Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 23:35, курсовая работа
Целью настоящего исследования является оптимизация работы сестринского персонала в реабилитации больных перенесших ОНМК.
Для выполнения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Определить технологии сестринского ухода в реабилитации
больных, перенесших инсульт.
2. Провести организационный эксперимент по внедрению технологии "сестринский процесс" в нейрореабилитации.
3. Научно обосновать наиболее эффективные формы сестринской помощи больным, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения
Введение
Глава 1. Восстановительное лечение больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения
1.1 Определение. различные аспекты реабилитации больных с острым нарушением мозгового
1.2 Сестринский процесс в реабилитации больных, перенесших, острое нарушение мозгового крововобращения
Глава 2. Программа, объект и методы исследования
2.1 Программа исследования
2.2 Объект и объем исследования, единица наблюдения, методы исследования
Глава 3. Оптимизация работы сестринского персонала в нейрореабилитации
3.1 Моделирование внедрения сестринского процесса в практику отделения восстановительного лечения
3.2 Внедрения сестринского процесса в реабилитацию больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения
3.2.1 Организация подготовительного этапа внедрения СП
3.2.2 Организация практического этапа внедрения СП
3.2.2 Организация исследовательского этапа внедрения СП
Заключение
3.3 Основные направления деятельности медицинской сестры нейрореабилитации
Выводы
Список литературы
Для координации работы, обобщения и анализа поступающей информации, формирования проекта нормативных документов с последующим внедрением в практическую деятельность в больнице создан Координационный Совет. В состав Координационного Совета вошли: главный врач; заместитель главного врача по лечебной работе; главная медицинская сестра; заведующие и старшие медицинские сестры поликлиники № 3; заведующая и старшая медицинская сестра нейрореабилитации; заместитель директора по практическому обучению Кемеровского медицинского колледжа, взявший на себя научное сопровождение эксперимента.
На первом этапе работы, с целью внедрения научно-практических разработок в практику и обучения кадров, проводились конференции, тематические семинары, практические занятия, реализована образовательная программа дополнительной подготовки постовых медицинских сестер по вопросам адаптации больного и к окружающей обстановке и восстановлению навыков ежедневной активности.
Методика эксперимента предполагала совершенствование деятельности палатных медсестер для решения проблем пациентов, перенесших нарушения мозгового кровообращения.
Методом сплошного статистического наблюдения у 11 медицинских сестер с использованием методики экспертного анализа исследована степень подготовленности по вопросам реабилитации.
Методика экспертизы включала:
1. Одномоментное тестирование
сестринского персонала на
2. Проведение экспертного
анализа результатов
По результатам исследования установлено: профессиональный стаж до 10 лет имеют 45,5% респондентов, от 10 до 15 - 18,1%, более 15 лет - 36,4%; базовое образование "сестринское дело" - 81,8%, "лечебное дело" - 18,2%; повышенный уровень образования - 18,2%.
На вопрос анкеты в отношении мотивации выбора профессии все медицинские сестры единодушны - выбор профессии объясняется призванием.
Приступая к профессиональной деятельности, 82% специалистов сестринского дела прошли курсы повышения квалификации.
Совершенствование профессиональной карьеры, оценка своей деятельности, объема и характера работы определяли высокий процент респондентов.
Основными трудностями в своей работе 73% медицинских сестер считают - большой объем работы.
Оценка тестовых заданий проводилась по пятибалльной системе с последующим определением среднего балла в группе.
В проведенном исследовании особое внимание уделялось удовлетворенности пациентов качеством сестринской помощи в нейрореабилитации. В прямом анкетном опросе участвовало 100 пациентов, перенесших нарушения мозгового кровообращения.
При опросе использовалась анкета, содержащая 2 блока вопросов:
1 блок - позволил провести анализ мнения пациентов об уровне сестринской помощи,
2 блок - общая характеристика опрошенного контингента.
Характеризуя опрошенный контингент, можно отметить, что преобладание среди респондентов женщин (48%). Среди опрошенных 27 чел. (27%) - люди старше 60 лет, 9 чел. (9%) - лица среднего возраста.
Одним из критериев качества медицинской помощи является удовлетворенность характером и условиями труда специалистов сестринского дела.
Источником информации для изучения аспектов деятельности постовых медицинских сестер послужила анкета профессионального мнения медицинских сестер.
Статистическая обработка материалов проводилась с применением стандартного пакета прикладных программ на персональном компьютере.
Применение комплексного подхода позволило обосновать наиболее эффективные организационные формы деятельности сестринского персонала нейрореабилитации, выявить степень удовлетворенности пациентов оказанием сестринской помощи. Объем материала, обработка показателей и последующий их анализ позволяют ответить на вопросы, поставленные в настоящем материале. Полученные данные обеспечивают обоснованность предложений по дальнейшему совершенствованию сестринской помощи пациентам, перенесшим ОНМК.
Глава 3. Оптимизация работы сестринского персонала в нейрореабилитации
3.1 Моделирование внедрения
сестринского процесса в
Нами была проведена большая работа по созданию организационной модели внедрению сестринского процесса в практику отделения реабилитации (Приложение № 1).
Основной целью модели является повышение качества оказания медицинской помощи пациентам, перенесшим нарушения мозгового кровообращения.
Базой для создания модели внедрения сестринского процесса послужили:
· современная концепция развития сестринского дела в РФ
· теория сестринского дела
· существующие модели сестринского ухода
Условиями для реализации данной модели является:
- формирование среды, способной принять установленную модель сестринского ухода
- обучение медицинского персонала теории сестринского дела
- практика сестринского дела
- управление и координация
сестринской помощи в
Были определены этапы реализации модели внедрения сестринского процесса:
- подготовительный
- практический
- исследовательский
В соответствии с целями этапов разработаны этапные механизмы внедрения модели:
1. Подготовительный этап
· теоретическая подготовка медицинского персонала отделения нейрореабилитации по теории сестринского дел
· разделение сфер профессиональной деятельности и взаимодействий по должностям - разработка должностных инструкций ("Палатная медицинская сестра нейрореабилитации", "Сестра - координатор")
· разработка пакета сестринской документации (карта сестринского стационарного больного, лист реабилитационных мероприятий, маршрутный лист пациента, сестринский этапный эпикриз).
· разработка медико-технологического протокола сестринского ухода за пациентом с артериальной гипертензией
2. Практический этап
· внедрение этапов внутренней аттестации с целью повышения профессионального роста:
- первичная аттестация (определение исходного уровня знаний, умений, навыков при приеме на работу)
- текущая аттестация (динамика роста уровня знаний, умений, навыков в процессе работы - ежегодно)
· реализация схемы МДБ
· адаптация этапов сестринского процесса к условиям отделения реабилитации
· внедрение медико-технологического протокола сестринского ухода за пациентом с артериальной гипертензией
· внедрение стандартов деятельности медицинской сестры по восстановлению навыков ежедневной активности пациентов
3. Исследовательский этап
(проводился при
· анализ и статистическая обработка данных сестринского процесса с целью предварительной оценки эффективности работы
· проведение исследовательской работы.
Определены критерии эффективности действия модели:
· удовлетворенность пациента
· удовлетворенность сестринского персонала
· повышение профессионализма медицинских сестер
· закрепление сестринских кадров в отделении
Рассчитан ожидаемый результат внедрения:
Ш повышение качества сестринского ухода
Ш повышение качества жизни пациента с ОНМК
Ш повышение профессионализма сестринского персонала
Ш повышение значимости специалиста сестринского дела.
в общественном сознании
3.2 Внедрения сестринского
процесса в реабилитацию
3.2.1 Организация подготовительного этапа внедрения СП
Основной целью подготовительного этапа является обучение медицинских сестер индивидуальному и творческому подходу к своей деятельности для повышения качества оказания медицинской помощи. Для реализации модели внедрения сестринского процесса проводилась учеба медицинского персонала по вопросам организации сестринского ухода в современных условиях, по утвержденному плану обучения, на рабочем месте. Эта учеба позволила систематизировать уже имеющие знания, значительно их пополнить. Для оценки эффективности проведенной учебы персонала проведено исследование уровня знаний медицинских сестре по вопросам реабилитации Показатель "среза знаний" получился достаточно высоким - 4,6 - 4,8 балла. Этот факт является закономерным, поскольку сестринский персонал отделения обучен на цикле усовершенствования по программе "Инновационные технологии в Сестринском деле". Учитывая стаж работы по специальности и обучение в соответствии с образовательным стандартом, коэффициент усвоения знаний, как было сказано, оказался высоким.
Особое внимание уделено консультативно обучающей помощи сестринского персонала пациентам. В помощь медицинской сестре преподавателями медицинского колледжа разработаны примерные беседы с пациентами, посвященные механизмам заболевания, вторичной профилактике.
Моральная готовность, сформированное мировоззрение - это важное и необходимое условие готовности медицинского персонала к работе в новых условиях (рис.3).
Рис.6 Подготовительный этап
Данная модель построена на основании существующих моделей, одобренных мировой сестринской практикой: В. Хендерсон, "врачебной модели", а так же на работе современного специалиста сестринского дела. У человека есть естественные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех, вне зависимости от того болен человек или здоров. Осознанное участие больного в процессе своей реабилитации занимает важное место в планируемых мероприятиях и переводит отношения сестра - больной на качественно новый уровень, соответствующий современным представлениям о сестринском деле и сестринском процессе. Поскольку каждый пациент неадекватно реагирует на жизненные различные ситуации, проблемы пациента и цели ухода уникальны для каждого, но система протокола ведения (стандарта) помогает сестре составить индивидуальный план ухода и облегчает ей работу.
На данном этапе были определены сферы ответственности и полномочия членов бригады (рис.4).
Рис.4 Организационная структура для формирования маршрута пациента.
Схема бригады имеет централизованную форму в середине, которой находится медсестра - координатор. Медицинская сестра - координатор осуществляет планирование сестринских вмешательств и формирует маршрутный лист пациента, определяет при этом конкретные сроки реализации назначений, отражает режимные моменты.
Палатная медицинская сестра осуществляет сестринский уход за пациентами. Врач-невролог определяет перечень лечебных реабилитационных воздействий, назначает дополнительные диагностические процедуры. Заведующая отделением - координирует деятельность отделения с другими структурными подразделениями ЛПУ, обеспечивает взаимосвязь в работе, контролирует работу персонала отделения, качество ведения медицинской документации. Старшая медсестра - обеспечивает рациональную организацию труда среднего и младшего персонала отделения, осуществляет своевременную выписку, распределение и хранение медикаментов, ведет их учет расходования. Далее, контролирует работу персонала по приему и выписке пациентов, организацию маршрутов пациентов внутри ЛПУ, выполнение персоналом врачебных назначений, квалифицированным уходом за больными.
Была разработана и внедрена карта сестринского наблюдения стационарного больного, перенесшего ОНМК (Приложение №2). В основу оценки состояния пациента положены фундаментальные потребности пациента (по модели В. Хендерсон) и количественные показатели уровня жизнедеятельности пациента (шкала Бартела) (Приложение №3).
Для облегчения работы с пациентом разработан маршрутный лист, где отражено расписание лечебных процедур, обследований и консультаций (Приложение №4). Лист реабилитационных мероприятий, предназначенный выполнения назначений по восстановлению нарушенных функций и бытовой, социальной активности (лечение положением, биомеханика шага, дозированная ходьба, артикуляционная гимнастика для языка и губ, упражнения для голоса и речевого дыхания) (Приложение №5). Ведение полной сестринской истории облегчает работу сестры с пациентом, способствует более полному анализу проблем пациента и путей их решения.
3.2.2 Организация практического этапа внедрения СП
На этапе практической реализации программы осуществляются общие принципы организации нейрореабилитации на стационарном этапе. (Приложение №6).
Целью данного этапа является непосредственное внедрение разработанной документации и практическая работа с пациентами, перенесшими инсульт в условиях нейрореабилитации (рис.5)
Рис.5 Практический этап
Оценка состояния пациента и запись полученной информации проводится при поступлении пациента в отделении нейрореабилитации, после чего медицинская сестра обобщает ее, анализирует и делает определенные выводы. Они и становятся теми проблемами, которые являются предметом сестринского ухода. На основании всестороннего обследования больного формируется план сестринской помощи на основании программы восстановительного лечения. Планирование определяется в следующей последовательности:
· определяются потребности пациента для сестринских действий
· устанавливаются приоритеты для сестринского вмешательства
· намечаются цели, которые необходимо достигнуть
· учитываются и оцениваются возможные сестринские действия
· разрабатываются методы сестринского вмешательства.
Лечащий врач-невролог оценивает план сестринской помощи и утверждает его. Реализация плана является четвертым этапом сестринского процесса. (Рис.6).
Рис.6 Реализация плана по решению проблем пациента.
Все этапы сестринского процесса нашли свое отражение в сестринской документации (Приложения 2-5) и соответствуют медико-технологическому протоколу сестринской помощи пациенту с ОНМК.
При оценке эффективности сестринского ухода выполняются несколько функций:
· определяются, достигнуты ли поставленные цели
· определяется эффективность сестринского вмешательства.
3.2.2 Организация
Завершающим моментом реализации модели является этап - исследовательский (Рис.7).
Рис.7 Исследовательский этап
Этот этап определяет направление развития практике сестринского дела, объясняя многие действия сестры, указывая области дальнейшего изучения, исследования, улучшения.