Помощь родным и близким умирающего пациента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:57, реферат

Описание работы

Можно поехать куда-то в поисках новых впечатлений, можно попробовать сделать что-то своими руками и сосредоточиться на этом. Здорово, если с вами кто-то есть: тот, кто, с одной стороны, не мешает вам, а с другой стороны, может вас успокоить на выходе из шока. Если таких людей нет, вам придется использовать собственные ресурсы; не пугайтесь, обычно у каждого человека их столько, сколько он не ожидал от себя.
Ресурсы – это прошлое (приятные воспоминания, победы над обстоятельствами и неприятностями), настоящее (то, что вас окружает, ваш дом, близкие, любимые вещи, даже ваш город) и будущее (представьте себя победившим болезнь, здоровым, радостным).
Я искренне надеюсь, что мои рекомендации помогут вам и вы справитесь с шоком. Помните, время – то, чем человек всегда располагает, и самое лучшее лекарство.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 52.18 Кб (Скачать файл)

Все эти изменения свидетельствуют  об увеличении чувствительности неизлечимо больного человека, что предъявляет  конкретные требования к тем, кто  находится рядом с ним, – к  близким, врачам, психологам.

 У больного возникают  очень важные для него вопросы,  которые он задает окружающим. Один из таких вопросов –  "Скоро ли я умру?". Не существует  единственно правильного ответа  на этот вопрос, хотя можно  говорить о более или менее универсальных принципах. Требуется большая ответственность в разговоре с пациентом о смерти.

Прежде всего, неплохо  посоветовать ему привести в порядок жизненные дела (последние желания, завещание и т.п.). Можно не говорить пациенту прямо, что, возможно, он вскоре умрет: «Каждый должен быть готов к самому худшему, особенно тяжелобольной». Некоторые люди не склонны думать о завершении своих земных дел, потому что им кажется, что решение подобных проблем открывает дверь смерти. С ними можно обсудить проблему страха перед смертью.

 

Вопрос об откровенности  с неизлечимо больным представляется одним из самых трудных. Существуют самые разные мнения на этот счет. Одни думают, что пациенту надо сказать  всю правду, другие подчеркивают необходимость  бережного отношения к тяжелобольному и ничего не говорят ему о приближающейся смерти, третьи считают, что следует  вести себя так, как хочет пациент. Конечно, больной имеет право  знать правду о своем реальном положении, и никому не позволено узурпировать его право, однако не стоит забывать, что «право знать» отнюдь не тождественно «обязанности знать».

Право знания не равносильно  выбору знания. Свобода пациента будет  реальной только при ориентации на его желание обладать подлинным  знанием. Тяжелобольной человек  может и не желать знать что-либо конкретное о приближающейся смерти, и окружающие обязаны уважать  его выбор. Очень часто знание того, что скоро наступит смерть, не облегчает состояния больного, и тогда даже лучше, если он меньше знает.

Когда пациент категорически  требует сказать, сколько ему  осталось жить, представляя самые  разные, нередко достаточно рациональные аргументы, окружающие должны стараться  понять, почувствовать, что скрыто за этими словами. Часто безоглядная  смелость является мнимой. Требуя высказать  все до конца, пациент не очень  представляет свою реакцию на жестокую правду. Иногда нетрудно заметить, что  его требование носит скорее формальный характер, и он вовсе не желает получить точный ответ, поскольку это лишает его надежды.

Последовательность реакций  неизлечимо больных людей на приближающуюся смерть описывает модель Kubler-Ross:

  1. Отрицание. При посещении разных врачей пациенты прежде всего надеются на отрицание диагноза. Действительное положение вещей скрывается как от семьи, так и от себя. Отрицание дает возможность увидеть несуществующий шанс, делает человека слепым к любым признакам смертельной опасности.
  2. Злоба. Она чаще всего выражается вопросами: «Почему я?», «Почему это случилось со мной?», «Почему меня не услышал Бог?» и т.п.
  3. Компромисс. На этой стадии стремятся, как бы отложить приговор судьбы, изменяя свое поведение, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, и т.п.
  4. Депрессия. Поняв неизбежность своего положения, постепенно теряют интерес к окружающему миру, испытывают грусть, горечь.
  5. Адаптация. Смирение понимается как готовность спокойно встретить смерть.

Прохождение отдельных стадий у разных людей значительно различается. Следует отметить, что через все  эти стадии проходят и члены семьи, узнав о неизлечимой болезни  близкого человека. Важнейшей стадией  преодоления страха смерти, по мнению ряда авторов, является отрицание.

 Отрицание действует  подобно морфию – не устраняя  причины заболевания, оно уменьшает  боль. Отрицание облегчает душевные  страдания за счет сокрытия  реальности. Действие защитного  механизма происходит бессознательно, его интенсивность и характер  не у всех одинаковы.

 Иногда некомпетентный  доктор пытается бороться с  психологической защитой пациентов,  высмеивая абсурдность их фантазий (пациенты с неизлечимой болезнью  порой усматривают признаки выздоровления,  начинают строить далеко идущие  планы и т.п.). На самом деле  проявляется совершенно естественная  и обоснованная реакция умирающего на страх смерти. «Развенчание» искаженной картины болезни уместно при других заболеваниях (например, отрицание болезни при инфаркте миокарда может стоить пациенту жизни).

С помощью отрицания создается  иллюзия, что все обстоит хорошо. Однако отрицание ни в коем случае не означает, что пациент действительно  не знает о приближении смерти. Скорее можно думать, что он выбирает незнание или, иначе говоря, предпочитает оставаться в неведении. На бессознательном  уровне пациент чувствует, какова ситуация в действительности, но склонен игнорировать ее. Следует отметить, что использование  отрицания бывает успешным, т.е. выполняет  свои функции только тогда, когда  никто из окружающих людей не использует этот механизм защиты.

Обычно же близкие умирающего, а иногда даже врачи, склонны игнорировать истинное положение дел, потому что  тоже испытывают страх перед смертью  и не знают, как разговаривать  с человеком, которому осталось недолго  жить. Тем самым они мешают пациенту воспользоваться механизмом отрицания. Когда окружающие начинают говорить о том, что все будет хорошо и пациент выздоровеет, тревожность  у пациентов увеличивается, и  часто такие «игры» близких становятся для него признаком полной безнадежности  его состояния.

 

Умирающий человек способен понять свое положение и нередко  хочет поговорить о своей болезни и приближении смерти, но только с теми, кто выслушивает его без поверхностных попыток утешить. Поэтому консультанту или врачу следует уметь квалифицированно разобраться в желаниях умирающего и связанных со смертью фантазиях и страхах. Это позволяет не только выслушать пациента, но и помочь ему поделиться мыслями о смерти, собственном негодовании и о том, что он потеряет вместе с жизнью. Консультант, по сути, способен побудить неизлечимо больного человека изведать жизнь до последнего мгновенья.

Вот несколько важных принципов, которые следует учитывать в работе с умирающим человеком:

  1. Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение: «Человек всегда умирает в одиночку» нередко понимают слишком буквально и оправдывают им защитное отгораживание от умирающего. Но страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного. К умирающему нельзя относиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним.
  2. Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности.
  3. На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие.
  4. Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей.
  5. Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровывать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится.
  6. Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.

 

  1. Средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.

Людям, которые общаются с умирающим и его близкими, тоже необходима существенная помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Медикам важно преодолеть унижение профессионального достоинства. Такое чувство довольно часто встречается среди врачей, для которых смерть пациента в определенном смысле является профессиональной катастрофой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Безусловно, каждый человек  – творец своей жизни. Это ни для  кого не секрет.

 

С одной стороны, это и  понятно, и даже естественно, ведь мы беспокоимся о своем здоровье, о качестве дальнейшей жизни, о своей  трудоспособности, боимся стать обузой для наших близких, да и вообще беспокоимся о нашей жизни в целом.

В итоге наше же беспокойство и «выбивает нас из колеи», не дает сосредоточиться на самом выходе из сложившейся ситуации. Ведь если заглянуть вглубь проблемы, все наши страхи связаны с незнанием, точнее с нехваткой информации, а также с бытующим в народе мнением к счастью, ошибочным.

 

Вот только не стоит при  этом воспринимать нашу судьбу как  случайную череду событий. Даже если мы не управляем собственной жизнью – все, что с нами случается, происходит не случайно. Принцип причинно-следственной связи работает постоянно, даже когда  мы этого не замечаем.

 

Сегодня нам необходимо научиться  делать первые и самые важные шаги, для того чтобы управлять своей  жизнью, а не быть марионеткой в  руках судьбы.

 

И всегда следует помнить  о том, что первооснова в противостоянии любым недугам человека – это  его постоянная, искренняя, глубокая и целенаправленная нравственная работа над собой, ведущая к его духовному  самосовершенствованию и исцелению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. «Основы психологического консультирования», 
    Р. Кочюнас
  2. Горожанина Наталия, психолог 
    АНО «Проект СО-действие»
  3. http://www.formatzdorovia.com/psihologicheskaja-pomosch-onko

 


Информация о работе Помощь родным и близким умирающего пациента