Особенности экспрессивной речи у больных с афазией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическим процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. Все формы афазии существенно отличаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине и по психологической структуре нарушения речи.

Содержание работы

Введение ......3
Глава 1.Теоретическое исследование больных с афазией....................................6
1.1. Афазия как нарушение речи: определение, виды и классификации.............6
1.2.Характеристика направлений и методов коррекционно-восстановительной работы у больных с афазией ....10
Глава 2. Эмпирическое исследование экспрессивной речи у больных с афазией................................................................................................................15
2.1. Организация и проведение эксперимента ....15
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования..................................22
Заключение ....27
Список литературы ....30
Приложения

Файлы: 1 файл

Особенности экспресивной речи у больных с афазией..doc

— 88.23 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2

Сводная таблица обследования речи по методике Визель Т.Г.

 

 

 

Вид афазии

Импрессивная речь/уровень

Экспрессивная речь/уровень

Морфоло

Гическая

система языка/уровень

Синтаксический  код языка/уровень

Лексическая система  языка/

уровень

2.

Афферентная моторная афазия

Высокий (2 чел)

Средний (1 чел)

Средний (2 чел)

Низкий (1 чел)

Ниже среднего (1 чел)

Низкий (2 чел)

Средний (2 чел)

Ниже среднего (1чел)

Средний (2)

Ниже среднего (1 чел)

1.

Эфферентная моторная афазия

Высокий (1 чел)

Средний (4 чел)

 

Низкий (5 чел)

 

Низкий (5 чел)

Средний (2 чел)

Ниже среднего (2)

Низкий (1)

Ниже среднего (2 чел)

Средний (2чел)

Низкий (1 чел)


 

Анализируя полученные результаты в ходе обследования по подобранной методике, мы можем отметить, что в экспериментальной группе в целом показатели невысокие – несмотря на то, что интеллект у экспериментальной группы больных в норме, почти по всем исследуемым параметрам высоких показателей не было выявлено ни у кого из участников эксперимента. Рассмотрим более подробно полученные результаты.

В группе больных с афферентной  формой моторной афазии, в которую  вошли 3 человека с разными стадиями расстройств, были выявлены у 2 больных  высокие показатели при исследовании импресивной речи, у 1 человека уровень развития импресивной речи был определен как средний. В данной же группе средний уровень развития экспрессивной речи мы отметили у 2 больных, у 1 обследуемого уровень развития экспрессивной речи – низкий. Низкий уровень сформированности морфологической системы языка отмечен у 1 больного, ниже среднего – у 2 человек. Синтаксический код языка сформирован на среднем уровне у 2 обследуемых, ниже среднего – у 1 человека. Лексическая система языка сформирована на среднем уровне у 2 больных, ниже среднего – у 1 человека.

В группе больных с эфферентной  формой моторной афазии, в которую  вошли 5 человек с разными стадиями расстройств, были выявлены у 1 больного высокие показатели при исследовании импресивной речи, у 4  человек уровень развития импресивной речи был определен как средний. В данной же группе у всех 5 опрошенных был выявлен низкий уровень развития экспрессивной речи. Так же низкий уровень сформированности морфологической системы языка отмечен у 5 больных. Синтаксический код языка сформирован на среднем уровне у 2 обследуемых, ниже среднего – у 2 человек, низкий уровень – у 1 больного. Лексическая система языка сформирована на среднем уровне у 2 больных, ниже среднего – у 2 человек, низкий уровень был отмечен у 1 больного.

Обобщая вышесказанное, мы можем  подвести итоги констатирующего  эксперимента по всей группе больных  с моторной афазией, принимавших  участие  нашем исследовании: в  ходе обследования мы выяснили, что 62 % группы имеет высокий уровень  развития импресивной речи, 38% - уровень средний уровень. В данной группе у 25% опрошенных определены средние показатели по развитию экспрессивной речи и у 75 % - низкие. Уровень развития морфологической системы языка ниже среднего выявлен у 12 % экспериментальной группы,  у 88 % - уровень развития морфологической системы языка низкий. Показатели средние при обследовании синтаксического кода были отмечены у 50 % группы, ниже среднего – у 38 % обследуемых, 12 - низкий уровень. Средний уровень развития лексической системы языка определен у 50 % группы, у 38 %-  уровень ниже среднего, у 12 % выявлен низкий уровень лексической системы языка.

