Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:29, реферат
Управление качеством сестринской помощи на сегодняшний день без сомнения является очень важной и актуальной проблемой. В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и самое главное, профилактике заболеваний и осложнений, которые невозможны без активного использования сестринского персонала, их знаний и умений по уходу за пациентами, по выполнению технологий и манипуляций, работе с родственниками и самими пациентами по обучению навыкам выполнения простейших манипуляций, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи и т.п.
Вместе с тем в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи важная роль отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование [3, 4].
Повышению качества сестринского ухода в больнице способствует стандартизация сестринских услуг. Именно эти документы регламентируют нормативные требования к выполнению сестринских манипуляций и являются эталоном для определения правильности и оценки качества их выполнения.
В Программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020годы сказано: «Целью развития сестринского дела является повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала. Одной из основных задач развития сестринского дела является стандартизация практической деятельности специалистов со средним медицинским образованием». Под качеством сестринской помощи понимается совокупность характеристик, подтверждающих соответствие сестринской помощи современному уровню развития сестринского дела, имеющимся потребностям пациента и общества. В первую очередь оно определяется внедрением новых организационных форм ухода за пациентами, использованием в деятельности стандартов, а также постоянным профессиональным совершенствованием.
Создание единой системы стандартизации в здравоохранении направлено на совершенствование управления отраслью, обеспечение ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации, на повышение качества медицинской помощи, рациональное использование кадровых и материальных ресурсов, оптимизацию лечебно-диагностического процесса, интеграцию отечественного здравоохранения в мировую медицинскую практику.
Исходя из этого, целью стандартизации в здравоохранении является повышение качества профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, решение задач сохранения и улучшения здоровья населения.
Среди прочих задач основными в области стандартизации, прежде всего, сестринской деятельности являются:
Стандартизации в здравоохранении основывается на принципах:
По мнению многих авторов, разработка и внедрение стандартов сестринской деятельности позволит:
Целесообразность повсеместного внедрения стандартов сестринской деятельности очевидна, в связи с чем принимаются меры по их разработке, утверждению и внедрению в работу ССМО. Вместе с тем, их количество, рекомендуемое Минздравсоцразвития России явно недостаточно, а разрабатываемые на региональных уровнях, тем более в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), далеко не всегда отвечают основным требованиям, предъявляемых к ним.
В этой связи важную роль призваны сыграть принятые в последнее время государственные документы, регламентирующие создание и внедрение стандартов в деятельность медицинских работников. Так в ФЗ Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сказано: «...доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи». В программе модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации одно из направлений — это формирование на всей территории страны единых стандартов оказания медпомощи.
За несколько лет до принятия вышеуказанных документов, осознавая всю важность стандартов для ССМО, занимающихся организацией и оказанием доврачебной медицинской помощи работникам крупных промышленных предприятий, где указанные сотрудники работают достаточно автономно, нами были подготовлены и внедрены соответствующие стандарты. Кроме того, с использованием специально разработанных анкет были изучены: осведомленность ССМО в вопросах стандартизации, их отношение к ней. Было опрошено 150 человека со средним медицинским образованием из числа работающих на ЗАО АК «Алроса» (г. Мирный) и предприятиях г. Новосибирска: OOO МЦ «Сиблитмаш», Аэропорт Толмачево, Гортеплоэнерго, ОАО «Восточные электрические сети», ОАО «Завод Электросигнал», ООО «Астрамед».
Наиболее массовой (54 %) была группа в возрасте 45–55 лет, на втором месте (22 %) от 36 до 45 лет, далее следуют сотрудники, которым менее 35 лет (19 %) и 15 % составили лица старше 56 лет, что говорит об относительно высоком среднем возрасте персонала, работающего в этом звене. Стаж работы опрошенных колебался от 3 до 30 лет, в среднем он составил 11,2 года. О достаточно высокой квалификации респондентов свидетельствует тот факт, что из них высшую квалификационную категорию имели 57 %, а первую — 28 %.
Нами было установлено, что о стандартизации в здравоохранении известно 70 % опрошенных, в том числе о принятых нормативных документах — 61 %, о разрабатываемых — 30 %.
