Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они больны сколиозом в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней. При появлении дефектов осанки возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава1: Общая характеристика понятия осанки……………………………5
1.1 Определение «осанка» и основные понятия, связанные с ней………...5
1.2 Процесс формирования осанки…………………………………….........6
1.3 Виды и причины нарушения осанки…………………………….………7
Глава 2: Виды нарушения осанки…………..………………………………..9
2.1 Сколиоз……………………………………………………………….........9
2.2 Кифоз и лордоз……………………………………………………...........10
2.3 Плоскостопие………………………………………………………...........11
Глава 3: Особенности применения физических упражнений для коррекции
осанки……………………………………………………………………..........13
3.1 Задачи, средства и методы для формирования правильной осанки........13
3.2 Правила выполнения физических упражнений для формирования
правильной осанки………………………………………………………….....15
3.3 Обучение правильной осанке, способы её контроля и правила подготовки
мест для занятий………………………………………………………………..16
Вывод…………………………………………………………………….............19
Список использованной литературы…………………………………………..21
Приложение…………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

kursovaya_osanka.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

Основными причинами нарушения осанки являются: неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, гиподинамия, недостаточная чувствительность рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленность мышц, удерживающих это положение; нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель.

Основные задачи по воспитанию осанки заключаются в том, чтобы обеспечить в процессе физического воспитания своевременное формирование и многолетнее сохранение нормальной осанки путем выработки и закрепления необходимых навыков и воспитания качеств, определяющих ее характер. Один из главных аспектов в реализации этих задач – профилактический.

Чем взрослее ребенок, тем  значительнее у него становятся изменения в ухудшении осанки.

Это связано с неправильным положением тела во время занятия,  увеличением веса ранца и ношением его на одном плече, с  плохой просвещенностью учащихся в сфере, связанной с нарушениями осанки; а также с недостаточным уделением внимания упражнениям, направленным на формирование правильной осанки, на уроках физической культуры.

Бывают: нормальная осанка- это симметричное положение тела относительно позвоночника, и неправильная- это различные кифозы, лордозы, сколиозы, плоскостопия.

Сколиозы бывают трёх степеней. По уровням: шейные, грудные, поясничные. По сторонам изгиба: право и левосторонние. Простой, сложный и тотальный.

Кифоз: сутуловатость, круглая спина, кругло- вогнутая спина. Он бывает привычным, доброкачественным и дискогенным.

Лордоз: плоская спина, плоско- вогнутая спина. Бывает физиологическим и патологическим.

Плоскостопие может быть поперечным и продольным. Также бывает врожденным и приобретенным. Приобретённое плоскостопие развивается в результате травмы, при длительных нагрузках, неправильном развитии скелета.

Для того чтобы избежать формирования неправильной осанки у детей школьного возраста необходимо: создать общее представление о правильной осанке и способах ее контроля, правильно организовать рабочее место ребенка, обучить специальным профилактическим  упражнениям.

Так как раннее   выявление  и  коррекция  нарушений осанки приносит  более  заметные  успехи,  чем  запоздалое  лечение в более позднем возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.Баранов В.М. В мире оздоровительной физкультуры.- Киев: Здоров`я,1987.-130с.

2.Вавилов  Ю. Н., Фамин Н. А. Физические основы    двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт,1991. -204с.

3.Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль, 1863

4.Исаев, Д.Н. Психогигиена детей / Д.Н.Исаев, БЕ.Коган. – Л., 1990. – 191 с.

5.Зацепин, Т. С. Ортопедия детского и подросткового возраста/ Т. С. Зацепин. -  М.:Медгиз,1956.

6.Куценко,  Г. Н. Кононов, Н. Ф. Режим дня школьника.- М. Медина, 1987

7.Казьмин,А. И.  Сколиоз/ В.Е. Беленький, А.И. Казьмин, И. И. Кон.— М.: Медицина, 1981

8.Крутецкий, В.А. Психология: учебник  для учащихся  пед. уч-щ / В.А. Крутецкий – М.: Просвещение, 1986

9.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/Л.П. Матвеев. – М.: физкультура и спорт, 1991

10.Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д.Маханева. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2000. – 108 с.

11.Мерсак, Г. Осанка детей /Г. Мерсак. – Горький, 1968

12.Минх А.А. Общая гигиена - М.,- 1984

13.Никитин, Г.П. Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней / Г.П.Никитин. – Л., 1990. – 191 с.

14.Никифорова, Е.К. Сколиоз: научный обзор / А.И. Казнин, Е.К. Никифорова. – М.,2003

15.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов,Л.И. Скворцова. – М.:Мир и образование,2005

 

16.Пензулаева, Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Кн. для учителя / Л.И.Пензулаева. – М., 1990. – 144 с.

