Особенности экспрессивной речи у больных с афазией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическим процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. Все формы афазии существенно отличаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине и по психологической структуре нарушения речи.

Содержание работы

Введение ......3
Глава 1.Теоретическое исследование больных с афазией....................................6
1.1. Афазия как нарушение речи: определение, виды и классификации.............6
1.2.Характеристика направлений и методов коррекционно-восстановительной работы у больных с афазией ....10
Глава 2. Эмпирическое исследование экспрессивной речи у больных с афазией................................................................................................................15
2.1. Организация и проведение эксперимента ....15
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования..................................22
Заключение ....27
Список литературы ....30
Приложения

Файлы: 1 файл

Особенности экспресивной речи у больных с афазией..doc

— 88.23 Кб (Скачать файл)

Обследование импрессивной речи — понимания

(фонологическая  система языка)

 

Обследуемые функции

Пробы

С 1

)ЦС1

2

ша

3

Неречевой слух

Узнавание невербальных шумов

     

 

Восприятие неречевых  ритмов

     

Речевой слуховой гнозис

Повторение звуков речи

     

 

Повторение слогов

     

 

Повторение бессмысленных  слов

     

Слухо-речевая память

Повторение ряда из 3 звуков речи

     

 

Повторение ряда из 4—5 звуков речи

     

 

Повторение ряда из 4—5 слов

     

 

Повторение бессмысленных  слов

     

Фонематический слух

Повторение слов с оппозиционными фонемами

     

Отнесенность слова к  конкретному предмету

Показ реальных предметов  по названиям

     

 

Показ частей тела по названиям

     

Отнесенность слова к  классу предмета

Показ на картинках редко  и часто употребляемых предметов (по названиям)

     

Буквенный ; гнозис

Показ букв разных шрифтов  и стилизаций

     

Симультанный буквенный  гнозис

Чтение слов и фраз

     

Звуко-буквен-ный анализ состава слова

Определение количества букв

     

 

Вычленение заданной буквы

     

Письмо под диктовку

Букв и -слогов

     

 

Слов и фраз

     

Спонтанное письмо

Изложений

     

 

Сочинений

     

Чтение

Глобальное (идеограммных слов)

     

 

Букв

     

 

Слов и фраз

     

Переносные значения слова

Объяснение антонимов

     

 

Объяснение синонимов

     

 

Объяснение метафор

     

 

Объяснение абстрактных  слов

     

Понимание вопросов ситуативного диалога

Ответы на ситуативные  вопросы

     

 

Выполнение ситуативных  устных инструкций

     

Понимание вопросов неситуативного диалога

Ответы на неситуативные вопросы

     

 

Выполнение неситуативных инструкций

     

Понимание монологической речи

Ответы на вопросы по прослушанному тексту

     

 

Пересказ прослушанного  текста

     
         

 

Обследование экспрессивной  устной речи

(фонологическая  система языка)

Кинестетический праксис

Воспроизведение различных  пальцевых поз на:

     

 

правая рука

     

 

левая рука

     

Кинетический (динамический праксис)

Кулак-ладонь-ребро

     

 

Вспроизведение орнамента с тупыми и острыми углами

     

 

Воспроизведение ритмов

     

Символический праксис

Воспроизведение отдельных  символических актов

     

 

Воспроизведенеие серии символических актов

     

Оральный праксис

Цоканье

     

 

Щелканье

     

 

Дутье

     

 

Надувание щек

     

 

Надувание губ

     

Афферентный артикуляционный праксис

Повторение дискретных звуков речи

     

 

Повторение гоморганных  звуков речи

     

Эфферентный артикуляционный праксис

Повторение серий слогов

     

 

Повторение серий

     

Кинестетиче-

Поза кисти при держании ручки

     

ский праксис письма

Нажим руки при письме

     

Кинетический

Списывание слов

     

буквенный праксис

Списывание фраз

     

 

Обследование лексической  системы языка

 

Обследуемые функции

Пробы

Оценка

1

2

3

Обобщенный зрительный образ предмета

Узнавание реалистических изображений предметов

     

Категориальная отнесенность предмета

Узнавание стилизованных, перечеркнутых, наложенных предметов

     

Рисование предметов

     

Рисование человека

     

Категориальная отнесенность предмета

Недостающие детали

     

Текст «предметная классификация»

     

«4-й лишний»

     

Словесные обобщения

Различие между понятиями

     

Сходство (подобие) понятии

     

Обобщенные категориальные понятия

     

Называние

Предметов

     

Частей тела

     

Пальцев

     

Цветов

     

 

 

Обследование синтаксического  кода языка

 

Обследуемые функции

Пробы

Оценка

 

 

1

2

3

Невербальное и вербальное программирование (с наглядными опорами)

Выкладывание по порядку  предметов разного размера, разной интенсивности цвета

     

 

Выкладывание по порядку  серий сюжетных картин

     

Речевые автоматизмы

Порядковый счет

     

 

Дни недели, месяцы

     

 

Договаривание пословиц, фраз с жестким контекстом

     

Глубинное синтаксическое структурирование

Фраза по картинке

     

Поверхностное синтаксическое структурирование

Ситуативный диалог

     

 

Неситуативный диалог

     

 

Пересказ

     

 

Спонтанное высказывание

     

 

Обследование морфологической  системы языка

 

Обследуемые функции

Пробы

Оценка

 

 

1

2

3

Тактильный гнозис (Стереогноз)

Узнавание качеств предмета на ощупь

     

Счет

Разрядное строение числа

     

 

Арифметический

     

 

Решение задач

     

Схема тела

Показ частей тела по их названиям

     

Представления о времени

Определение времени по часам

     

 

Расстановка стрелок на часах

     

 

Расстановка цифр по стрелкам

     

Пространственное соотношение объектов

Географическая карта

     

Симультанный зрительный гнозис

План пути

     

 

Пересчет точек

     

 

Понимание смысла сюжетных картин

     

Конструирование

Кубики Кооса

     

 

Переворачивание фигур

     

 

Пространственные взаимоотношения между объектами

     

Словообразование и словоизменение

Множественное число существительных

     

 

Употребление предлогов

     

 

Употребление приставок

     

 

Образование времен глагола

     

 

Употребление рода прилагательных

     

 

 

1 Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Второе дополненное издание, — М., 2009.

2 Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. М., «Медицина», 2011

3 Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Второе дополненное издание, — М., 2009.

4 Материалы сайта www. afasie.nl

5 Материалы сайта www. afasie.nl

6 Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М., 2008.

Цветкова Л. С. Восстановительное  обучение при локальных поражениях мозга. М., «Педагогика», 2009.

7 Кадыков А.С., Черникова Л.А.,Столярова Л.Г., Бурлакова М.К. После перенесенного инсульта. М.: Знание, 2008. - 95 с.

8Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М.: 2009.

Шкловский В.М., Визель Т.Г.Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.М., 2006

9 Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студ. Деф. И психолог. фак-тов. М.: АСТ: Астрель: 2005, 384 с.

Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.2005г, 224с.

 


Информация о работе Особенности экспрессивной речи у больных с афазией