Проблемы в управлении качеством сестринской помощи и возможные пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:29, реферат

Описание работы

Управление качеством сестринской помощи на сегодняшний день без сомнения является очень важной и актуальной проблемой. В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и самое главное, профилактике заболеваний и осложнений, которые невозможны без активного использования сестринского персонала, их знаний и умений по уходу за пациентами, по выполнению технологий и манипуляций, работе с родственниками и самими пациентами по обучению навыкам выполнения простейших манипуляций, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи и т.п.

Файлы: 1 файл

ооо.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции и цели сестринского дела

Медицинская сестра должна в большей степени соответствовать нуждам населения, а не потребностям системы здравоохранения. Она должна трансформироваться в хорошо образованного профессионала, равного партнера, самостоятельно работать с населением, способствуя укреплению здоровья общества. Именно медицинской сестре сейчас отводится ключевая роль в медико-социальной помощи людям пожилого возраста, пациентам синкурабельными заболеваниями, санитарном просвещении, организации образовательных программ, пропаганде здорового образа жизни.

Поступательное движение среднего медицинского звена вперед явно ощущается с 1992 года, после I научно-практической конференции в Галицино. На ней сформулировано новое определение сестринского дела - «это часть медицинского ухода за здоровьем, наука иискусство направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды», и определены функции сестринского дела:

- Участие в уходе

- Педагогическая

- Исполнительская

- Исследовательская

и цели:

1. Эффективное использование сестринского  потенциала

2. Обеспечение и ведение учебного  процесса

3. Выработка у медсестер, врачей, общества в целом, нового стиля мышления относительно сестринского дела;

4. Создание необходимых стандартов.

Помимо традиционного ухода за больными у медицинской сестры 21 века появляются новые направления деятельности, она должна принять на себя множество разнообразных функций. С распространением высшего сестринского образования появилась возможность самостоятельно проводить научные исследования, результаты которых специалисты сестринского дела в состоянии реализовать самостоятельно, а также возможность подготовки сестринских кадров силами самих медицинских сестер.

Среди первых шагов в данном направлении следует отметить организацию учебно-методического кабинета, где разрабатываются и внедряются специализированные программы обучения без отрыва от основного места работы медицинских сестер различной степени подготовки, разных профессиональных групп, а постоянное обучение медсестер способствует повышению качества медицинского обслуживания пациентов. Следующий этап - ежегодное обучение молодых медсестер в «школе молодой медсестры» со сдачей дифференцированного зачета по окончанию обучения по разделам:

? готовность к оказанию неотложной  доврачебной помощи;

? совершенствование манипуляционной  техники в рамках стандартов  ТПМУ;

? подготовка пациентов к лабораторно-диагностическим и инструментальным методам исследования.

Далее для всех практикующих средних медработников проводится экзамен на профессиональную компетентность по вопросам ООИ, инфекционному контролю, ВИЧ-инфекции 1 раз в год.

Повышение профессионального уровня

Одной из форм профессионального обучения средних медработников является ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций и мастер-классов на экспериментальных площадках по внедрению элементов сестринского процесса.

Положительным результатом этого является и возрастающий интерес медсестер к повышению своего профессионального уровня, а также их активное участие в преподавательской и научно-исследовательской работе, обеспечение доступа к современной информации, улучшение качества своей деятельности.

Управлять качеством сестринской помощи, по мнению Дороти Холл, можно лишь тогда, когда деятельность сестер изучена, структурирована, нормирована, а значит, может быть оценена в соответствии со стандартом.

Разработка и применение общепринятых стандартов является ключевым компонентом каждой из основных функций сестры, необходимым условием ответственности за свои действия. Важно, чтобы медицинская сестра была способна логически обосновать свои действия. Следствием понимания важности стандартов будет проведенная Советом медицинских сестер работа по их созданию и внедрению. Для составления и адаптации стандартов, несомненно, потребуется привлечение преподавателей медицинского колледжа, практикующих медсестер, врачей. Это поможет построить стандарты с учетом особенностей и проблем, имеющихся в практике ЛПУ в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение стандартов

Применение стандартов облегчает работу медсестер, сокращает неоправданные расходы средств, времени, обеспечивает преемственность, улучшает качество обслуживания пациентов и результаты лечения.

Разработаны стандарты и протоколы деятельности медсестер по основным номенклатурам специальностей, унифицировать учетно-отчетную документацию по работе с пациентами и их семьями, обеспечить преемственность в работе медицинской бригады (палатная м/с, процедурная м/с, участковая м/с, семейная м/с, старшая м/с, социальная м/с), внедрены единые подходы к выполнению манипуляций, подготовке к исследованиям, оказанию неотложной до врачебной помощи, ведению протоколов наблюдения за пациентом и решением его проблем общими усилиями, то это позволит существенно улучшить качество оказания медицинской помощи, даже не меняя организационную структуру сестринской деятельности.

