Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа
Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическим процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. Все формы афазии существенно отличаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине и по психологической структуре нарушения речи.
Введение ......3
Глава 1.Теоретическое исследование больных с афазией....................................6
1.1. Афазия как нарушение речи: определение, виды и классификации.............6
1.2.Характеристика направлений и методов коррекционно-восстановительной работы у больных с афазией ....10
Глава 2. Эмпирическое исследование экспрессивной речи у больных с афазией................................................................................................................15
2.1. Организация и проведение эксперимента ....15
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования..................................22
Заключение ....27
Список литературы ....30
Приложения
Таблица 2
Сводная таблица обследования речи по методике Визель Т.Г.
№ |
Вид афазии |
Импрессивная речь/уровень |
Экспрессивная речь/уровень |
Морфоло Гическая система языка/уровень |
Синтаксический код языка/уровень |
Лексическая система языка/ уровень |
2. |
Афферентная моторная афазия |
Высокий (2 чел) Средний (1 чел) |
Средний (2 чел) Низкий (1 чел) |
Ниже среднего (1 чел) Низкий (2 чел) |
Средний (2 чел) Ниже среднего (1чел) |
Средний (2) Ниже среднего (1 чел) |
1. |
Эфферентная моторная афазия |
Высокий (1 чел) Средний (4 чел) |
Низкий (5 чел) |
Низкий (5 чел) |
Средний (2 чел) Ниже среднего (2) Низкий (1) |
Ниже среднего (2 чел) Средний (2чел) Низкий (1 чел) |
Анализируя полученные результаты в ходе обследования по подобранной методике, мы можем отметить, что в экспериментальной группе в целом показатели невысокие – несмотря на то, что интеллект у экспериментальной группы больных в норме, почти по всем исследуемым параметрам высоких показателей не было выявлено ни у кого из участников эксперимента. Рассмотрим более подробно полученные результаты.
В группе больных с афферентной формой моторной афазии, в которую вошли 3 человека с разными стадиями расстройств, были выявлены у 2 больных высокие показатели при исследовании импресивной речи, у 1 человека уровень развития импресивной речи был определен как средний. В данной же группе средний уровень развития экспрессивной речи мы отметили у 2 больных, у 1 обследуемого уровень развития экспрессивной речи – низкий. Низкий уровень сформированности морфологической системы языка отмечен у 1 больного, ниже среднего – у 2 человек. Синтаксический код языка сформирован на среднем уровне у 2 обследуемых, ниже среднего – у 1 человека. Лексическая система языка сформирована на среднем уровне у 2 больных, ниже среднего – у 1 человека.
В группе больных с эфферентной формой моторной афазии, в которую вошли 5 человек с разными стадиями расстройств, были выявлены у 1 больного высокие показатели при исследовании импресивной речи, у 4 человек уровень развития импресивной речи был определен как средний. В данной же группе у всех 5 опрошенных был выявлен низкий уровень развития экспрессивной речи. Так же низкий уровень сформированности морфологической системы языка отмечен у 5 больных. Синтаксический код языка сформирован на среднем уровне у 2 обследуемых, ниже среднего – у 2 человек, низкий уровень – у 1 больного. Лексическая система языка сформирована на среднем уровне у 2 больных, ниже среднего – у 2 человек, низкий уровень был отмечен у 1 больного.
Обобщая вышесказанное, мы можем подвести итоги констатирующего эксперимента по всей группе больных с моторной афазией, принимавших участие нашем исследовании: в ходе обследования мы выяснили, что 62 % группы имеет высокий уровень развития импресивной речи, 38% - уровень средний уровень. В данной группе у 25% опрошенных определены средние показатели по развитию экспрессивной речи и у 75 % - низкие. Уровень развития морфологической системы языка ниже среднего выявлен у 12 % экспериментальной группы, у 88 % - уровень развития морфологической системы языка низкий. Показатели средние при обследовании синтаксического кода были отмечены у 50 % группы, ниже среднего – у 38 % обследуемых, 12 - низкий уровень. Средний уровень развития лексической системы языка определен у 50 % группы, у 38 %- уровень ниже среднего, у 12 % выявлен низкий уровень лексической системы языка.
На рис. 1. отразим наглядно полученные результаты.