Несколько меньшее количество респондентов знают о стандартизации в сестринском деле (65 %) опрошенных, о действующих документах — 54 %, о готовящихся — 26 %.
Отношение к стандартизации неоднозначное. Положительную оценку дали 46 % респондентов, 13 % затруднились ответить, убеждены в том, что без них можно обойтись — 41 %.
Основным источником информации является медицинская литература. Все опрошенные постоянно следят за ней и читают: журналы — 83 %, учебные издания — 61 % и медицинские газеты (включая региональные) — 39 %. Наибольшей популярностью пользуются медицинские журналы: «Сестринское дело» (61 %), «Медицинская сестра» (65 %), «Экономика здравоохранения» (15 %), но лишь 2 % читают «Проблемы стандартизации в здравоохранении». Специалистов со средним медицинским образованием интересуют, прежде всего, документы, регламентирующие их деятельность, образование медицинских сестер (67 %), работа с кадрами (63 %), санитарно-эпидемиологический режим (61 %), организация и управление (59 %), более половины (52 %) знакомятся в основном с приказами и опытом других учреждений и менее трети (30 %) интересуются новостями.
Специальную литературу по стандартизации (журнал «Проблемы стандартизации в здравоохранении», методические указания, ГОСТы, Сан-Пины, СННПы и др.) читают лишь 12 % опрошенных, не дали ответа 9 %.
Используют стандарты в своей работе 58 % опрошенных, хотели бы применять их, но не имеют возможности — 26 %, а 9 % отказались от них по разным причинам. Затруднились ответить 7 % респондентов.
Среди причин, препятствующих внедрению стандартов в деятельность специалистов со средним медицинским образованием были названы:
Несмотря на дефицит стандартов сестринской деятельности, только 37 % из всех респондентов выразили готовность и желание принять участие в их разработке.
Руководители сестринским персоналом и ЛПУ отмечают необходимость стандартизации его деятельности, но организовать подготовку, по крайней мере, временных стандартов не могут чаще всего потому, что сами не достаточно компетентны в этом вопросе.
Таким образом, изучение
мнения специалистов со средним медицинским
образованием, данных литературы [5–10] свидетельств
Список литературы
Адекватная система управления качеством должна не столько реагировать на конечный результат тат медицинской помощи, сколько предотвращать дефекты. Управление качеством должно осуществляться не «по отклонению», а по максимальному использованию возможностей с целью предотвращения ошибок в оказании медицинской помощи. Данная концепция рассчитана на создание внутриведомственной системы управления качеством.
Для повышения качества медицинской помощи необходимо улучшить организацию работы медицинского персонала, структурных подразделений ЛПУ на основе организации стандартов, совершенствовать систему последипломного обучения специалистов с высшим и средним медицинским образованием, определять компетентность каждого специалиста в рабочем порядке, а так же при аттестации врачебного и среднего медицинского персонала, создать систему управления и контроля текущего процесса на основе стандартов качества, организационных стандартов и современных технологий, создать действенную систему признания заслуг персонала, тесно увязанную с качеством работы.
Повышение трудовой мотивации персонала является одной из приоритетных задач управления в любой области деятельности. Особую значимость приобретает решение данной проблемы в сфере здравоохранения в связи с задачами, поставленными в «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» [6]. В статье рассмотрены особенности трудовой мотивации медицинских сестёр и обозначены возможные пути её повышения.
Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения, направленная на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды. Сестринское дело включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и (или) психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп (Мухина С.А., Тарковская И.И., 1996). По данным Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения в 2010 году численность среднего медицинского персонала в РФ составляла 1327,8 тыс. человек [3]. Сестринское дело является частью системы здравоохранения, которая располагает значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в качественной и доступной медицинской помощи.
Несмотря на задачи, поставленные перед здравоохранением, в настоящее время в развитии сестринского дела продолжают существовать некоторые тенденции, негативно влияющие на состояние трудовой мотивации медицинских сестёр.
Информация о работе Проблемы в управлении качеством сестринской помощи и возможные пути их решения