Личностные факторы профессионального выгорания медицинских сестер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

В ходе проводимого исследования в работе можно выдвинуть следующую гипотезу: большинство медицинских сестёр подвержены риску профессионального выгорания, что связанно с их подверженностью стрессовым ситуациям в профессиональной деятельности и личностными особенностями.
Задачи: 1) дать общую характеристику профессионального выгорания
2) выявить личностные факторы профессионального выгорания
3) определить специфику деятельности медицинских сестёр
4) выявить личностные факторы профессионального выгорания у медицинских сестёр.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских сестер 5
1.1. Общая характеристика профессионального выгорания 5
1.2. Личностные факторы профессионального выгорания 19
1.3. Специфика деятельности медицинских сестер 26
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестер 27
2.1. Организация проведения исследования 27
2.2 Описание выборки 27
2.3. Описание методов и методики исследования 28
2.4 Анализ полученных результатов 29
Выводы
Заключение 35 Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

професс. выгорание курсовая моя.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Взаимоотношения между полом и выгоранием не так неоднозначны.

В ряде исследований было отмечено, что  мужчины в большей степени  подвержены процессу выгорания, чем  женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям [26]. Примирением  данных противоположных точек зрения, по-видимому, будет рассмотрение этой проблемы с позиций специфики влияния пола на компоненты  выгорания и наличия опосредующих факторов, таких, как поло-ролевые ориентации.

Установлено, что у  мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, что связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов [16].

Среди организационных  факторов основной упор в изучении был сделан преимущественно на временные  параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую  о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания.

 Содержание труда  включает в себя количественные  и качественные аспекты работы  с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень  глубины контакта с ними. Так,  непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания.  Наиболее отчетливо показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной  деятельности, где острота проблем клиентов  сочетается  с минимизацией успеха  в эффективности  их решения. Это работа с хроническими больными  или людьми, страдающими  неизлечимыми заболеваниями  (СПИД, рак и некоторые другие). При этом отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики является  тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию [16]. Также важным фактором взаимодействующим с выгоранием является степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности  и возможность принимать важные решения.

В трудах ряда авторов  указывается также на кросс-культурные факторы выгорания [8;16], подчеркивая  межнациональные различия синдрома, что объясняется различиями в  образовании, условиях работы, зарплате, социальной поддержке и т.д. При  этом авторами отмечается, что, несмотря на такие различия, основные корреляты выгорания (неопределенность, дисбаланс между вкладом и результатом и др.) остаются идентичными в обеих выборках.

Таким образом, синдром  профессионального выгорания относится  к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструктивный, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью; синдром профессионального выгорания есть ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Личностные факторы профессионального выгорания.

Исследования синдрома профессионального выгорания позволили выделить такие факторы, вызывающие выгорание, как социально-психологические, профессиональные  и личностные, причем последним в психологии уделяется достаточно важное внимание. Исследования особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием является важной областью изучения данного феномена, т.к. ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие  выгорания не только по сравнению с социальными характеристиками, но и с факторами рабочей среды [16].

Так, в частности, многими исследователями подчеркивается тот факт, что синдром выгорания носит индивидуальный характер, выделяются такие личностные показатели предрасположенности к стресс-реакциям, как соотношение экстернальности и интернальности, подразумевающие степень ответственности человека за свою жизнь, поведение типа А, предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Экстернальный «локус-контроля» коррелирует с эмоциональным истощением и деперсонализацией, а использование пассивной стратегии избегания – с развитием эмоционального истощения и редукцией  личностных достижений. Причем чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения [8].  

Стратегия преодолевающего поведения человека в ситуации стресса – один из важнейших факторов, определяющий вероятность развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегии подавления эмоций часто повышают риск состояний предболезни или болезни. Однако умение управлять эмоциональными проявлениями, а иногда и подавлять их – необходимый «навык» для лиц коммуникативных (социальных) профессий.

