Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 14:48, курсовая работа
В настоящее время 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они больны сколиозом в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней. При появлении дефектов осанки возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.
Введение………………………………………………………………………3
Глава1: Общая характеристика понятия осанки……………………………5
1.1 Определение «осанка» и основные понятия, связанные с ней………...5
1.2 Процесс формирования осанки…………………………………….........6
1.3 Виды и причины нарушения осанки…………………………….………7
Глава 2: Виды нарушения осанки…………..………………………………..9
2.1 Сколиоз……………………………………………………………….........9
2.2 Кифоз и лордоз……………………………………………………...........10
2.3 Плоскостопие………………………………………………………...........11
Глава 3: Особенности применения физических упражнений для коррекции
осанки……………………………………………………………………..........13
3.1 Задачи, средства и методы для формирования правильной осанки........13
3.2 Правила выполнения физических упражнений для формирования
правильной осанки………………………………………………………….....15
3.3 Обучение правильной осанке, способы её контроля и правила подготовки
мест для занятий………………………………………………………………..16
Вывод…………………………………………………………………….............19
Список использованной литературы…………………………………………..21
Приложение…………………………………………………………………….23
Основными причинами нарушения осанки являются: неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, гиподинамия, недостаточная чувствительность рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленность мышц, удерживающих это положение; нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель.
Основные задачи по воспитанию осанки заключаются в том, чтобы обеспечить в процессе физического воспитания своевременное формирование и многолетнее сохранение нормальной осанки путем выработки и закрепления необходимых навыков и воспитания качеств, определяющих ее характер. Один из главных аспектов в реализации этих задач – профилактический.
Чем взрослее ребенок, тем значительнее у него становятся изменения в ухудшении осанки.
Это связано с неправильным положением тела во время занятия, увеличением веса ранца и ношением его на одном плече, с плохой просвещенностью учащихся в сфере, связанной с нарушениями осанки; а также с недостаточным уделением внимания упражнениям, направленным на формирование правильной осанки, на уроках физической культуры.
Бывают: нормальная осанка- это симметричное положение тела относительно позвоночника, и неправильная- это различные кифозы, лордозы, сколиозы, плоскостопия.
Сколиозы бывают трёх степеней. По уровням: шейные, грудные, поясничные. По сторонам изгиба: право и левосторонние. Простой, сложный и тотальный.
Кифоз: сутуловатость, круглая спина, кругло- вогнутая спина. Он бывает привычным, доброкачественным и дискогенным.
Лордоз: плоская спина, плоско- вогнутая спина. Бывает физиологическим и патологическим.
Плоскостопие может быть поперечным и продольным. Также бывает врожденным и приобретенным. Приобретённое плоскостопие развивается в результате травмы, при длительных нагрузках, неправильном развитии скелета.
Для того чтобы избежать формирования неправильной осанки у детей школьного возраста необходимо: создать общее представление о правильной осанке и способах ее контроля, правильно организовать рабочее место ребенка, обучить специальным профилактическим упражнениям.
Так как раннее выявление и коррекция нарушений осанки приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.
Список используемой литературы.
1.Баранов В.М. В мире оздоровительной физкультуры.- Киев: Здоров`я,1987.-130с.
2.Вавилов Ю. Н., Фамин Н. А. Физические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт,1991. -204с.
3.Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль, 1863
4.Исаев, Д.Н. Психогигиена детей / Д.Н.Исаев, БЕ.Коган. – Л., 1990. – 191 с.
5.Зацепин, Т. С. Ортопедия детского и подросткового возраста/ Т. С. Зацепин. - М.:Медгиз,1956.
6.Куценко, Г. Н. Кононов, Н. Ф. Режим дня школьника.- М. Медина, 1987
7.Казьмин,А. И. Сколиоз/ В.Е. Беленький, А.И. Казьмин, И. И. Кон.— М.: Медицина, 1981
8.Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. уч-щ / В.А. Крутецкий – М.: Просвещение, 1986
9.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/Л.П. Матвеев. – М.: физкультура и спорт, 1991
10.Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д.Маханева. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2000. – 108 с.
11.Мерсак, Г. Осанка детей /Г. Мерсак. – Горький, 1968
12.Минх А.А. Общая гигиена - М.,- 1984
13.Никитин, Г.П. Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней / Г.П.Никитин. – Л., 1990. – 191 с.
