Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 14:48, курсовая работа
В настоящее время 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они больны сколиозом в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней. При появлении дефектов осанки возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.
Введение………………………………………………………………………3
Глава1: Общая характеристика понятия осанки……………………………5
1.1 Определение «осанка» и основные понятия, связанные с ней………...5
1.2 Процесс формирования осанки…………………………………….........6
1.3 Виды и причины нарушения осанки…………………………….………7
Глава 2: Виды нарушения осанки…………..………………………………..9
2.1 Сколиоз……………………………………………………………….........9
2.2 Кифоз и лордоз……………………………………………………...........10
2.3 Плоскостопие………………………………………………………...........11
Глава 3: Особенности применения физических упражнений для коррекции
осанки……………………………………………………………………..........13
3.1 Задачи, средства и методы для формирования правильной осанки........13
3.2 Правила выполнения физических упражнений для формирования
правильной осанки………………………………………………………….....15
3.3 Обучение правильной осанке, способы её контроля и правила подготовки
мест для занятий………………………………………………………………..16
Вывод…………………………………………………………………….............19
Список использованной литературы…………………………………………..21
Приложение…………………………………………………………………….23
2.2 Кифоз и лордоз
Кифоз — это стойкое увеличение нормальной выпуклости кзади грудного отдела позвоночника; горб — острая угловая деформация, которая может быть врожденной, после травмы или вследствие инфекции (туберкулез). Кифоз бывает привычным (мышечным), доброкачественным ( лечится физическими упражнениями ) или дискогенным. Последний тип имеет способность к прогрессированию, сочетается с грыжей межпозвоночного диска. Иногда в сочетании со сколиозом наблюдаются патологические кифозы в правую или левую сторону. При появлении привычного кифоза усталые мышцы перестают сокращаться, вследствие чего получается осанка с мало наклоненным тазом и крайним разгибанием тазобедренных суставов. Эта осанка становится привычной и получается круглая спина. Стойкий характер кифоз приобретает лишь через длительное количество времени, а до того можно успешно бороться с ним, особенно у учащихся.
Лордоз выражается в том, что позвоночник в поясничном отделе резко изогнут вперед, ягодицы выдаются кзади, а живот кпереди и вся верхняя половина тела представляется смещенной кзади. Данные лордозы формируются на первом году жизни детей и называются физиологическими. Если эти изгибы, либо отсутствуют, либо чересчур увеличены, то такой лордоз будет называться патологическим.
2.3 Плоскостопие
Плоскостопием называют уплощение сводов стопы. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия- всё это приводит к неправильному развитию стопы. Плоскостопие может быть продольным (уплощение продольного свода стопы) и поперечным (уплощение поперечного свода стопы). При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается кровоснабжение, от этого появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что приводит к нарушению осанки. Дети страдающие плоскостопием при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях.
Различают 5 видов плоскостопия:
Из выше перечисленного можно вынести, что плоскостопие бывает врожденным и приобретённым. Приобретённое плоскостопие появляется, если ребёнок носит тесную обувь, часто поднимает большие тяжести. Это может вызвать неправильное развитие стопы. Её свод уплощается. Плоскостопие может развиваться и у взрослых, которые в связи со своей профессией вынуждены подолгу стоять на ногах или ходить. При ходьбе и стоянии у людей, страдающих плоскостопием, возникает боль в своде стопы.
Причина врожденного плоскостопия иная. У ребенка до того как он твёрдо встал на ноги стопа не сформирована до конца, плоская. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.
Глава 3. Особенности применения физических упражнений для коррекции осанки
3.1 Задачи, средства и методы для формирования правильной осанки
Главная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его кинематическую схему, при сохранении устойчивости в целом.
Осанка выполняет также утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом, амплитуда движений всех суставах - максимальна. Это и определяет максимальную эффективность движения тела. При хорошей осанке голова сохраняет положение неустойчивого равновесия. В этом положении возможен полный объем движений в суставах шеи. При сутулой осанке голова как бы выдвинута вперед и поворот головы резко ограничен. Попытка форсированного поворота связана с запрокидыванием ее и может привести к травме шеи.
Основная задача коррекции осанки заключаются в том, чтобы обеспечить в процессе физического воспитания своевременное формирование и многолетнее сохранение нормальной осанки путем выработки и закрепления необходимых навыков и воспитания качеств, определяющих ее характер. Один из главных аспектов в реализации этих задач – профилактический, т.е. предотвращение дефектов осанки, вероятность которых в реальных условиях жизни велика. Вместе с тем предусматриваются и задачи по исправлению дефектов осанки. В процессе физического воспитания такие задачи решаются, понятно, в той мере, в какой дефекты осанки обратимы и поддаются исправлению средствами и методами физического воспитания.
Формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей. Она особенно важна в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе, формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки. От того, насколько качественно в это время вырабатывается рациональный навык фиксации основной позы прямостояния в единстве с гармоничным развитием мышц и укреплением костно-связочного аппарата, во многом зависит статус осанки в последующие годы. В процессе дальнейшего воспитания осанки решаются задачи по оптимизации ее состояния, меняющегося в той или иной мере под влиянием доминирующего режима жизни, возрастных и других факторов (Л.П. Матвеев,1991).