На рис. 1. отразим наглядно полученные результаты.

 

 

Рис. 1. Результаты обследования развития речи по методике Т.Г. Визель у больных с моторной афазией

 

 

Таким образом, нами было проведено  исследование уровня развития речи по методике нейропсихологической и нейролингвистической диагностики речи больных с афазией  Т.Г. Визель, включающей в себя комплексное обследование всех сторон речи больных с моторной афазией

В результате исследования мы выяснили, что у больных с  моторной формой афазии экспериментальной  группы показатели невысокие. Уровень  экспрессивной речи больных на низком уровне,  нарушены анализ и синтез слова, фонематическое восприятие слова  и речи в целом, не могут повторить  слова, несмотря на то, что хорошо слышат речь. Многие  участники эксперимента были очень рассеяны. Отсутствие речи компенсировалось жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в  которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл. В речи часто  встречались замены и искажения  слогов, слов, что приводило к  тому, что сохранная речь, те слова, которые больному удавалось произнести ранее, становились просто неузнаваемыми. Больные в нашем случае не всегда понимали слова и предложения  или понимали многие слова неправильно.

Таким образом, мы можем сказать, что у больных с моторными  формами афазии отмечаются нарушения  речи, фонематического восприятия и  в редких случаях, понимания речи окружающих. Результаты проведенного обследования определили необходимость  подбора методов для восстановительной  работы с больными с моторной афазией, принимавшими участие в нашем  эксперименте. По нашему мнению, применение компьютерных программ в процессе восстановительного лечения больных с афазией  принесут положительные результаты, поэтому далее рассмотрим возможность использования компьютерной программы для восстановления речи и ВПФ у больных с афазией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что изучением проблем афазиологии, было выявлено, что афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическим процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи.

Все формы афазии существенно  отличаются друг от друга по основному  механизму, по клинической картине  и по психологической структуре  нарушения речи.

 Общим для всех форм  афазии является системное нарушение  речи. Каждая форма афазии возникает  при поражении определенного  участка коры левого полушария  мозга, так называемой «речевой»  зоны, и находится в зависимости  от локализации очага поражения  и фактора. 

В одних случаях афазия протекает как грубое нарушение  устной – экспрессивной и импрессивной речи, в других – как нарушение импрессивной речи из-за дефектов понимания логико-грамматических конструкций речи.

Во многих случаях афазия сопровождается аграфией и алексией, т. е. нарушениями письма и чтения. При афазии нарушаются практически  все три вида речи – устная (экспрессивная  и импрессивная), письменная (чтение и письмо) и внутренняя речь.

 Все эти виды речи  и их разные формы нарушаются  по-разному при разных формах  афазии и степень тяжести говорения,  понимания речи, умение писать  и читать так же разная: от  самой грубой степени нарушения  до легкой. При афазии грубо нарушается предметная отнесенность слова: больные не могут по слову найти предмет, изобразить его, понять значение слова.

Стойкое нарушение способности  говорить приводит к инвалидизации: человек теряет возможность выполнять многие социальны функции и остро нуждается в реабилитации. Рассмотренные методы восстановления направлены на разнообразные аспекты проблемы и их комплексное применение помогает человеку адаптироваться к жизни с этим приобретенным расстройством.