14.Никифорова, Е.К. Сколиоз: научный обзор / А.И. Казнин, Е.К. Никифорова. – М.,2003
15.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов,Л.И. Скворцова. – М.:Мир и образование,2005
16.Пензулаева, Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Кн. для учителя / Л.И.Пензулаева. – М., 1990. – 144 с.
17.Попов, С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников) / С.В.попов. – СПб., 1997. – 256 с.
18.Попов, С.Н. Лечебная физическая культура / С.Н. Попов. - М.: физкультура и спорт, 1988
19.Попов, С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников) / С.В. Попов. – СПб., 1997. – 256 с.
20.Ротенберг, Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Р.Ротенберг: Пер. с англ. – М., 376 с.
21.Хамзин, Х. Воспитание осанки у детей / Х.Хамзин. - М.: физкультура и спорт, 1969
22.Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьников / А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. – М., 1988.
23.Шарманова, С.Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Состояние, проблемы, технологические решения / С.Б.Шарманова. – Челябинск, 2002.
24.Шарманова, С.Б. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учеб.пособие / С.Б.Шарманова, А.И.Федоров, Г.К.Калугина. – Челябинск, 1999. – 112 с. Игровые занятия в группах здоровья / Сост. Э.К.Ахмеров. – М., 1991.
25. Шияна, В. М. Теория и методика физической культуры/В.М. Шиян.-М.: Просвещение, 1988
26.Шумаков Е.А. Мануальная терапия нарушения осанки – М.,2005- 280 с.
Приложение
Первым упражнением на
1)О.с., руки в стороны – подняться на носки, повернуть голову налево, направо
2)О.с., руки в стороны – движения прямой ногой вперед, в сторону, назад. То же, но руки за голову, к плечам
3)Ст. ноги врозь (правая на один шаг впереди левой) – подняться на носки с различными движениями рук
4) Ходьба с остановками на одной ноге, ходьба по начерченной линии
5)Ходьба по накладной гимнастической скамейке, бревну
6)Ходьба с перешагиванием (через мяч или веревочку)
Методические приёмы: сохранять устойчивое положение, не делать резких движений.
I.1)И.п. – ст. ноги врозь, руки вверх
1- наклон туловища влево, руки влево
2-И.п.
3-наклон туловища вправо, руки вправо
4- И.п.
Методические приемы: наклон точно в сторону. Руки в стрелку, за головой.
2)Стойка на правой ноге левая назад. Сохранять равновесие, голова вперед
3)И.п.-ст. руки на пояс
1-присед, руки вперед
2-И.п.
3-присед, руки вперед
4- И.п.
Методические приемы: пятки не отрываются от пола.
4)И.п.- сед ноги врозь, руки на пояс
1-3-пружинящие наклоны вперед, руками держась за переднюю часть стопы.
4-И.п.
Методические приемы: ноги при наклоне прямые в коленных суставах.
5)И.п.- лежа на животе, руки в стороны
1-3-поднять
руки и ноги вверх, прогнуться
в пояснице и задержать
4- И.п.
Методические приемы: руки в стрелку, максимально прогнуться.
II.1) И.п.- о.с.
1-ст. на носках руки вверх
2-И.п.
3-повторить тоже самое
4-И.п.
Методические приемы: максимально вытянуться вверх.
2)И.п.- ст. ноги врозь, руки в стороны
1-наклон туловища влево, правая рука вверх
2-И.п.
3-наклон туловища вправо, левая рука вверх
4- И.п.
Методические приемы: соблюдать положение рук, наклон четко в сторону.
3)И.п.- упор лежа на предплечьях
1-3-прогнуться назад
4-И.п.
Методические приемы: при прогибе руки прямые.
4) Из положения лежа на спине выполнить «мостик».
Методические приемы: стараться как можно ближе ставить руки к ногам.
5)И.п.- лежа на животе, руки вдоль тела
1-3- поднимание ног вверх
4-И.п.
Методические приемы: опираясь на руки как можно выше поднять ноги (прямые).
1)И.п.- руки на пояс. Ходьба в течении 1 минуты, сохраняя правильную осанку ( книга на голове)
2)И.п.- ст. руки вперед. Перейти в положение седа на пятках, сохраняя правильную осанку.
3) И.п.- о.с. Сохраняя равновесие, высоко поднять ногу, сгибая ее в колене. То же другой ногой.
4)И.п.- о.с.
1-поднять руки вверх
2-развести руки в стороны
3-4-присед
5-медленно встать, руки вперед
6-руки вниз
Методические приёмы: стараться держать спину прямо,для удержания книги на голове.
Информация о работе Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе