Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:23, реферат
Актуальность проблемы табакокурения среди подростков обусловила выбор темы курсового исследования «Особенности памяти и мышления курящих и некурящих подростков» и определила следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников раскрыть содержание понятий «мышление» и «память»; дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
2. Изучить проблему табакокурения и выявить негативные последствия курения для мышления и памяти подростков.
3. Провести экспериментальное исследование и сделать выводы об особенностях памяти и мышления курящих и некурящих подростков.
Цель исследования: изучить особенности памяти и мышления курящих и некурящих подростков.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1. ТАБАКОКУРЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МЫШЛЕНИЕ И
ПАМЯТЬ ПОДРОСТКОВ................................................................ 6
1.1. Общая характеристика понятий «мышление» и «память»................6
1.2. Особенности памяти и мышления в подростковом возрасте..........12
1.3. Курение и его последствия для подростков......................................17
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.............................................................26
2.1. Ход исследования............................................................................... 26
2.2. Описание используемых методик......................................................26
2.3. Анализ полученных результатов....................................................... 28
2.4 Выводы................................................................................................. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 35
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Ход исследования
Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нами была сформулирована следующая гипотеза: под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма наступает постепенное ослабление памяти и умственной деятельности, поэтому уровень мышления и памяти у курящих подростков ниже, чем уровень мышления и памяти у некурящих подростков.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в средней школе № 12 г.Бреста.
В эксперименте на условиях анонимности приняли участие 25 учащихся 10 «А» класса в возрасте 15-17 лет.
Цель исследования: провести экспериментальное исследование и выявить особенности памяти и мышления курящих и некурящих подростков.
Задачи:
1. Подобрать методики для определения уровней мышления и памяти у подростков.
2. Провести эксперимент и на основе анализа полученных результатов сделать вывод об особенностях памяти и мышления курящих и некурящих подростков.
В ходе эксперимента нами были использованы следующие методики: «Выявление существенных признаков» и «Память на образы».
2.2. Описание используемых методик
Для изучения особенностей мышления подростков мы использовали методику «Выявление существенных признаков» [16, с.180-187].
Этот тест выявляет способность отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений.
Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – 5 слов в скобах. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и выпишите их.
1. САД (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. ГОРОДА (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. КУБ (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).
8. ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово).
9. ГАЗЕТА (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор).
10. ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
11. ВОЙНА (аэроплан, пушки, сражение, ружья, солдаты).
Ответы (существенные признаки):
1. Растение, земля.
2. Берег, вода.
3. Здание, улица.
4. Крыша, стены.
5. Углы, сторона.
6. Делимое, делитель.
7. Диаметр, округлость.
8. Глаза, печать.
9. Бумага, редактор.
10. Игроки, правила.
11. Сражение, солдаты.
Обработка результатов:
При анализе оценивается уровень обобщения:
высокий уровень – при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
средний – при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
низкий – при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).
Для изучения особенностей памяти подростков мы использовали методику «Память на образы» [16, с.238].
Эта методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица (приложение 1) с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин. воспроизвести на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и Вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».
Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Норма – 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.
2.3. Анализ полученных результатов
В результате анкетирования подростков мы выяснили, что 10 испытуемых (40%) курят, 15 (60%) – не курят. В соответствии с этим все испытуемые были разбиты на две группы – группа «А» (курящие) и группа «Б» (некурящие).
В ходе эксперимента по обеим методикам нами были получены данные, занесенные в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты тестирования
| «Выявление существенных признаков» | «Память на образы» | ||
уровень | кол-во баллов | уровень | ||
группа «А» | 1 | средний | 6 | норма |
2 | средний | 10 | норма | |
3 | средний | 3 | ниже нормы | |
4 | низкий | 8 | норма | |
5 | низкий | 15 | норма | |
6 | низкий | 9 | норма | |
7 | низкий | 11 | норма | |
8 | низкий | 16 | норма | |
9 | средний | 5 | ниже нормы | |
10 | низкий | 5 | ниже нормы | |
группа «Б» | 1 | низкий | 16 | норма |
2 | средний | 6 | норма | |
3 | низкий | 12 | норма | |
4 | низкий | 11 | норма | |
5 | низкий | 11 | норма | |
6 | низкий | 14 | норма | |
7 | средний | 16 | норма | |
8 | средний | 16 | норма | |
9 | средний | 16 | норма | |
10 | высокий | 16 | норма | |
11 | средний | 16 | норма | |
12 | средний | 16 | норма | |
13 | средний | 16 | норма | |
14 | средний | 15 | норма | |
15 | средний | 16 | норма |
Анализ данных таблицы 1 позволил нам констатировать следующее:
1. мышление:
низкий уровень мышления зафиксирован у 6 (60%) испытуемых группы «А» (курящие) и у 5 (33,3%) испытуемых группы «Б» (некурящие);
средний уровень – у 4 (40%) подростков группы «А» и у 9 (60%) – группы «Б»;
высокий уровень мышления отмечен только у одного испытуемого (6,7%) группы «Б».
2. память:
3 (30%) подростка группы «А» набрали от 3 до 5 баллов, что свидетельствует о том, что уровень памяти у этих испытуемых ниже нормы;
у остальных испытуемых (7 (70%) человек группы «А» и 15 (100%) – группы «Б») зафиксирована норма по этому параметру.
Эти данные мы отразили на диаграммах 1 и 2.
Диаграмма 1
Показатели уровней мышления (%)
Диаграмма 2
Показатели уровней памяти (%)
Итак, на диаграммах наглядно видно, что уровни мышления и памяти у некурящих гораздо выше уровней мышления и памяти у курящих подростков.
2.4. Выводы
Таким образом, на основании анализа результатов эксперимента мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза – под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма наступает постепенное ослабление памяти и умственной деятельности, поэтому уровень мышления и памяти у курящих подростков ниже, чем уровень мышления и памяти у некурящих подростков – входе исследования нашла свое подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память. Память нельзя оторвать от других психических процессов, в том числе и от мышления, с которым она тесно связана, т.к. в большинстве случаев при хорошем интеллекте мы имеем хорошую память.
2. Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Выделяют следующие характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
3. Злоупотребление веществами, вызывающими состояния изменения психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.) – аддиктивное поведение – является формой девиантного поведения. Несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, курение, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие. Армия курильщиков пополняется в основном за счет подростков. Доля курящих подростков стремительно растет, ведется агрессивный маркетинг, наиболее распространенными способами которого является бесплатная рекламная раздача сигарет на улицах, а также бесплатный вход на дискотеки для подростков, курящих определенные марки сигарет.
4. Курение поставило перед человеком немалые проблемы. Сегодня известно более 60 тысяч современных исследований в области табакокурения, доказывающих связь между курением и раком легких, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, отклонениями в развитии плода. Особый интерес представляет влияние курения на умственную деятельность. Лабораторные исследования доказывают, что под влиянием только одного дня курения показатели различных видов умственной деятельности снижаются; под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма сосуды сужаются, умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти.
Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нами была сформулирована следующая гипотеза: под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма наступает постепенное ослабление памяти и умственной деятельности, поэтому уровень мышления и памяти у курящих подростков ниже, чем уровень мышления и памяти у некурящих подростков.