организм человека не было. Сегодня известно более чем 60 тысяч современных исследований в области табакокурения, доказывающих связь между курением и раком легких, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, отклонениями в развитии плода. Подавляющее большинство случаев заболевания раком ротовой полости, губ, глотки, гортани, поджелудочной железы и многих других органов связаны с табакокурением. Табак вызывает больше заболеваний и смертных случаев, чем алкоголизм и наркотики вместе взятые.
Курение поставило перед человеком немалые проблемы. Особый интерес представляет влияние курения на умственную деятельность. Лабораторные исследования предлагают нам объективные данные. Например, был проведен эксперимент с курящими и некурящими подростками.
Сравнение результатов эксперимента с данными контрольных опытов показывает, что под влиянием только одного дня курения показатели различных видов умственной деятельности снижаются:
в обучении – на 4,42%;
в точности зачеркивания букв (эксперимент) – на 7,09%;
в скорости зачеркивания тех же букв – на 1,02%;
в точности оперирования цифрами – на 5,55%;
в запоминании – на 5,07% [14].
Очень показательны и наблюдения ученых, которые проводились в течение нескольких лет над 200 курящими и 200 некурящими школьниками [14]:
| курящие | некурящие |
нервные, раздражительные | 14 | 1 |
понижение слуха | 13 | 1 |
плохая память | 12 | 1 |
плохое физическое состояние | 12 | 2 |
плохие отметки | 18 | 3 |
медленно соображают | 19 | 3 |
Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
Большинство курильщиков утверждают, что курение благоприятно сказывается на их умственной работе. Эта субъективная оценка обязана механизму действия никотина. Первоначально он расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающим образом. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысль течет быстрее. Но все это длится недолго. Под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма (вовсе не безобидных) сосуды сужаются, умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти. Результаты исследований с помощью так называемого реоэнцефало-графического метода показали, что под влиянием курения табака наступает ухудшение кровоснабжения мозга [13, с.184].
Итак, сегодня употребление табака становится в нашей стране главной проблемой для подростков. Курение замедляет их физическое и психическое развитие, в том числе мышление и память.
Таким образом, в результате теоретического анализа литературы по проблеме особенностей мышления и памяти курящих и некурящих подростков мы приходим к следующим выводам:
1. Мышление – это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память. Память и мышление взаимосвязаны: в большинстве случаев при хорошем интеллекте мы имеем хорошую память.
2. Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Среди характерных особенностей подросткового возраста можно назвать следующие: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
3. Злоупотребление веществами, вызывающими состояния изменения психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.) называется аддиктивным поведением. Это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Употребление табака становится в нашей стране главной проблемой для подростков: армия курильщиков пополняется в основном за их счет. Доля курящих подростков стремительно растет. Курение замедляет их физическое и психическое развитие, в том числе мышление и память.