17.Попов, С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников) / С.В.попов. – СПб., 1997. – 256 с.

18.Попов, С.Н. Лечебная физическая культура / С.Н. Попов. - М.: физкультура и спорт, 1988

19.Попов, С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников) / С.В. Попов. – СПб., 1997. – 256 с.

20.Ротенберг, Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Р.Ротенберг: Пер. с англ. – М., 376 с.

21.Хамзин,  Х. Воспитание осанки у детей / Х.Хамзин. - М.: физкультура и спорт, 1969

22.Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьников / А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. – М., 1988.

23.Шарманова, С.Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Состояние, проблемы, технологические решения / С.Б.Шарманова. – Челябинск, 2002.

24.Шарманова, С.Б. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учеб.пособие / С.Б.Шарманова, А.И.Федоров, Г.К.Калугина. – Челябинск, 1999. – 112 с. Игровые занятия в группах здоровья / Сост. Э.К.Ахмеров. – М., 1991.

25. Шияна, В. М.  Теория и методика физической культуры/В.М. Шиян.-М.: Просвещение, 1988

26.Шумаков  Е.А. Мануальная терапия нарушения  осанки – М.,2005- 280 с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

       Первым упражнением на занятиях  всегда должно быть упражнение  на ощущение правильной осанки: встать спиной к стене так, чтобы ее касались затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Запомнить это положение. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 10-30 секунд. После этого упражнения можно начинать другие упражнения по формированию правильной осанки.

    • Упражнения в равновесии на полу:

1)О.с., руки в стороны – подняться на носки, повернуть голову налево, направо

2)О.с., руки в стороны – движения прямой ногой вперед, в сторону, назад. То же, но руки за голову, к плечам

3)Ст. ноги  врозь (правая на один шаг впереди левой) – подняться на носки с различными движениями рук

4) Ходьба  с остановками на одной ноге, ходьба по начерченной линии

5)Ходьба  по накладной гимнастической  скамейке, бревну

6)Ходьба  с перешагиванием (через мяч или  веревочку)

Методические приёмы: сохранять устойчивое положение, не делать резких движений.

    • Общеразвивающие упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса:

I.1)И.п. – ст. ноги врозь, руки вверх

1- наклон  туловища влево, руки влево

2-И.п.

3-наклон  туловища вправо, руки вправо

4- И.п.

Методические приемы: наклон точно в сторону. Руки в стрелку, за головой.

2)Стойка  на правой ноге левая назад. Сохранять равновесие, голова вперед

3)И.п.-ст. руки на пояс

1-присед, руки вперед

2-И.п.

3-присед, руки вперед

4- И.п.

Методические приемы: пятки не отрываются от пола.

4)И.п.- сед ноги врозь, руки на пояс

1-3-пружинящие  наклоны вперед, руками держась  за переднюю часть стопы.

4-И.п.

Методические приемы: ноги при наклоне прямые в коленных суставах.

5)И.п.- лежа на животе, руки в стороны

1-3-поднять  руки и ноги вверх, прогнуться  в пояснице и задержать положение

4- И.п.

Методические приемы: руки в стрелку, максимально прогнуться.

II.1) И.п.- о.с.

1-ст. на  носках руки вверх

2-И.п.

3-повторить  тоже самое

4-И.п.

Методические приемы: максимально вытянуться вверх.

2)И.п.- ст. ноги врозь, руки в стороны

1-наклон  туловища влево, правая рука вверх

2-И.п.

3-наклон  туловища вправо, левая рука вверх

4- И.п.

Методические приемы: соблюдать положение рук, наклон четко в сторону.

3)И.п.- упор лежа на предплечьях

1-3-прогнуться  назад

4-И.п.

Методические приемы:  при прогибе руки прямые.

4) Из  положения лежа на спине выполнить «мостик».

Методические приемы: стараться как можно ближе ставить руки к ногам.

5)И.п.- лежа на животе, руки вдоль тела

1-3- поднимание  ног вверх

4-И.п.

Методические приемы: опираясь на руки как можно выше поднять ноги (прямые).

    • Упражнения с предметом на голове:

1)И.п.- руки на пояс. Ходьба в течении 1 минуты, сохраняя правильную осанку ( книга на голове)

2)И.п.- ст. руки вперед. Перейти в положение седа на пятках, сохраняя правильную осанку.

3) И.п.- о.с. Сохраняя равновесие, высоко поднять ногу, сгибая ее в колене. То же другой ногой.

4)И.п.- о.с.

1-поднять  руки вверх

2-развести  руки в стороны

3-4-присед

5-медленно  встать, руки вперед

6-руки  вниз

Методические приёмы:  стараться держать спину прямо,для удержания книги на голове.

 


Информация о работе Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе