Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:55, контрольная работа
В основу деятельности поликлиники положен территориально-участковый принцип, т.е. оказание медицинской помощи населению, проживающему на закрепленной территории. Этот принцип сохранен в работе отдельных врачей; участковый принцип для терапевтов и бригадный метод для других специалистов, которые так же, как и участковые врачи закрепляются за конкретным населением. Такое закрепление дает много преимуществ в организации медицинского обслуживания населения, главным из которых является полная осведомленность поликлиники и отдельных врачей о населении, т.е. о демографической ситуации, заболеваемости, условиях жизни, труда и пр.
Схема профилактического
обслуживания (особенно после разрушения
единой государственной системы
профилактических мероприятий, диспансеризации
населения и санитарного
Итак, территориальная поликлиника
– это медицинское учреждение,
осуществляющее внебольничное лечебно-
Географически поликлиники
расположены таким образом, чтобы
удовлетворять нужды жителей
микрорайонов, количество населения
которых варьируется от 10 000 до 75
000 человек. Оздоровительная деятельность
и профилактические мероприятия, такие
как профилактические осмотры населения,
находятся под управлением
Поликлиники для взрослых
Инфраструктура. Типичная территориальная
поликлиника представляет собой
здание, построенное, как правило, ещё
в советское время 20-40 лет назад,
но содержащееся в удовлетворительном
состоянии. Такая поликлиника относится
к учреждениям первичной
По номенклатуре поликлиники делят:
по организации работы – объединенные со стационаром и не объединенные (самостоятельные);
по территориальному признаку – городские и сельские;
по профилю – общие
для обслуживания взрослого или
детского населения, стоматологические
и консультативно-
Основными структурными подразделениями поликлиники являются:
регистратура со столом справок;
отделение профилактики;
лечебно-профилактические подразделения: отделения (терапевтическое, хирургическое и др.), кабинеты (кардиологический, ревматологический, эндокринологический и др.), процедурный кабинет;
диагностические подразделения: лабораторное, рентгенологическое отделение (кабинет), отделение (кабинет) функциональной диагностики, кабинет учета и медицинской статистики, административно-хозяйственная часть и др.
По решению руководства в поликлинике могут быть организованы и другие подразделения, в том числе на основе платных медицинских услуг и хозрасчетной деятельности: центры здоровья, отделения нетрадиционных методов лечения и др.
Городская поликлиника строит свою работу по участково-территориальному принципу – для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению, проживающему в районе ее деятельности, и по цеховому (производственному) принципу – прикрепленным работникам промышленных предприятий, строительных организаций и предприятий транспорта.
Размеры территориального терапевтического участка по численности взрослого населения в настоящее время составляют 1700 человек, цехового – 1600. Цель работы поликлиники – сохранение и укрепление здоровья обслуживаемого населения. Основными задачами поликлиники являются:
Оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению.
Оказание первой и неотложной помощи.
Проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости.
Раннее выявление больных.
Диспансеризация здоровых и больных.
Проведение активной работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.
В поликлинике ведется
оперативно-учетная
«Медицинская карта
«Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов» (форма № 025-2/у).
«Талон на прием к врачу» (форма № 025-4/у).
«Книга записи вызовов врачей на дом» (форма № 031/у).
«Дневник работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации» (форма №039/у) и др.
Основными показателями, характеризующими деятельность поликлиники, являются: заболеваемость населения, нагрузка врача, участковость, охват населения медицинскими осмотрами, охват больных диспансеризацией, своевременность взятия на диспансерный учет, эффективность диспансеризации (наличие или отсутствие обострений заболеваний, динамика показателей ЗВУТ, показатель выхода на инвалидность среди больных, стоящих на диспансерном учете, изменения в состоянии здоровья – доля выздоровевших, с улучшением состояния, без перемен, с ухудшением, умерших).
Организация работы регистратуры поликлиники. Регистратура является основным структурным подразделением поликлиники организующим и регулирующим поток больных на приеме в поликлинике и на дому. Задачи регистратуры:
организация записи больных на прием к врачу как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;
регулирование интенсивности потока пациентов с целью создания равномерной нагрузки врачей;
хранение, проведение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей.
Руководит работой регистратуры
заведующий. В его подчинении находятся
медицинский регистратор, который
записывает посетителей на прием
к врачу, производит запись вызова врача
на дом, обеспечивает регистрацию выданных
врачами листков
Талонная система. Поток первично обратившихся больных проходит через участковых регистраторов. Посетители предварительно получают талоны с указанием порядкового номера очереди, фамилии врача, номера кабинета и времени явки на прием.
Самозапись на прием к врачу. Посетители сами в специальные листы вписывают свои паспортные данные с указанием удобного для них времени приема. Для этого в холле поликлиники оборудуются столики с папками листов самозаписи на 5 дней вперед.
Комбинированный метод. В лист самозаписи записываются только первичные больные. Повторным больным врач выдает специальный бланк с указанием даты и времени приема, которая подлежит обмену в регистратуре на талон формы 025 – 4/у.