Подводя итоги проведенному исследованию, можно сказать, что  мы смогли проанализировать научную  литературу по теме исследования и  представить общую характеристику афазии, рассмотреть классификацию  и виды афазии; определить особенности  и основные направления и методы восстановительной работы по коррекции  нарушении и речи и ВПФ у  больных с афазией. С учетом полученных теоретических знаний, было организовано и проведено эмпирическое изучение речи больных с афазией и выявлены  характеризующие их особенности. В  результате проведенного исследования мы смогли отметить, что у больных  с моторной формой афазии экспериментальной  группы показатели невысокие. Уровень  экспрессивной речи больных на низком уровне,  нарушены анализ и синтез слова, фонематическое восприятие слова  и речи в целом, не могут повторить  слова, несмотря на то, что хорошо слышат речь. Многие  участники эксперимента были очень рассеяны. Отсутствие речи компенсировалось жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в  которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл. В речи часто  встречались замены и искажения  слогов, слов, что приводило к  тому, что сохранная речь, те слова, которые больному удавалось произнести ранее, становились просто неузнаваемыми. Больные в нашем случае не всегда понимали слова и предложения  или понимали многие слова неправильно.

Таким образом, мы можем сказать, что у больных с моторными  формами афазии отмечаются нарушения  речи, фонематического восприятия и  в редких случаях, понимания речи окружающих. Результаты проведенного обследования определили необходимость  подбора методов для восстановительной  работы с больными с моторной афазией, принимавшими участие в нашем  эксперименте. По нашему мнению, применение компьютерных программ в процессе восстановительного лечения больных с афазией  принесут положительные результаты, поэтому далее рассмотрим возможность использования компьютерной программы для восстановления речи и ВПФ у больных с афазией.

Таким образом, в данном исследовании были выполнены задачи и достигнута основная цель.

 

Список литературы

 

1.Ахутина Т.В., Малаховская Е.В.  Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». 2005, №1

2.Бейн Э.С. Афазия и  пути ее преодоления. Л.: Медицина, 2004, 235 с.

3.Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазии. София: Медицина и физкультура, 2000, 210 с.

4.Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. — М., 2002.

5.Беин Э. С. и др. Пособие  по восстановлению речи у больных афазией. М., Медгиз, 2002.

6.Бурлакова М. К. Речь и афазия. — М., 2007.

7.Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М., 2009.

9.Визель Т.Г. Основы  нейропсихологии. Учебник для  студ. Деф. И психолог. фак-тов. М.: АСТ: Астрель: 2009, 384 с.

10.Визель Т.Г. Как вернуть  речь. – М.2005г, 224с.

11.Винарская Е.Н. Клинические  проблемы афазии. М., «Медицина», 2001

12.Винарская Е.Н., Никифоров  А.С., Солдатова С.А. Речь и неспецифические  структуры мозга// Клиническая неврология (Очерки). – Ташкент: Медицина.2008. – С. 264-279

13.Оппель В. В. Восстановление речи при афазиях. Л., Медгиз, 2003.

14. Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т./ Под ред. Л.С.  Цветковой.- М.: МГУ, 1975. Т.1 2009. Т.2

15.Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Т. 35. – 2001. – С. 95 – 112.

16.Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. М.: ВЛАДОС,. 2007..

17. Филиппова М.В., Бобылева М.В., Хохлова Т.А.,Использование компьютерных технологий в логопедической работе. М.. 2008.

18.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.

19.Хрестоматия по логопедии. Том 1 под ред. Волковой Л.С., Селивестрова В.И. М. Владос 1997 год.   

20.Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М., 1988.

21.Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., «Педагогика», 1972.

22.Цветкова Л.С., Калита Н.Г. Нарушение и восстановление называния при акустико-мнестической афазии. - Дефектология.1976, № 2, с. 3-10.

23.Цветкова Л.C., Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, 66 с.

24.Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений., 2- изд., - М.: ТЦ Сфера,2006. – 272с.

25. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М.: 2002.

26.Шкловский В.М., Визель Т.Г.Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.М., 2006

27. Интернет-источник медицинского сервера «Русский медицинский сервер» www.rusmedserver.ru/med/haris/22.html  · 83 КБ

28. Материалы сайта www. afasie.nl

 

                                             Приложения 

Приложение 1

Приложение 1

Методика нейропсихологической и нейролингвистической диагностики  Т.Г. Визель

Информация о работе Особенности экспрессивной речи у больных с афазией