Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа
Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическим процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. Все формы афазии существенно отличаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине и по психологической структуре нарушения речи.
Введение ......3
Глава 1.Теоретическое исследование больных с афазией....................................6
1.1. Афазия как нарушение речи: определение, виды и классификации.............6
1.2.Характеристика направлений и методов коррекционно-восстановительной работы у больных с афазией ....10
Глава 2. Эмпирическое исследование экспрессивной речи у больных с афазией................................................................................................................15
2.1. Организация и проведение эксперимента ....15
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования..................................22
Заключение ....27
Список литературы ....30
Приложения
Обследование импрессивной речи — понимания
(фонологическая система языка)
Обследуемые функции |
Пробы |
С 1 |
)ЦС1 2 |
ша 3 | |||||||||||||
Неречевой слух |
Узнавание невербальных шумов |
||||||||||||||||
|
Восприятие неречевых ритмов |
||||||||||||||||
Речевой слуховой гнозис |
Повторение звуков речи |
||||||||||||||||
|
Повторение слогов |
||||||||||||||||
|
Повторение бессмысленных слов |
||||||||||||||||
Слухо-речевая память |
Повторение ряда из 3 звуков речи |
||||||||||||||||
|
Повторение ряда из 4—5 звуков речи |
||||||||||||||||
|
Повторение ряда из 4—5 слов |
||||||||||||||||
|
Повторение бессмысленных слов |
||||||||||||||||
Фонематический слух |
Повторение слов с оппозиционными фонемами |
||||||||||||||||
Отнесенность слова к конкретному предмету |
Показ реальных предметов по названиям |
||||||||||||||||
|
Показ частей тела по названиям |
||||||||||||||||
Отнесенность слова к классу предмета |
Показ на картинках редко
и часто употребляемых |
||||||||||||||||
Буквенный ; гнозис |
Показ букв разных шрифтов и стилизаций |
||||||||||||||||
Симультанный буквенный гнозис |
Чтение слов и фраз |
||||||||||||||||
Звуко-буквен-ный анализ состава слова |
Определение количества букв |
||||||||||||||||
|
Вычленение заданной буквы |
||||||||||||||||
Письмо под диктовку |
Букв и -слогов |
||||||||||||||||
|
Слов и фраз |
||||||||||||||||
Спонтанное письмо |
Изложений |
||||||||||||||||
|
Сочинений |
||||||||||||||||
Чтение |
Глобальное (идеограммных слов) |
||||||||||||||||
|
Букв |
||||||||||||||||
|
Слов и фраз |
||||||||||||||||
Переносные значения слова |
Объяснение антонимов |
||||||||||||||||
|
Объяснение синонимов |
||||||||||||||||
|
Объяснение метафор |
||||||||||||||||
|
Объяснение абстрактных слов |
||||||||||||||||
Понимание вопросов ситуативного диалога |
Ответы на ситуативные вопросы |
||||||||||||||||
|
Выполнение ситуативных устных инструкций |
||||||||||||||||
Понимание вопросов неситуативного диалога |
Ответы на неситуативные вопросы |
||||||||||||||||
|
Выполнение неситуативных инструкций |
||||||||||||||||
Понимание монологической речи |
Ответы на вопросы по прослушанному тексту |
||||||||||||||||
|
Пересказ прослушанного текста |
||||||||||||||||
Обследование экспрессивной устной речи (фонологическая система языка) | |||||||||||||||||
Кинестетический праксис |
Воспроизведение различных пальцевых поз на: |
||||||||||||||||
|
правая рука |
||||||||||||||||
|
левая рука |
||||||||||||||||
Кинетический (динамический праксис) |
Кулак-ладонь-ребро |
||||||||||||||||
|
Вспроизведение орнамента с тупыми и острыми углами |
||||||||||||||||
|
Воспроизведение ритмов |
||||||||||||||||
Символический праксис |
Воспроизведение отдельных символических актов |
||||||||||||||||
|
Воспроизведенеие серии символических актов |
||||||||||||||||
Оральный праксис |
Цоканье |
||||||||||||||||
|
Щелканье |
