Планирование деятельности поликлиники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

В основу деятельности поликлиники положен территориально-участковый принцип, т.е. оказание медицинской помощи населению, проживающему на закрепленной территории. Этот принцип сохранен в работе отдельных врачей; участковый принцип для терапевтов и бригадный метод для других специалистов, которые так же, как и участковые врачи закрепляются за конкретным населением. Такое закрепление дает много преимуществ в организации медицинского обслуживания населения, главным из которых является полная осведомленность поликлиники и отдельных врачей о населении, т.е. о демографической ситуации, заболеваемости, условиях жизни, труда и пр.

Файлы: 1 файл

поликлиника,СМП.docx

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Заместитель главного врача  по медицинской части отвечает за всю медицинскую деятельность поликлиники. Он организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных в поликлинике  и на дому; следит за постоянным внедрением в практику работы врачей современных, наиболее эффективных методов профилактики, диагностики и лечения больных, новых организационных форм и  методов работы передовых медицинских  учреждений. Он обеспечивает преемственность  в обследовании и лечении больных  между поликлиникой и стационарами; организацию госпитализации больных, нуждающихся в стационарном лечении.

Под руководством заместителя  главного врача проводится вся профилактическая работа поликлиники — плановые и  целевые профилактические осмотры  прикрепленных контингентов; своевременное  проведение профилактических прививок населению; санитарно-просветительная  работа, проведение диспансеризации  населения.

Заместитель главного врача  обеспечивает выполнение плана повышения  квалификации медицинского персонала; направляет на стажировку в стационары, на курсы усовершенствования и специализации; организует различные семинары, научно-практические конференции и реферативные обзоры, лечебно-контрольные комиссии с  обсуждением состояния лечебно-диагностической  работы, расхождений диагнозов и  врачебных ошибок, работу кабинета медицинской статистики.

Прямым помощником заместителя  главного врача по медицинской части  является главная (старшая), медицинская  сестра, которая организует и контролирует работу среднего медицинского персонала  поликлиники, выполнение им своих функциональных обязанностей. Главная (старшая) медицинская  сестра поликлиники:

— осуществляет рациональную расстановку и использование  среднего и младшего медицинского персонала, а также составление графиков работы и отпусков;

— обеспечивает четкую работу регистратуры, справочно-информаци-онной службы, процедурного и других лечебных кабинетов, работающих без врачей;

— осуществляет контроль за соблюдением дисциплины и направляет работу младшего и среднего медицинского персонала на поддержание надлежащего уровня культуры в обслуживании больных и выполнение врачебных назначений;

— контролирует учет, распределение, расходование и использование медицинского.инструментария, медикаментов, бактериальных препаратов, перевязочного материала, а также хранение и учет сильнодействующих ядовитых медикаментов, ведение медицинской документации;

— всемерно содействует  внедрению мероприятий по научной  организации труда;

— составляет планы повышения  квалификации средних и младших  медицинских работников, организует и контролирует их выполнение.

Ответственным лицом в  поликлинике является заместитель  главного врача по административно-хозяйственной  части, который назначается и  увольняется главным врачом поликлиники.

В его обязанности входит:

— руководство всей административно-хозяйственной  деятельностью поликлиники;

— проведение текущего и  капитального ремонта поликлиники;

— организация и руководство  снабжением, контроль за бесперебойным обеспечением электроэнергией, горячей водой, отоплением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок организации медицинского обслуживания населения по участковому  принципу

1. Настоящий Порядок регулирует  вопросы организации медицинского  обслуживания населения по участковому  принципу.

2. Участковый принцип  организации медицинского обслуживания  населения, обеспечивающий доступность  и качество медицинской помощи, является основной формой организации  деятельности амбулаторно-поликлинических  учреждений, оказывающих первичную  медико-санитарную помощь населению  муниципальных образований.

3. Организация медицинского  обслуживания населения по участковому  принципу осуществляется органами  управления здравоохранением муниципальных  образований в соответствии с  нормативными правовыми актами  Министерства здравоохранения и  социального развития Российской  Федерации, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления, а также настоящим  Порядком.

4. Органы управления здравоохранением  муниципальных образований осуществляют  организацию медицинского обслуживания  населения по участковому принципу  с учетом критериев территориальной  (в том числе транспортной) доступности  доврачебной помощи, врачебной помощи, скорой медицинской (неотложной) помощи.

5. Медицинское обслуживание  населения по участковому принципу  осуществляется:

в городском округе - поликлиникой, в том числе детской, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики, поликлиническим отделением стационарно-поликлинического учреждения;

в муниципальном районе - поликлиникой, в том числе детской, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики, поликлиническим  отделением стационарно-поликлинического учреждения, амбулаторией.

6. Установление зон обслуживания  и закрепление населения, за  амбулаторно-поликлиническими и  стационарно-поликлиническими учреждениями  производится органами управления  здравоохранением муниципальных  образований в целях соблюдения  принципа оказания первичной  медико-санитарной помощи по месту  жительства, с учетом численности,  плотности, возрастно-полового состава  населения, уровня заболеваемости, географических и иных особенностей  территорий.

7. Распределение населения  по врачебным участкам осуществляется  руководителями амбулаторно-поликлинических  или стационарно-поликлинических  учреждений в зависимости от  конкретных условий оказания  первичной медико-санитарной помощи  населению в целях максимального  обеспечения ее доступности и  соблюдения иных прав граждан.

8. Руководители амбулаторно-поликлинических или стационарно-поликлинических учреждений в целях обеспечения права граждан на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения прикрепляют граждан, проживающих вне зоны обслуживания амбулаторно-поликлинического учреждения или стационарно-поликлинического учреждения, к врачам - терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения, не превышая численности населения на одну должность участкового врача более чем на 15 процентов от нормативной, предусмотренной пунктом 11 настоящего Порядка.

9. В амбулаторно-поликлинических  и стационарно-поликлинических учреждениях  могут быть организованы врачебные  участки:

- терапевтический;

- педиатрический;

- врача общей практики;

- семейного врача;

- комплексный терапевтический  участок.

10. Обслуживание населения  на врачебных участках осуществляется:

врачом-терапевтом участковым, медицинской сестрой участковой на терапевтическом участке;

врачом педиатром-участковым, медицинской сестрой участковой на педиатрическом участке;

врачом общей практики (семейным врачом), помощником врача  общей практики, медицинской сестрой  врача общей практики на участке  врача общей практики (семейного  врача);

врачом-терапевтом участковым, фельдшером (акушеркой), медицинской  сестрой участковой на комплексном  терапевтическом участке.

11. Рекомендуемая численность  прикрепленного населения на  врачебных участках, в соответствии  с нормативной штатной численностью  медицинского персонала составляет:

на терапевтическом участке - 1700 человек взрослого населения  в возрасте 18 лет и старше;

на педиатрическом участке - 800 человек детского населения 0-17 лет  включительно;

на участке врача общей  практики - 1500 человек взрослого  населения в возрасте 18 лет и  старше;

на участке семейного  врача - 1200 человек взрослого и  детского населения;

на комплексном терапевтическом  участке - 2000 и более человек взрослого  и детского населения.

12. Комплексный терапевтический  участок формируется из населения  врачебного участка амбулаторно-поликлинического  или стационарно-поликлинического  учреждения с недостаточной численностью  прикрепленного населения (малокомплектный  участок) или населения, обслуживаемого  врачом-терапевтом амбулатории и  населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими  пунктами (фельдшерскими пунктами).

13. Врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи  общей практики (семейные врачи), фельдшеры, медицинские сестры  участковые, медицинские сестры  врача общей практики в рамках  своей компетенции осуществляют  ведение паспорта врачебного  участка, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья  обслуживаемого населения.

14. Руководители амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений по согласованию с органами управления здравоохранением муниципальных образований в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях обеспечения ее доступности для обслуживания комплексных терапевтических участков (более 2000 чел.), могут формировать постоянно действующие бригады медицинских работников, состоящие из врача-терапевта участкового (врача-педиатра участкового), фельдшеров, акушерок, медицинских сестер, с распределением функциональных обязанностей по компетенции, исходя из установленных штатных нормативов, предназначенных для расчета количества должностей, предусмотренных для выполнения учреждением возложенных на него функций.

15. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также в местностях с низкой плотностью населения, в целях обеспечения доступности медицинской помощи населению руководителями амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений по согласованию с органами управления здравоохранением муниципальных образований врачебные участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения, с сохранением штатных должностей врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых, медицинских сестер врача общей практики, фельдшеров (акушерок) в полном объеме.

16. При организации медицинского  обслуживания населения по участковому  принципу функция врачебной должности  врача-терапевта участкового, врача-педиатра  участкового, врача общей практики (семейного врача), должности среднего  медицинского работника (медицинской  сестры участковой, фельдшера) определяется  объемом работы, который должен  быть выполнен в пределах годового  баланса рабочего времени по  должности, с учетом специфики  организации их деятельности.

3.2. Система амбулаторно-поликлинической  медицинской помощи 

Как известно, в странах  с развитыми общественными системами  здравоохранения большую часть  оздоровительно-профилактических и  медицинских потребностей населения  обеспечивают общепрактикующие врачи  или, как их ещё называют, «врачи первого контакта». С началом  реформ и в Российской Федерации  органы управления здравоохранением активно  поддерживали формирование сети общих  врачебных практик и пытались стимулировать развитие «стационарозамещающих» технологий в амбулаторном звене.

Однако приходится констатировать, что попытки перестроить отечественное  здравоохранение на западный манер  пока не привело к осязаемым положительным  результатам. Еще не ясно, можно ли будет рассматривать общую врачебную  практику в качестве базового элемента новой системы первичной помощи, в то время как перспектива  постепенной деградации и ликвидации прежних форм обслуживания населения  обозначилась уже достаточно четко. Не сформировалось единого мнения относительно принципов реформирования и в  кругу организаторов здравоохранения. Хотя активное внедрение «новых организационных  технологий» происходит уже не первый год. Все это, так или иначе, отразилось на функциях врачей поликлиник, как  для взрослых, так и для детей, в частности на подходах по профилактике заболеваний, применению различных  групп лекарственных препаратов для борьбы с наиболее распространенными  заболеваниями и т.п.

Медицинские учреждения, осуществляющие внебольничное лечебно-профилактическое обслуживание населения

Первичная медицинская помощь при распространенных заболеваниях в России предоставляется населению  через систему поликлиник. Помимо поликлиник существуют также фельдшерско-акушерские пункты, которые, в основном, располагаются  в сельской местности, где оказывается  т.н. доврачебная помощь. Городские  поликлиники состоят из поликлиник для взрослых и отдельно для детей, и стоматологических поликлиник. Все вместе они образуют сложную  сеть, работа которой, в большинстве  случаев, направлена на предоставление первичного медицинского обслуживания в сочетании с вторичной (специализированной) медицинской помощью. Поликлиники, обладающие разной степенью возможностей, обеспечивают различный уровень  качества медицинских услуг.

Современная территориальная  поликлиника является крупным многопрофильным, специализированным лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным оказывать  медицинскую помощь населению и  осуществлять комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению пациентов  и предупреждению заболеваний.

В ее функции входят:

оказание первой медицинской  помощи при острых и внезапных  заболеваниях, травмах;

лечение больных при обращении  в поликлинику и на дому;

организация и проведение диспансеризации;

экспертиза временной  нетрудоспособности;

освобождение больных  от работы; направление на МСЭК лиц  с признаками стойкой утраты трудоспособности;

направление больных на санаторно-курортное  лечение;

своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении.

Поликлиника проводит большую  профилактическую работу, противоэпидемические мероприятия, санитарно-просветительную  работу среди населения обслуживаемого района и изучает здоровье прикрепленного контингента населения, выявляет раннюю заболеваемость, организует статистический учет и анализ показателей состояния  здоровья населения, изучает заболеваемость с временной утратой трудоспособности на прикрепленных промышленных предприятиях. Необходимо признать, что при всей неэффективности советской экономической  модели и крайне низком ресурсном  обеспечении, организационная структура  отрасли и схема управления в  целом позволяли осуществлять все  основные функции комплексной системы здравоохранения. К сожалению, в постсоветской России пока ещё не было серьёзных попыток воссоздать логичную систему всеобщих оздоровительных мероприятий.

Информация о работе Планирование деятельности поликлиники