На развитие выгорания  влияет и то, как работник справляется  со стрессом. Исследования показывают, что наиболее уязвимы те, кто реагирует  на него агрессивно, несдержанно, хотят  противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие  люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния, из-за того, что не удается достичь  намеченного (так называемое поведение типа «А»).

Наиболее обобщенную характеристику особенностям личности типа «А» привели Р. Розенман и М. Фридман, в которую помимо личностных особенностей (чрезмерная вовлеченность в многочисленные виды деятельности, соперничество, стремление к успеху, признанию и руководству, агрессивность, часто скрытая, нетерпеливость), они отметили у таких лиц, быстрый, усиленный слышный вдох воздуха, эксплозивные интонации голоса, подчеркивание определенных слов в предложениях, напряжение мускулатуры лица и тела, частое сжимание кулаков во время разговора, постоянную тенденцию к ускорению хода обычной беседы путем обрыва высказываний собеседника или его подбадривания говорить быстрее фразами: «понял, понял», «да, да» до того, как он закончил свою мысль.

Описывая  поведение лиц типа «А» во время  структурированного интервью, М.Фридман пишет: «Бросается в глаза не столько сущность ответов на вопросы, сколько сама манера их поведения. Обращает внимание характерная мимика, голосовая интонация, движение рук и ног. Лицо напряжено и враждебно, глаза бегают, часто мигают, колени постоянно в движении, пальцы рук постукивают. Речь сопровождается заглатыванием воздуха, облизыванием губ, киванием головой. При разговоре они спешат и перебивают речь собеседника. Ответы чаще крайние, категоричные: «всегда», «никогда». Жесты направлены для принуждения собеседника к доминированию в разговоре. В споре они или не дают сказать слова собеседнику, или пропускают его слова мимо ушей, т.е. не хотят вникнуть в суть мысли оппонента, и снова повторяют свои тезисы. Думают не о том, что говорит партнер, а о том, что ему ответить. Жестикулируя, часто сжимают кулаки, используют неподходящие ругательства, крикливо и громко смеются» [11].

В дальнейших исследованиях американские кардиологи Р. Розенман с соавторами показали, что в однородной по социальному и возрастному составу группе мужчины типа «А» отличаются амбициозностью и честолюбием, способностью энергично добиваться продвижения по службе, постоянной занятостью на работе и дома, нетерпеливостью, ощущением нехватки времени, агрессивностью, неумением и нежеланием отдыхать. Таким образом, особенности поведения людей типа «А» хорошо согласуются с физиологической характеристикой лиц, находящихся в ситуации постоянного эмоционального напряжения.

В последующем  многими исследователями уточнялись поведенческие и психологические характеристики типа «А», определяющими чертами которого оказались не столько чрезмерная поглощенность делами, сколько наличие сильного мотива соперничества, нетерпеливость и враждебность. Были выделены такие важные компоненты поведения типа «А», как скорость и нетерпение, вовлеченность в работу, сильная мотивация в достижении поставленной цели, соревновательность и враждебность. Причем люди типа «А», враждебно настроенные в отношении окружающих, как правило успешно скрывают такое отношение. Их агрессивность выражается через соревновательность, особенно на работе. Если им кажется, что подчиненные или коллеги работают слишком медленно, они не скрывают ни своего нетерпения, ни гнева [26]. 

Люди типа «А» постоянно находятся в напряжении, стресс – это их обычное состояние. Даже тогда, когда они работают в относительно спокойной  обстановке, собственный стресс остается определяющей особенностью их индивидуальности. Результаты проводимых исследований позволили говорить о существовании прямой зависимости личностных качеств индивидуумов, принадлежащих к типу «А» и коронарной болезнью, при этом подчеркивается присутствие таких качеств, как враждебность и нетерпение, что может свидетельствовать о существовании связи между болезнями сердца и личностными качествами, и, в свою очередь, способствовать профессиональному выгоранию.

Среди факторов профессионального выгорания важное место отводится  и эмпатии. По мнению К. Роджерса, она представляет собой  необходимое  качество, или  способность, для установления «помогающих» отношений при общении с клиентом (пациентом) [11].