Для формирования правильной осанки существенное значение имеет гармоническое развитие всех частей тела. Общеразвивающие упражнения -эффективное средство формирования правильной осанки. Особое внимание следует обращать на укрепление мышц спины, шеи, плечевого пояса, брюшного пресса и задней поверхности мышц бёдер. Если осанкой считается привычное положение тела человека, то воспитать привычку держаться прямо (с приподнятой головой, выпрямленной спиной, подтянутым животом и прямыми ногами) можно при помощи специальных упражнений на ощущение правильной осанки. Учащиеся должны знать их название и смысл. При сутулой осанке необходимо развивать подвижность верхней части позвоночника, акцентируя внимание на его выпрямлении, укреплении мышц спины, плечевого пояса, развивая способность к статическим усилиям мышц. При лордозе рекомендуются наклоны вперёд и сгибание тела в тазобедренных суставах, которые укрепляют брюшной пресс, повздошнопоясничные мышцы и тем самым уменьшают поясничный изгиб.
( Е. А. Шумаков, 2005)
Методика выполнения упражнений на ощущение правильной осанки:
Показать учащимся правильное положение тела в стойке. Объяснить, как держать отдельные части тела, принять это положение, обращая внимание на положение головы. Только прямое положение головы даёт возможность сохранить хорошую осанку. Опущенная голова приводит к сутулой осанке.
3.2 Правила
выполнения физических
Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например младшим школьникам не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия.( С. Б. Шарманова,1999 )
Стабильного результата можно добиться только при ежедневном и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если они возникают, то это либо неверное выполнение упражнения, либо неподготовленность школьника. Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости наступать не должно: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило - достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы. Для сохранения правильной осанки очень важно иметь тренированные мышцы живота.
Для детей школьного возраста полезны занятия разными видами физических упражнений на открытом воздухе. Летом это могут быть катание на велосипеде, купание в открытых водоемах, пешие прогулки по лесу или парку, игры в футбол, волейбол, лапту, различные беговые эстафеты со сверстниками. Зимой прогулки на лыжах, катание на коньках. В ненастную погоду (осенью и весной), когда слякотно и ветрено, можно энергично выполнять общеразвивающие упражнения.
3.3 Обучение правильной осанке, способы её контроля и правила подготовки мест для занятий
На первом этапе необходимо создать у детей представление о правильной осанке, показать правильное положение тела и объяснить значение. При этом надо учитывать, что зрительное восприятие действует на детей сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела.
Обычно
дети выполняют упражнения
Обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка в основном правильная. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены - имеются признаки нарушения осанки. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу и проверить свою осанку. Врач поможет подобрать и индивидуальный комплекс упражнений, который требуется при разных видах нарушения осанки.
Правила подготовки мест для занятий утренней гигиенической гимнастикой: комната должна быть достаточно просторной для выполнения основных движений руками, ногами, туловищем (махи, наклоны, повороты, сгибания, выпады и т.д.), поблизости от места занятий не должно быть предметов, о которые можно удариться. Комната для выполнения утренней гигиенической гимнастики должна быть тщательно подметена, пыль с окружающих предметов удалена, а все помещение хорошо проветрено. Если планируется выполнять упражнения лежа (наклоны вперед, поднимания ног), необходимо приготовить коврик или сложенное одеяло.
Планирование занятий в помещении либо на открытом воздухе зависит от имеющихся условий и физического состояния школьника. Если есть возможность выбирать, то лучше заниматься на открытом воздухе: и места побольше, и можно проводить закаливающие воздушные ванны. Если во дворе воздух загазован, много автомашин, очень людно, занятия утренней гимнастикой нужно перенести в другое место или в помещение. При низких температурах воздуха (ниже -12-14о) и сильном ветре, а также при плохом самочувствии школьника занятия также проводятся в помещении.
У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков эти упражнения следует чаще повторять. В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и включать их в утреннюю зарядку, гимнастику после дневного сна и домашних заданий. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще выполнять упражнения с предметами – гимнастической палкой, мячом, обручем. Большое значение для закрепления правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и в движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.
На третьем этапе реализуется
конечная цель обучения –
Движение можно считать
Например, упражнение «кукла» можно выполнять в домашних условиях.
И.п. – стоя спиной к стене руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони).
1 – 8 – сохранять это положение (не задерживать дыхание).
1 – 8 – расслабить мышцы.
Можно это упражнение
Упражнения для формирования правильной осанки школьника включают: фиксацию стойки смирно и стойки смирно у стены ( прислонясь к стене), прогиб туловища в основной стойке (прогиб туловища в положении выпада вперед, в наклоне назад ) и в положении лежа ( прогиб назад в положении лежа на животе, подъем прямых ног назад из того же положения), вращение туловищем влево и вправо, наклоны вперед и назад.
Вывод
Все авторы в основном определяют осанку, как понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека.
Нарушения осанки могут быть в сагиттальной плоскости: сутуловатость, круглая спина, вогнутая спина, кругло-вогнутая спина, плоская спина, плоско-вогнутая спина, и во фронтальной плоскости: сколиоз.
Главная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.
Информация о работе Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе