Общение в сестринском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:47, реферат

Описание работы

Профессиональные отношения общения между медсестрой и пациентом это отношения сотрудничества, основной задачей которых является достижение клиентом максимально хорошей способности управлять своей жизненной ситуацией и преодолеть депрессию. Этого достичь невозможно, если между медсестрой и пациентом не будет сотрудничества. Задачей медсестры является оказание помощи пациенту в росте и развитии его способности контролировать жизненную ситуацию. Пациент при этом должен стремиться к тому же.

Содержание работы

Введение 3
1 ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ 6
1.2. Структура и уровни общения 12
1.2. Влияние различных факторов на процесс общения 23
1.3. Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения 27
1.4. Рекомендации по общению с пациентом 30
Заключение. 33
Список литературы. 35

Файлы: 1 файл

obschenie.docx

— 58.05 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

Введение 3

1 ОБЩЕНИЕ  В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ 6

1.2. Структура  и уровни общения 12

1.2. Влияние  различных факторов на процесс  общения 23

1.3. Умение  слушать и значение обратной  связи в процессе общения 27

1.4. Рекомендации  по общению с пациентом 30

Заключение. 33

Список литературы. 35

 

 

 

Введение

 

Профессиональные отношения  общения между медсестрой и пациентом  это отношения сотрудничества, основной задачей которых является достижение клиентом максимально хорошей способности  управлять своей жизненной ситуацией  и преодолеть депрессию. Этого достичь  невозможно, если между медсестрой и пациентом не будет сотрудничества. Задачей медсестры является оказание помощи пациенту в росте и развитии его способности контролировать жизненную ситуацию. Пациент при  этом должен стремиться к тому же. Для  создания доверительной атмосферы  сотрудничества особенно важна первая минута общения между медсестрой и пациентом. Именно в первую минуту общения пациент должен понять, что  его здесь рады видеть и готовы помочь.

Общение продолжается весь период ухода. Отношения, складывающиеся во время ухода развиваются, как  и любые другие общественные отношения. В начале пациент и медсестра  знакомятся друг с другом. Медсестра  стремиться активно, слушать клиента  и документировать потребность  в уходе и помощи. Доверие клиента  к медсестре возрастает, если он ценит доверительность медсестры. Особое влияние на это оказывает  искренняя заинтересованность медсестры  и желание её помочь.

Важнейшим "инструментом" медсестры является она сама. Уход требует от медсестры смелости и  желания оказать помощь клиенту. Медсестре необходимо вести себя таким образом, чтобы клиент поверил, что ему действительно хотят  помочь. Здесь важными являются хорошие  манеры, такие как приветливость, благодарность, готовность выслушать, дружелюбность, профессионализм. Важно, чтобы медсестра в разговоре  смотрела в глаза пациента и вела себя спокойно. Один из методов ухода - это эмпатия, что означает заинтересованность и сопереживание проблем пациента. Это особенно отмечает для себя клиент. Умение слушать означает, что не нужно формулировать за клиента  его следующую реплику или  прерывать её, необходимо дослушать  до конца то, что говорит пациент. Необходимо употреблять в разговоре  понятные пациенту речевые обороты. Использование в разговоре имени  пациента создаёт эффект индивидуальности подхода. Для некоторых людей  неожиданное обращение "наты" оказывает негативное влияние. Если пациент на минутку замолчал, не надо его подгонять - можно посидеть и в тишине. В жизни больного человека достаточно страданий и  если он хочет об этом поговорит, у  медсестры должна быть готовность и  время его выслушать. Возможность  выговориться и быть выслушанным  важный фактор выздоровления пациента. Касание пациента - подчас очень  эффективный способ выказать своё участие  и заботу, но лишь в том случае если пациент это приемлет. 
Общение между пациентом и медсестрой происходит как на вербальном, так и на невербальном уровне. Медсестре необходимо особое внимание уделять невербальным средствам общения, таким, как, например, движениям тела. Это необходимо для создания максимально - доверительных отношений. Визуальное восприятие информации даже более важно для пациента, чем слуховое, большую часть информации человек получает через зрение.

По средствам слуха  пациент получает менее половины, порядка 45% информации. Сюда входят слова, интонации, сочетания звуков, речевые  пауза, ударения.

Невербальное восприятие информации составляет порядка 55% общего восприятия. Большую часть невербальной информации мы передаём незаметно для  себя. Не вербально передаваемая информация имеет очень важное значение при  первой встрече с пациентом. Пациенты очень ранимы при проявлении (по отношению к ним не вербально  передаваемого неуважения.К средствам  не вербально передаваемой информации относятся мимика, жесты, прикосновения, смех, плачь, отдаление, внешние факторы, такие как одевание, чистота, фон, цвета, знаки. Взгляд имеет особо  важное значение. Не вербально передаваемая информация призвана дополнять, окрашивать, выделять речевую 
Для успешного применения способов вербальной и невербальной информации медсестре необходима хорошая подготовка, как теоретическая, так и практическая, в области навыков общения.

Отношения с клиентом требуют  от медсестры больших психологических  затрат. Поэтому важно в трудовом коллективе обращать особое внимание на состояние работников. Необходимо внутри трудового коллектива давать работникам возможность психологической  разгрузки путем проговаривания сложных моментов и обеспечения  правильного руководств работой  с целью нахождения способов решения  проблем и противоречий.

 

1 ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ  
 
1.1. Сущность общения

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые  совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.  
Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально-психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.  
В общении выделяют содержание, цель, средства, виды, функции, формы, стороны, барьеры. 

Содержание общения —  это информация, которая передается от одного живого существа к другому  в межличностных контактах. Это  могут быть сведения об эмоциональном  и мотивационном состоянии пациента или медицинского работника, информация о запланированном лечении или  профилактике, сигнал об опасности  в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, восприятие и характеристика окружающего мира. 

По содержанию можно выделить общение:       

• материальное — обмен  продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов:  
      • когнитивное — обмен знаниями, т.е. общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности (например, обучение пациента элементам само ухода или информирование о правильном приеме лекарственных препаратов):  
      • деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками, т.е. информация, совершенствующая и развивающая способности субъекта (например, обучение членов семьи пациента умению оказать ему доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы или формирование у пациентки навыка по само обследованию молочной железы);       

• кондиционное — обмен  психическими или физиологическими состояниями; при данном общении  один человек оказывает на другого  влияние, рассчитанное на то, чтобы  привести его в определенное физическое или психическое состояние и  тем самым воздействовать на самочувствие (например, поднять настроение хорошей  информацией или испортить плохим сообщением, успокоить человека или, наоборот, активизировать);       

• мотивационное — обмен  побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; в данном случае от одного человека к другому передаются определенные установки или готовность к действиям  в определенном направлении (например, инструктор настраивает пациента на интенсивные занятия лечебной физической культурой, мотивируя положительными результатами по восстановлению функции  пораженной конечности). 

Цель общения — это  то, ради чего у человека возникает  данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для  них биологических потребностей, то у человека они представляют собой  средство удовлетворения многих разнообразных  потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, нравственного  развития и др. По целям общение  делится:       

1) на биологическое —  необходимое для поддержания,  сохранения и развития организма  (например, обсуждение системы рационального  питания или информация об  употреблении необходимого количества  жидкости в сутки), т.е. сведения, связанные с удовлетворением  основных физиологических потребностей;  
      2) социальное — направленное на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношений между индивидами (например, формирование отношений между медицинским работником и пациентом, между медицинской сестрой и врачом или между сестрой-руководителем и подчиненными).  
 Средства общения делятся на две группы: терапевтические и не терапевтические. К терапевтическим средствам общения относятся:       

• пристальное внимание;        

• терапевтическое прикосновение;        

• контакт глаз.   

К не терапевтическим средствам  общения относят:       

• избирательное или невнимательное выслушивание;       

• констатация заключения;        

• безличное отношение;       

• неоправданное доверие;        

• утаивание информации;        

• фальшивое успокаивание;        

• морализаторство;       

• критика, угрозы.  