||||||||||||||||
|
Дутье |
||||||||||||||||
|
Надувание щек |
||||||||||||||||
|
Надувание губ |
||||||||||||||||
Афферентный артикуляционный праксис |
Повторение дискретных звуков речи |
||||||||||||||||
|
Повторение гоморганных звуков речи |
||||||||||||||||
Эфферентный артикуляционный праксис |
Повторение серий слогов |
||||||||||||||||
|
Повторение серий |
||||||||||||||||
Кинестетиче- |
Поза кисти при держании ручки |
||||||||||||||||
ский праксис письма |
Нажим руки при письме |
||||||||||||||||
Кинетический |
Списывание слов |
||||||||||||||||
буквенный праксис |
Списывание фраз |
Обследование лексической системы языка
Обследуемые функции |
Пробы |
Оценка | ||
1 |
2 |
3 | ||
Обобщенный зрительный образ предмета |
Узнавание реалистических изображений предметов |
|||
Категориальная отнесенность предмета |
Узнавание стилизованных, перечеркнутых, наложенных предметов |
|||
Рисование предметов |
||||
Рисование человека |
||||
Категориальная отнесенность предмета |
Недостающие детали |
|||
Текст «предметная классификация» |
||||
«4-й лишний» |
||||
Словесные обобщения |
Различие между понятиями |
|||
Сходство (подобие) понятии |
||||
Обобщенные категориальные понятия |
||||
Называние |
Предметов |
|||
Частей тела |
||||
Пальцев |
||||
Цветов |
Обследование синтаксического кода языка
Обследуемые функции |
Пробы |
Оценка | ||
|
|
1 |
2 |
3 |
Невербальное и вербальное программирование (с наглядными опорами) |
Выкладывание по порядку предметов разного размера, разной интенсивности цвета |
|||
|
Выкладывание по порядку серий сюжетных картин |
|||
Речевые автоматизмы |
Порядковый счет |
|||
|
Дни недели, месяцы |
|||
|
Договаривание пословиц, фраз с жестким контекстом |
|||
Глубинное синтаксическое структурирование |
Фраза по картинке |
|||
Поверхностное синтаксическое структурирование |
Ситуативный диалог |
|||
|
Неситуативный диалог |
|||
|
Пересказ |
|||
|
Спонтанное высказывание |
Обследование морфологической системы языка
Обследуемые функции |
Пробы |
Оценка | ||
|
1 |
2 |
3 | |
Тактильный гнозис (Стереогноз) |
Узнавание качеств предмета на ощупь |
|||
Счет |
Разрядное строение числа |
|||
|
Арифметический |
|||
|
Решение задач |
|||
Схема тела |
Показ частей тела по их названиям |
|||
Представления о времени |
Определение времени по часам |
|||
|
Расстановка стрелок на часах |
|||
|
Расстановка цифр по стрелкам |
|||
Пространственное соотношение объектов |
Географическая карта |
|||
Симультанный зрительный гнозис |
План пути |
|||
|
Пересчет точек |
|||
|
Понимание смысла сюжетных картин |
|||
Конструирование |
Кубики Кооса |
|||
|
Переворачивание фигур |
|||
|
Пространственные |
|||
Словообразование и словоизменение |
Множественное число существительных |
|||
|
Употребление предлогов |
|||
|
Употребление приставок |
|||
|
Образование времен глагола |
|||
|
Употребление рода прилагательных |
1 Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Второе дополненное издание, — М., 2009.
2 Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. М., «Медицина», 2011
3 Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Второе дополненное издание, — М., 2009.
4 Материалы сайта www. afasie.nl
5 Материалы сайта www. afasie.nl
6 Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М., 2008.
Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., «Педагогика», 2009.
7 Кадыков А.С., Черникова Л.А.,Столярова Л.Г., Бурлакова М.К. После перенесенного инсульта. М.: Знание, 2008. - 95 с.
8Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М.: 2009.
Шкловский В.М., Визель Т.Г.Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.М., 2006
9 Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студ. Деф. И психолог. фак-тов. М.: АСТ: Астрель: 2005, 384 с.
Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.2005г, 224с.
Информация о работе Особенности экспрессивной речи у больных с афазией