Эмпатия как  способность индивида проникать  в состоянии другого человека с помощью воображения и интуиции способствует сбалансированности  межличностных отношений.

Изучение взаимосвязи эмпатии и выгорания у специалистов различных социальных профессий, проведенное многими исследователями, свидетельствует, что способность чувствования и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию. В частности, Н.Водопьянова приводит данные исследования врачей-хирургов и медицинских сестер хирургического отделения, показавших отрицательные корреляции  между уровнем эмпатийных способностей и показателями выгорания. Наиболее сильная связь была обнаружена между эмпатией и редукцией персональных достижений: чем выше первый показатель, тем меньше склонность занижать значимость результатов своей деятельности, больше уверенность в самоэффективности [8].

Обнаруженный  факт меньшей предрасположенности  к выгоранию лиц с высокой эмпатичностью объясняется, очевидно, тем, что тонкое понимание переживаний других людей противоречит дегуманизации межличностных отношений, а эмоциональное сопереживание – это определенная  эмоциональная «подпитка» или некоторой дополнительный ресурс для «горения без затухания».

Имеющиеся эмпирические данные также свидетельствуют о  связи выгорания с акцентуациями  характера. Более предрасположены  к редуцированию личных достижений личности педантичного и застревающего  типов. Деперсонализация и эмоциональное истощение чаще наблюдаются у лиц возбудимого типа. Гипертимный тип в меньшей степени склонен к выгоранию, чем другие. Возможно, это связано с тем, что его представители отличаются веселым, жизнерадостным  настроением, высоким уровнем побуждений. Такие люди характеризуются  ярко выраженной потребностью в разнообразии впечатлений и активности, склонны к различным изменениям.

Характерный способ реагирования гипертимных людей  на стресс – вытеснение источников тревоги, игнорирование препятствий. У подобного человека, как правило, большое количество планов, широкий круг интересов, он легко и быстро  приспосабливается к новым условиям, легко вступает в контакты, способен не замечать затруднений и «опускать руки» при неудачах. Но недостаточно выражены способности к достижению целей, систематическому и планомерному поведению.

Полученные  результаты могут свидетельствовать  о различных типах выгорания, обусловленных акцентуациями характера. В связи с этим мероприятия  по «антивыгоранию» должны носить индивидуально-дифференцированный характер.

Немаловажное  внимание уделяется взаимосвязи  выгорания и мотивации. Так, исследователями  отмечается свойственное «выгоревшим» снижение трудовой  мотивации, которое  проявляется в стремлении свести работу к минимуму,  проявления апатии и хронического негативизма по отношению к функциональным обязанностям, хотя при этом подчеркивается отличие выгорания от неудовлетворительности профессией.

Проблема  выгорания тесно связана с  вопросами мотивации профессионального  выбора и карьерных ориентаций. За выбором «социальных» и «помогающих» специальностей, по мнению А.Адлера, стоит стремление к реализации мотива власти. Вместе с внешней положительной мотивацией деятельности он вполне служит  объяснением так называемого «парадокса выгорания» [8]. «Трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счет профессии материальных выгод и мотивом власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет  способствовать развитию симптомов выгорания.

Необходимо  также отметить, что трудоголики, для которых работа не тягостная  обязанность, постепенно подтачивающая их физическое и психическое здоровье, а источник положительных эмоций и основной смысл и стимул их существования, реже подвергаются истощению физических и моральных сил и менее подвержены  негативному влиянию стрессов.

С синдромом  профессионального выгорания тесно  связана личностная выносливость –  качество, которое может влиять на предрасположенность человека к  стрессам. Зарубежными психологами  она определяется как  способность  личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.

Другим популярным направлением исследований  является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями  сопротивления выгоранию. Исследования показывают, что высокий уровень  выгорания тесно связан  с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно  противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания.

Информация о работе Личностные факторы профессионального выгорания медицинских сестер