Проблемы выбора поликлиники и врача. Согласно законодательной базы РФ (Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ. Закон о медицинском страховании граждан РФ) пациент имеет право выбора медицинского учреждения и врача. В этой связи:
пациент должен быть зарегистрирован в поликлинике, которую он, по крайней мере, в теории, может свободно выбирать. В действительности, чаще всего она определяется тем микрорайоном, в котором пациент прописан или проживает;
поликлиника подписывает договор с системой обязательного медицинского страхования.
страховой медицинской организацией пациенту выдается специальный документ (полис ОМС), который указывает на наличие факта медицинского страховая в системе ОМС.
Получение направлений к
узкому специалисту. При обращении
пациентов в поликлинику, их направляют
вначале к участковому врачу.
Если участковый врач не сможет поставить
диагноз, то пациент направляется к
определенному специалисту
Следует отметить, что в современных поликлиниках функционируют и хирургические отделения (амбулаторные хирургические центры), где проводится значительное число несложных хирургических вмешательств, манипуляций и процедур.
Организация работы хирургического отделения поликлиники. В поликлинике обеспечивается приём больных с хирургическими заболеваниями и лечение тех из них, которые не нуждаются в стационарном лечении. Большинство больных посещают отделение повторно для перевязок и лечебных процедур.
Хирургическое отделение поликлиники должны располагаться, если нет лифта, на первом или втором этаже. Это облегчает посещение их больными с заболеваниями нижних конечностей и доставку носилочных больных. При одном работающем хирурге отделение должно включать: кабинет врача, перевязочную, операционную, стерилизационную и материальные комнаты. При большом числе работающих хирургов операционная, стерилизационная, материальная могут быть общими, но кабинет и перевязочная должны быть отдельно для каждого врача. В кабинете хирурга должны быть стол, 2 табуретки, кушетка для обследования больных, которую лучше ставить за ширмой, негатоскоп и т.п.
Стены должны быть гладкими
и во всех кабинетах на высоту не
менее двух метров окрашены масляной
краской, стены операционной покрыты
плиткой. Помещения хирургического
кабинета нужно особенно тщательно
оберегать от загрязнения. Меняющийся
за время приёма контингент больных,
доставка больных в загрязнённой
после травм одежде способствует
занесению грязи в
Работа хирурга в поликлинике существенно отличается от работы хирурга в стационаре. В отличие от хирурга стационара, амбулаторный хирург имеет значительно меньше времени на каждого больного и часто лишён возможности точно распределить часы своей работы, особенно там, где нет отдельного травматологического кабинета. Обращение больных за неотложной хирургической помощью (вывихи, переломы, ранения) требуют остановки текущего приёма и оказание в первую очередь помощи пострадавшему, однако, это не освобождает хирурга от оказания помощи и всем остальным больным, записанным на приём.
Хирург участвует в консультациях с врачами других специальностей, решает вопросы плановой и экстренной госпитализации больных, вопросы трудоспособности, трудоустройства. Помимо лечебной, консультативной работы поликлинический хирург проводит диспансеризацию отдельных групп больных (варикозное расширение вен, тромбофлебиты, остеомиелиты, грыжи, после операций по поводу язвы желудка и т.п., а так же инвалидов ВОВ), участвует в профилактической работе на участке, в работе инженерно-врачебных бригад. Хирург поликлиники поддерживает связь со стационаром, куда он направляет больных, а также осуществляет их долечивание после выписки из стационара.
В некоторых случаях неотложной хирургии врачу приходиться посещать больных на дому, где при отсутствии дополнительных методов исследования, он обязан поставить правильный диагноз и решить тактику дальнейшего лечения больного. Ошибка в диагнозе и промедление в оказании необходимой помощи могут привести к роковым последствиям. Для проведения этой работы хирург должен быть организатором лечебно-хирургического процесса, осуществляя принцип Н.И.Пирогова о значении организации в медицине и хирургии в частности.
Характер работы хирургического кабинета требует, чтобы весь персонал хорошо знал свои обязанности и владел методами своей работы. Сестра хирургического кабинета должна быть осведомлена в области асептики и антисептики, соблюдать её требования в работе и следить за соблюдением их другими сотрудниками и больными, помогать врачу в организации приёма больных.
Существующие проблемы в работе поликлиник.
- Соотношение числа участковых
врачей и «узких» специалистов
в территориальных
- Уровень заработной платы
врачей поликлиник невысок и
до настоящего времени мало
зависит от производительности
труда и качества медицинской
помощи. Имеется отчетливая тенденция
к переизбытку кадровых
Детская поликлиника
В настоящее время повышение знаний и совершенствование технологий значительно улучшили здоровье матерей и новорожденных. Однако в последнее десятилетие замедлился прогресс в снижении материнской и перинатальной смертности. Причиной этого в основном является невозможность понизить неонатальную смертность. Ежегодно в мире умирает более четырех миллионов детей в возрасте до одного месяца, в основном в течение первой «критической» недели жизни. На каждого умершего новорожденного приходится один мертворожденный. Значительная часть этих смертей является следствием плохого состояния здоровья матерей, а также неадекватной помощи до, во время и после рождения. К сожалению, эта проблема остается нераспознанной или, что еще хуже, считается неизбежной во многих странах мира.