Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 14:48, курсовая работа
В настоящее время 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они больны сколиозом в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней. При появлении дефектов осанки возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.
Введение………………………………………………………………………3
Глава1: Общая характеристика понятия осанки……………………………5
1.1 Определение «осанка» и основные понятия, связанные с ней………...5
1.2 Процесс формирования осанки…………………………………….........6
1.3 Виды и причины нарушения осанки…………………………….………7
Глава 2: Виды нарушения осанки…………..………………………………..9
2.1 Сколиоз……………………………………………………………….........9
2.2 Кифоз и лордоз……………………………………………………...........10
2.3 Плоскостопие………………………………………………………...........11
Глава 3: Особенности применения физических упражнений для коррекции
осанки……………………………………………………………………..........13
3.1 Задачи, средства и методы для формирования правильной осанки........13
3.2 Правила выполнения физических упражнений для формирования
правильной осанки………………………………………………………….....15
3.3 Обучение правильной осанке, способы её контроля и правила подготовки
мест для занятий………………………………………………………………..16
Вывод…………………………………………………………………….............19
Список использованной литературы…………………………………………..21
Приложение…………………………………………………………………….23
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта
Кафедра теории и методики физической культуры
Курсовая работа
«Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе»
Выполнила:
Студентка II курса 206 группы
ФЛОВС
Теснова Ю.А.
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1: Общая характеристика понятия осанки……………………………5
1.1 Определение «осанка» и основные понятия,
связанные с ней………...5
1.2 Процесс формирования осанки………
1.3 Виды и причины нарушения осанки…………………………….………7
Глава 2: Виды нарушения осанки…………..………………………………..9
2.1 Сколиоз……………………………………………………………
2.2 Кифоз и лордоз…………………………………………
2.3 Плоскостопие………………………………………………
Глава 3: Особенности применения физических упражнений для коррекции
осанки………………………………………………………………
3.1 Задачи, средства и методы для формирования правильной осанки........13
3.2 Правила выполнения физических упражнений для формирования
правильной осанки…………………………………………………………..
3.3 Обучение правильной осанке, способы её контроля и правила подготовки
мест для занятий……………………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..21
Приложение……………………………………………………
Введение
В настоящее время все более актуальной становится проблема нарушений осанки у детей. Это связано с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. В наше время всё реже среди молодёжи встречаются люди с правильной осанкой, а правильная осанка является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей.
В настоящее время 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они больны сколиозом в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней. При появлении дефектов осанки возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.
Цель работы: изучить формирование правильной осанки и проанализировать основные причины нарушения осанки детей школьного возраста .
Объект исследования. Урок физической культуры направленный на правильное формирование осанки.
Предмет исследования. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.
Задачи исследования.
Глава 1. Общая характеристика понятия осанки
Под осанкой понимают - рефлекс позы, для образования которого необходима специальная работа, направленная на воспитание умения принимать позу правильной осанки, а также сохранять её длительное время, сидя, стоя и при ходьбе. Это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. «Каждый человек имеет только одну, присущую ему привычную осанку» (Л.П. Матвеев,1991).
Осанка от слова «АСАНА», в переводе с санскрита обозначает определенную позу, положение тела. Каждая асана есть особое гимнастическое упражнение, которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы. Специалисты в области эстетики, физиологии, биомеханики, клинической медицины дают разные определения термину «осанка».
По определению С.И.Ожегова: «осанка - внешность, манера держать себя» (преимущественно о стройности и представительности складе фигуры). (С. И. Ожегов, 2005)
В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: “Без осанки – конь - корова”.(В.И. Даль,1863-66).
С научной точки зрения, осанка – это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. Осанка это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом.
Осанка определена конституцией человека, его генотипом, т.е. это врожденное свойство человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития человека.
Осанку рассматривают в самых разных аспектах , осанка является предметом изучения таких наук, как медицина, физическая культура, военное дело, театральное искусство, эстетика, эргономика, которые дают следующие определения осанки:
Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.
1.2. Процесс формирования осанки
На формирование осанки в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности. Это дает возможность для вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие.
Формирование осанки происходит под влиянием многих факторов: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма после некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Все эти факторы могут быть причинами развития тех или иных отношений в строении организма и характере двигательной деятельности. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функции всех органов и систем организма как единого целого (Г. Мерсак, 1968 ) .
Наибольшую роль в формировании осанки играют позвоночник и таз. Кроме того, имеют значение рост, масса, отдельные размеры тела, степень развития мускулатуры, подкожного жирового слоя.
Нормально сформированный позвоночник имеет четыре физиологические кривизны в сагиттальной плоскости. Две из них обращены выпуклостью вперед- шейный и поясничный лордозы, две - выпуклостью назад- грудной и крестцово-копчиковый кифозы.
Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым. В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента.
Нормальная осанка ребенка характеризуется такими признаками:
1.прямое положение головы и одинаковые очертания шейно-плечевых линий;
2.одинаковый уровень расположения углов лопаток;
3.симметричность треугольников талии;
4.нормальные физиологические кривизны позвоночника;
5.среднее положение линии остистых отростков (Х. Хамзин, 1969).
В силу различных причин вероятны более или менее стойкие отклонения в осанке от нормы, которые принято называть нарушениями, или дефектами, осанки (Л.П.Матвеев,1991). Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются прочные условно- рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.
1.3. Виды и причины нарушения осанки
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, чаще всего длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела, в результате чего происходит образование навыка неправильной установки тела.
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или неправильное физическое воспитание.
Появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, которые определяют вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах.
Причиной сколиоза могут быть: заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.
В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. (А.И. Казьмин,1981)
Дефектами осанки часто являются:
1. «Сутулость»- увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;
2.«Круглая спина»- увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
3.«Вогнутая спина»- усиление лордоза в поясничной области;
4.«Кругло-вогнутая спина»- увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза;
5.«Плоская
спина»- сглаживание всех
6.«Плоско-вогнутая спина»- уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе;
7.Сколиоз - искривления позвоночника в виде боковых его отклонений.
(Т.С. Зацепин, 1956)
2. Виды нарушения осанки
Осанка бывает двух видов: правильная и неправильная. Под правильной осанкой подразумевают нормальную осанку, к которой стремятся все люди. Она характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. Неправильная осанка - это различные заболевания такие как: сколиоз, кифоз ( сутулость, круглая спина и т.д.), лордоз ( плоская спина, плоско-вогнутая спина), плоскостопие.
2.1 Сколиоз
Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Различают четыре степени сколиоза. Сколиоз I степени - незначительное исправляющееся искривление; II степени - деформация выражена, исправляется при вытяжении; III-IV степени - стойкая деформация позвоночника, сочетающаяся с деформацией ребер и ограничением функции дыхания. По уровню есть сколиоз шейный, грудной, поясничный. По стороне изгиба - право и левосторонний. Сколиоз может быть простым , с одной боковой дугой искривления; сложным - с несколькими дугами искривления в разные стороны, тотальным - с искривлением всего позвоночника; фиксированным и нефиксированным - исчезающим в горизонтальном положении. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков обращены в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую. Он деформирует грудную клетку, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются. Различают сколиозы врожденные (по В.Д.Чаклину они встречаются в 23.0%). Приобретённые: ревматические, рахитические, паралитические; привычные - они наиболее выражены в школьном возрасте. Причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста, ношение портфелей с первых классов и т.д.
Сколиоз наблюдается при многих заболеваниях (рахит, дистрофия, хронические заболевания легких), являясь в подавляющем большинстве случаев одним из их проявлений ( С.Н.Попов, 1988).
Информация о работе Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе