Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа
Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическим процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. Все формы афазии существенно отличаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине и по психологической структуре нарушения речи.
Введение ......3
Глава 1.Теоретическое исследование больных с афазией....................................6
1.1. Афазия как нарушение речи: определение, виды и классификации.............6
1.2.Характеристика направлений и методов коррекционно-восстановительной работы у больных с афазией ....10
Глава 2. Эмпирическое исследование экспрессивной речи у больных с афазией................................................................................................................15
2.1. Организация и проведение эксперимента ....15
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования..................................22
Заключение ....27
Список литературы ....30
Приложения
Содержание
Введение ......3
Глава 1.Теоретическое исследование
больных с афазией.............
1.1. Афазия как нарушение
речи: определение, виды и
1.2.Характеристика
Глава 2. Эмпирическое исследование экспрессивной речи у больных
с афазией.......................
2.1. Организация и проведение эксперимента ....15
2.2. Анализ и интерпретация результатов
исследования..................
Заключение ....27
Список литературы ....30
Приложения
Введение
Актуальность исследования
обусловлена тем, что среди расстройств
высших психических функций (ВПФ), обусловленных
локальными поражениями мозга, наиболее
тяжелым является афазия. Распад речи
у взрослых – распад уже сложившейся речи,
может произойти вследствие инсульта,
ишемических заболеваний, травм головы
и т.д. скоррегировать распад речи у взрослых
гораздо сложнее, чем у детей. Причинами
афазий у взрослого человека могут быть
различные заболевания головного мозга,
травмы головы и нарушения кровообращения
в левом полушарии. Афазия тесно взаимосвязанное
с другими ВПФ и ведущее к серьезным проблемам
личностного плана, а также к дезадаптации
в различных, привычных в преморбиде, жизненных
ситуациях. Больной вынужден приспосабливаться
к новым условиям жизни с теми возможностями,
которые у него остались. В связи с
этим особую остроту приобретает проблема
социально-психолого-
Объект исследования - нарушения речи больных с афазией
Предмет исследования – особенности экспрессивной речи у больных с афазией.
Цель исследования – изучить особенности экспрессивной речи у больных с афазией.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой в исследовании ставятся следующие задачи:
1. проанализировать научную
литературу по теме
2.определить особенности
и основные направления и
3.провести эмпирическое
изучение речи больных с
В основу исследования положена гипотеза о том, что больные с афазией имеют грубые нарушения экспрессивной речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные труды в области афазиологии (P.Broca; K.Wernice, А.Р.Лурия и его школа), нейролингвистики (Т.В.Ахутина, А.А.Леонтьев и др.) психолингвистики (Т.Г.Визель, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, и др.), научные концепции о деятельности, в том числе речевой (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев); культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, учение А. Р. Лурия о мозговых механизмах высших психических функциях, их нарушении и восстановлении.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
База исследования: институт нейрохирургии им ак. Бурденко Н.Н. ( НИИ НХ им ак.Бурденко Н.Н. РАМН) города Москвы. В обследовании приняли участие 8 человек: 5 мужчин, 3 женщины, из них 5 человек прошедшие хирургическое вмешательство (лечение), и 3 человека с предстоящим хирургическим вмешательством.
Глава 1.Теоретическое исследование больных с афазией
Афазия — нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурия) левого полушария (у правшей) и представляющее собой системные расстройства различных форм речевой деятельности.1
Афазия (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание) — это системное нарушение сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.
Афазия развивается в результате повреждения головного мозга. Обычно это связано с повреждением кровеносных сосудов. Такое повреждение также называется инсультом, кровоизлиянием в мозг, инфарктом мозга или апоплексическим ударом. Другой причиной развития афазии может стать, например, травма (повреждение головного мозга в результате автомобильной аварии) или опухоль мозга.2 Для нормального функционирования нашему мозгу нужны кислород и глюкоза. Если в результате инсульта или по другой причине мозговое кровообращение нарушается, клетки мозга отмирают в месте нарушения. Мозг содержит множество областей, выполняющих различные функции. У большинства людей области, связанные с использованием языка, расположены в левой половине мозга. В случае повреждения этих областей мы говорим об афазии. Существуют различные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурия). В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурия.3
Типы афазий
Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)). Она вызывает распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.
Динамическая афазия проявляется в нарушениях сукцессивной (последовательной) организации речевого высказывания.Нарушен процесс реализации речи во внешнюю среду (хотя внутренняя программа сохранна). Эта форма обусловлена поражением коры вблизи от центра Брока.
Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) . Возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат,слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
Акустико-мнестическая афазия — это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимость слухо-речевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов.
В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи, одновременного схватывания информации. Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических структур.
Амнестическая афазия Проявляется при поражении теменно-височной обл.Дефект заключается в трудности называния предметов и частей тела. Наблюдаются вербальные парафазии.
В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.
Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики.
Номинальная афазия, проявляющаяся
в затруднении называния
Редко случается, что человек страдает только афазией. Другие области мозга тоже часто оказываются поражены. Примерами дополнительных проблем служат:4
Гемиплегия - (геми=половина, плегия=паралич). Нарушается управление мышцами одной части тела, в результате чего мышцы плохо работают согласованно. У больных афазией гемиплегия чаще развивается в правой части тела.
Гемианопсия - (геми=половина, опсия=зрение). В большинстве случаев люди видят то, что расположено на стороне их здоровой части тела, но не на стороне пораженной.
Апраксия - (а - не, праксия - движение). Люди больше не знают, как осуществлять определенные действия. Такие простые действия, как одеться, поесть, попить, внезапно оказывается невозможно выполнить осознанно. Например, некоторые люди, страдающие апраксией, не знают, как задуть свечу, если их специально попросить об этом (осознанное действие), однако они автоматически задувают горящую спичку, которую держат в руке, если есть опасность обжечь пальцы.
Дисфагия - (дис - плохо, фагия - глотание). Проблемы с приемом пищи, жидкости и глотанием. Из-за повреждения головного мозга жевательные и глотательные мышцы оказываются или парализованы, или гиперчувствительны или вообще лишаются чувствительности. Есть и пить при этом становится сложно. Из- за паралича и частичной потери чувствительности щёк, слюна может незаметно капать из уголков рта.
Проблемы с памятью. В запоминании информации язык играет огромную роль. Из-за языковых проблем кажется, что и память работает хуже. Поэтому всегда записывайте пару ключевых слов – так людям, больным афазией, будет легче всё запоминать.5
Необычные реакции. Иногда люди реагируют на события совершенно иначе после инсульта, чем раньше. Контроль за выражением эмоций становится более затруднительным. Кто- то начинает гораздо чаще смеяться или плакать. Случается, что человеку стоит бóльших усилий прекратить это.
Эпилепсия. Когда мозг восстанавливается после повреждения, в мозге образуется рубцовая ткань. Иногда эта рубцовая ткань становится причиной, условно говоря, короткого замыкания внутри мозга. В результате возникают судороги тела, часто затрудняется дыхание, человек может потерять сознание. Такой эпилептический припадок длится всего несколько минут, но часто случается неожиданно, что становится причиной опасений за человека, с которым это происходит, а также за его семью.
Приведенный выше список дополнительных проблем ни в коем случае не является полным. Симптомы афазии и её последствия различны для каждого человека. Каждая упомянутая проблема может случиться в сочетании с афазией, но не обязательно должна её сопровождать.
1.2.Характеристика
направлений и методов
Речь и ее понимание обеспечиваются совместной работой речедвигательного центра (Брока) и слухоречевого центра (Вернике) коры левого полушария головного мозга. Височные отделы коры левого полушария головного мозга принимают особое участие как в восприятии на слух звуков речи (фонем), так и в осуществлении слухоречевой памяти. Здесь происходит дифференциация (различение) на слух акустически похожих звуков (например, звонких и глухих: б—п, д—т, з—с), что позволяет человеку не смешивать близкие по звучанию слова, такие, как «дом», «том», «класс», «глаз». Различение обеспечивает способность точно воспринимать в любом слове все звуки, и не только услышать слово, но и сохранить на несколько секунд в памяти, чтобы связать его смысл со следующими, воспринятыми на слух словами.6 Поэтому при поражении височных отделов мозга могут нарушаться и фонематический слух, и слухоречевая память, а в результате страдает понимание речи окружающих. Эти формы речевого расстройства называются сенсорной афазией. В осуществлении речевой функции задние нижнетеменные отделы левого полушария мозга принимают участие в расшифровке смысла слов, сложных словосочетаний, сравнительных оборотов, значения предлогов, метафор, пословиц, поговорок. Больные с поражением этих отделов мозга часто испытывают трудности в назывании предметов, заменяя слово описанием функции предмета или его назначения. Например, вместо слова «нож» они говорят «то, чем режут», вместо «хлеб» — «то, что едят с супом» и т. п.
Информация о работе Особенности экспрессивной речи у больных с афазией