Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа
В ходе проводимого исследования в работе можно выдвинуть следующую гипотезу: большинство медицинских сестёр подвержены риску профессионального выгорания, что связанно с их подверженностью стрессовым ситуациям в профессиональной деятельности и личностными особенностями.
Задачи: 1) дать общую характеристику профессионального выгорания
2) выявить личностные факторы профессионального выгорания
3) определить специфику деятельности медицинских сестёр
4) выявить личностные факторы профессионального выгорания у медицинских сестёр.
Введение 3
Глава 1 Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских сестер 5
1.1. Общая характеристика профессионального выгорания 5
1.2. Личностные факторы профессионального выгорания 19
1.3. Специфика деятельности медицинских сестер 26
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестер 27
2.1. Организация проведения исследования 27
2.2 Описание выборки 27
2.3. Описание методов и методики исследования 28
2.4 Анализ полученных результатов 29
Выводы
Заключение 35 Список использованных источников 36
Реакция выгорания представляет
собой следствие
Гришина Н.В. рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Это необходимо потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной средой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию [9].
Многочисленные зарубежные исследования подтверждают, что выгорание вытекает из профессиональных стрессов. Р. Пулен и М. Уолтер в лонгитюдном исследовании социальных работников обнаружили, что увеличение уровня выгорания связано с увеличением уровня профессионального стресса, а Л. Роуи получил данные о том, что лица, испытывающие «выгорание», имеют более высокий уровень психологического стресса и меньшую устойчивость, выносливость [8].
В результате проведенного
контент-анализа описанных в
При этом, согласно модели Б. Перлмана и Е. Хартмана, индивидуальные характеристики, рабочее и социальное окружение важны для восприятия воздействия и оценки стресса в совокупности с эффективным и неэффективным преодолением стрессовой ситуации. Данная модель включает в себя четыре стадии. Первая отражает степень, в которой ситуация способствует стрессу. Существуют два наиболее вероятных типа ситуаций, при которых он возникает. Навыки и умения работника могут быть недостаточными, чтобы соответствовать воспринимаемым или действительным организационным требованиям, или работа не соответствует его ожиданиям, потребностям или ценностям. Иными словами, стресс вероятен, если существует противоречие между субъектом труда и рабочим окружением.
Вторая ситуация включает восприятие и переживание стресса. Известно, что многие ситуации, ему способствующие, не приводят к тому, что, по мнению людей, они испытывают стрессовое состояние, а также от ролевых и организационных переменных.
Третья стадия описывает три основных класса реакций на стресс (физические, аффективно-когнитивные, поведенческие), а четвертая представляет собой последствия стресса. Выгорание как многогранное переживание хронического эмоционального стресса соотносится именно с последней, представляя результат реакции на стресс.
Психическое выгорание представляется как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание значительно видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональную эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом [16, с. 90].
В литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели, врачи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и представители других профессий [18]. Все это работники «коммуникативных» профессий, специфика которых заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела. Кроме того, в профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение от них наибольшей обратной связи (например, благодарность, признание, проявление уважения, информация об изменениях самочувствия или о новых планах, касающихся дальнейшего делового взаимодействия и др.), присутствует также высокая ответственность за результат общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей, притязаний и экспектаций, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).
В «коммуникативных» профессиях продолжительные, многообразные и сложные когнитивно-эмоциональные ситуации общения с другими людьми предъявляют высокие требования к качеству отношений (доверительности, профессионализму, эмоциональной устойчивости и др.) и коммуникативной компетентности, поскольку от этого в наибольшей мере зависят результат данного взаимодействия и перспективы будущих деловых и интерперсональных контактов.
В соответствии с приведенными
особенностями к
- когнитивно-сложные коммуникации;
- эмоционально-насыщенное деловое общение;
- высокие требования
к постоянному саморазвитию и
повышению рофессиональной
- высокая ответственность за дело и за других людей;
- высокая динамичность и большое количество служебных контактов;
- необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;
- высокие требования
к самоконтролю и
Наряду с этими потенциальными факторами риска выгорания могут быть экзистенциальные факторы:
- нереализованные жизненные и профессиональные ожидания;
- неудовлетворенность самоактуализацией;
- неудовлетворенность достигнутыми результатами;
- разочарование в других людях или в избранном деле;
- обесценивание или потеря смысла своих усилий;
- переживание одиночества;
- ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни и др [17].
Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут привести к полной дезорганизации различных психических сфер и, прежде всего – эмоциональной. Синдрому выгорания свойственны такие симптомы, как постоянное чувство озабоченности по поводу работы; чувство усталости и пустоты, связанное с ней; раздражение, направленное на коллег или на субъектов делового общения; отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не как к тому, что может приносить удовлетворение.
При этом отмечается, что развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постоянно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
Таким образом, синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации, т.к. он развивается, как правило, у людей тех профессий, которые по роду своей профессиональной деятельности должны много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный).
Все ситуации рабочего (делового) общения,
отягощенные высокой
Соответственно, синдром профессионального
выгорания – это
Анализ конкретных
Таким образом, среди факторов синдрома
«выгорания» в профессиях типа «человек-человек»
предлагается выделять: индивидуальные
и организационные факторы [16]; личностные,
статусно-ролевые и корпоративные (профессионально-
К личностным факторам риска
выгорания относятся:
Статусно-ролевые факторы
К корпоративным (профессионально-
Характеризуя индивидуальные факторы, вызывающие выгорание, В.Е.Орел в отдельную группу выделяет социально-демографические, влияние которых на эффект выгорания довольно подробно изучалось в зарубежной психологии [16]. Так, в частности, он указывает на то, что из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст. Обнаруживается наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания. В работах К. Маслач показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2 – 4 года. В некоторых исследованиях подтверждается и чувствительность старшего возраста к данному синдрому. В частности, в исследовании, проведенном на среднем персонале военных медицинских учреждений, отмечалось, что наиболее чувствительными к выгоранию являются не только молодые люди (19 – 25 лет), но и более старшие (40 – 50 лет) [16].
Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей ожиданиям [26]. Специфика влияния возраста на эффект выгорания также неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее – с редукцией профессиональных достижений.
Информация о работе Личностные факторы профессионального выгорания медицинских сестер