Существуют различные  виды общения, основными из которых  являются:  
      • личностное — сосредоточенное вокруг психо-этических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека (например, обсуждение с пациентом его отношения к тому или иному члену семьи или выяснение у пациента подробностей его интимной жизни);  
      • инструментальное — не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-либо иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения (например, в силу своих профессиональных обязанностей медицинской сестре иногда приходится общаться с родственниками пациента, очень далекими от его проблемы со здоровьем и не желающими в нее вникать; единственное, что их интересует — это оформление наследства);  
      • целевое — само по себе служит средством удовлетворения определенной потребности (например, палатная медицинская сестра обсуждает со старшей сестрой отделения график своего повышения квалификации в текущем году);  
      • деловое — служит средством повышения качества какой-либо совместной деятельности людей, т.е. его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир (например, сестра-организатор обсуждает с подчиненными необходимость и эффективность внедрения сестринских технологий в профессиональную деятельность).      

Функции общения определяются в соответствии с его содержанием. Сочетаясь, они придают процессу общения определенную специфику. Различают  следующие функции общения:       

• инструментальная — характеризует  общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для выполнения какого-либо действия;  
      • интегративная — является средством объединения людей;  
      • самовыражения — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;       

• трансляционная — передает конкретные способы деятельности, оценки и т.д.;  
      • экспрессивная — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;  
      • социального контроля — регламентация поведения и деятельности;  
      • социализации — формирование навыков взаимодействия в соответствии с принятыми нормами и правилами. 

Общение достаточно разнообразно по своим формам. Прямое общение  подразумевает естественный контакт  «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика, пантомимика) средств, когда информация лично передается от медицинской  сестры пациенту. Косвенное общение  характеризуется включением в процесс  общения дополнительного участника  как посредника, через которого происходит передача информации (например, акушерка передает необходимую информацию по режиму посещения Школы молодых  мам супругу беременной женщины). 

Непосредственное общение  является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно  осуществляется с помощью тела, конечностей, органов: рук, голосовых связок, туловища и т.п. (например, при разговоре  с тяжелобольным пациентом важно  поглаживать его по рукам, голове). Опосредованное общение рассматривается  как неполный психологический контакт  при помощи письменных или технических  устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи  между участниками общения (например, медицинская сестра оставляет пациенту записку о необходимости прийти на прием к участковому терапевту).  
Массовое общение подразумевает множественные непосредственные контакты незнакомых людей (например, консилиум врачей у постели пациента) и коммуникацию, опосредованную средствами массовой информации (например, реклама минеральной воды). 

Межличностное общение связано  с непосредственными контактами людей в группах, постоянных по составу  участников (врач — медицинская  сестра — пациент — родственники). Оно подразумевает известную  психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Выделяют три типа межличностного общения.        

1. Императивное общение  — авторитарная, директивная форма  воздействия на собеседника с  целью достижения контроля над  его поведением и внутренними  установками, принуждения к определенным  действиям или решениям (например, использование внутри Л ПУ  указаний, приказов, требований, распоряжений, касающихся организации сестринской  деятельности). Особенностью императивного  общения является то, что конечная  цель общения — принуждение  человека — не завуалирована.  
      2. Манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений, а также обретение контроля над поведением и мыслями другого человека. 

Собеседника не информируют  об истинных целях общения: их либо просто скрывают, либо подменяют другими (например, при работе с тяжелобольным  или трудноуправляемым пациентом  допускается некоторое утаивание  информации или ее интерпретация  с целью более быстрого получения  результатов по улучшению состояния  здоровья). Но необходимо понимать, что  манипулятивное отношение к другому  человеку приводит к разрушению доверительных  связей между людьми.  
      3. Диалогическое общение позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника (например, медицинская сестра обсуждает с пациентом его самочувствие после посещения барокамеры). 

Информация о работе Общение в сестринском деле