Рис. 1. Результаты обследования развития речи по методике Т.Г. Визель у больных с моторной афазией
Таким образом, нами было проведено исследование уровня развития речи по методике нейропсихологической и нейролингвистической диагностики речи больных с афазией Т.Г. Визель, включающей в себя комплексное обследование всех сторон речи больных с моторной афазией
В результате исследования мы выяснили, что у больных с моторной формой афазии экспериментальной группы показатели невысокие. Уровень экспрессивной речи больных на низком уровне, нарушены анализ и синтез слова, фонематическое восприятие слова и речи в целом, не могут повторить слова, несмотря на то, что хорошо слышат речь. Многие участники эксперимента были очень рассеяны. Отсутствие речи компенсировалось жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл. В речи часто встречались замены и искажения слогов, слов, что приводило к тому, что сохранная речь, те слова, которые больному удавалось произнести ранее, становились просто неузнаваемыми. Больные в нашем случае не всегда понимали слова и предложения или понимали многие слова неправильно.
Таким образом, мы можем сказать,
что у больных с моторными
формами афазии отмечаются нарушения
речи, фонематического восприятия и
в редких случаях, понимания речи
окружающих. Результаты проведенного
обследования определили необходимость
подбора методов для
Заключение
В заключение необходимо отметить, что изучением проблем афазиологии, было выявлено, что афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическим процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи.
Все формы афазии существенно отличаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине и по психологической структуре нарушения речи.
Общим для всех форм
афазии является системное
В одних случаях афазия протекает как грубое нарушение устной – экспрессивной и импрессивной речи, в других – как нарушение импрессивной речи из-за дефектов понимания логико-грамматических конструкций речи.
Во многих случаях афазия сопровождается аграфией и алексией, т. е. нарушениями письма и чтения. При афазии нарушаются практически все три вида речи – устная (экспрессивная и импрессивная), письменная (чтение и письмо) и внутренняя речь.
Все эти виды речи
и их разные формы нарушаются
по-разному при разных формах
афазии и степень тяжести
Стойкое нарушение способности говорить приводит к инвалидизации: человек теряет возможность выполнять многие социальны функции и остро нуждается в реабилитации. Рассмотренные методы восстановления направлены на разнообразные аспекты проблемы и их комплексное применение помогает человеку адаптироваться к жизни с этим приобретенным расстройством.
Подводя итоги проведенному
исследованию, можно сказать, что
мы смогли проанализировать научную
литературу по теме исследования и
представить общую
Таким образом, мы можем сказать,
что у больных с моторными
формами афазии отмечаются нарушения
речи, фонематического восприятия и
в редких случаях, понимания речи
окружающих. Результаты проведенного
обследования определили необходимость
подбора методов для
Таким образом, в данном исследовании были выполнены задачи и достигнута основная цель.
Список литературы
1.Ахутина Т.В., Малаховская Е.В. Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». 2005, №1
2.Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. Л.: Медицина, 2004, 235 с.
3.Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазии. София: Медицина и физкультура, 2000, 210 с.
4.Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. — М., 2002.
5.Беин Э. С. и др. Пособие
по восстановлению речи у
6.Бурлакова М. К. Речь и афазия. — М., 2007.
7.Бурлакова М. К.
9.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студ. Деф. И психолог. фак-тов. М.: АСТ: Астрель: 2009, 384 с.
10.Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.2005г, 224с.
11.Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. М., «Медицина», 2001
12.Винарская Е.Н., Никифоров
А.С., Солдатова С.А. Речь и
13.Оппель В. В. Восстановление речи при афазиях. Л., Медгиз, 2003.
14. Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т./ Под ред. Л.С. Цветковой.- М.: МГУ, 1975. Т.1 2009. Т.2
15.Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Т. 35. – 2001. – С. 95 – 112.
16.Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. М.: ВЛАДОС,. 2007..
17. Филиппова М.В., Бобылева М.В., Хохлова Т.А.,Использование компьютерных технологий в логопедической работе. М.. 2008.
18.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
19.Хрестоматия по логопедии. Том 1 под ред. Волковой Л.С., Селивестрова В.И. М. Владос 1997 год.
20.Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М., 1988.
21.Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., «Педагогика», 1972.
22.Цветкова Л.С., Калита Н.Г. Нарушение и восстановление называния при акустико-мнестической афазии. - Дефектология.1976, № 2, с. 3-10.
23.Цветкова Л.C., Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, 66 с.
24.Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений., 2- изд., - М.: ТЦ Сфера,2006. – 272с.
25. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М.: 2002.
26.Шкловский В.М., Визель Т.Г.Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.М., 2006
27. Интернет-источник медицинского
сервера «Русский медицинский сервер»
www.rusmedserver.ru/med/haris/
28. Материалы сайта www. afasie.nl
Приложение 1
Приложение 1
Методика нейропсихологической и нейролингвистической диагностики Т.Г. Визель
Информация о работе Особенности экспрессивной речи у больных с афазией