Вооружив медсестру подобными знаниями, несмотря на кажущуюся дополнительную нагрузку (ведение протоколов наблюдения, сестринской истории болезни), мы наоборот облегчим выполнение своих обязанностей, так как:

1. Зная согласно стандарту  рамки своей компетенции и объем оказываемой помощи пациентам, медсестре не надо всякий раз бегать к врачу с вопросом, что делать в той или иной ситуации;

2. При ведении протоколов  наблюдения легче заметить начальные  изменения в состоянии пациента  и заранее предпринять меры  по устранению их последствий, чем тратить больше усилий на устранение осложнений;

3. Легче ориентироваться  в состоянии пациентов при  приеме-сдаче дежурств;

4. Появляется возможность  проконтролировать работу, что повысит  ответственность к выполняемым  обязанностям;

5. Имея всегда под рукой  стандарты деятельности, м/с легче найти и вспомнить алгоритм подготовки пациентов к исследованиям или выполнения манипуляции (не надо искать где-то дополнительно или идти спрашивать у врача, отвлекая и его от своих обязанностей);

6. Работая с родственниками и обучив их элементарным навыкам ухода или пациентасамоуходу, м/с также освобождается от выполнения этой работы, ей необходимо будет только проконтролировать или дать совет;

Таким образом, мы сможем освободить врача от выполнения несущественной, рутинной работы (зачастую относящейся к компетенции медсестры), что позволит ему в свою очередь более качественно выполнять функциональные обязанности.

Современные подходы к качеству сестринской помощи

Процессуальный подход к оценке качества осуществляют:

1. Старшие медсестры отделений  ежедневно, итоги фиксируют в  тетрадях учета дефектов, проводят  индивидуальную работу по их  устранению.

2. Отдельно оцениваются  аспекты сестринской работы (исполнительская  дисциплина, соблюдение санэпидрежима, контроль за использованием и хранением лекарственных средств).

3. Главная медсестра оценивает  качество работы старших медсестер

Для координации и взаимодействия работы отделений, освобождения старших медсестер от несвойственных им функций, может быть создан оперативно-диспетчерский отдел, который выполняет функции стола справок, осуществляет централизованную выписку листков временной нетрудоспособности, справок, организует консультации специалистами внутри и вне учреждения, занимается доставкой биологического материала в лаборатории города, осуществляет доставку корреспонденции в отделения и из отделений в административные кабинеты и т.д.

Для объективности оценки важно учитывать количество должностей по штату и фактически занятых, сколько пролечено больных, какое количество больных с дефицитом самоухода, сколько выполнено инъекций и каких, сколько инфузий, укладки биксов, обработки инструментария, количество переворачиваний больных с угрозой пролежней, сколько больных переложено на каталку, сколько дез. средств, сколько получено в аптеке лекарственных средств, данные о докармливании больных, уборке и кварцевании палат и манипуляционных кабинетов, умывании больных, измерениях температуры тела, РS, АД и т.д. Это важно для расчета нагрузки на палатную медсестру и доли в ней неквалифицированного труда, что позволит в последствии выработать организационный механизм адекватной медицинской помощи, в пределах финансовой и профессиональной возможности.

Комплексный подход к рассмотрению вопросов лечения, ухода, профилактики осложнений и ранней реабилитации диктует необходимость рассмотрения его в динамической системе с обратной связью, центральным звеном которой является пациент. Роль медсестры заключается в своевременной оценке состояния, сведений к минимуму риска осложнений при постоянном взаимодействии с лечащим врачом и социально уполномоченными лицами, целью которого является улучшение качества жизни больного.

Для выполнения данной работы организуются сестринские школы здоровья:

- астма-школа

- сахарного диабета

- обучение родственников  уходу за тяжелобольными

- специфика ухода и самоухода для больных с остаточными явлениями ОНМК;

- простейшие методы наблюдения и самонаблюдения (А/Д; РS);

- особенности диеты и  питьевой режим;

- правила ухода за стопами;

- гипоаллергенная обстановка, диета и др.

Очевидно, что, большинство людей сталкиваются с проблемой организации ухода за больными, только когда близкие попадают в больницу с тяжелыми заболеваниями.

Отвечают за проведение подготовки в школах здоровья сестры, при необходимости к проведению приглашается врач. Важно отметить, что методические рекомендации для занятий в таких школах утверждаются и контролируются зав отделением, лечащим врачом.

И все же при рассмотрении модели сестринского дела, необходимо исходить из реальных условий, в которых работают наши медсестры, стойкого, выработанного десятилетиями, стереотипа взаимоотношений врач - медицинская сестра - пациент. Но, в то же время мы можем использовать уже накопленный мировой опыт, взяв из имеющихся моделей сестринского дела то, что нам ближе, понятнее и более реально в нынешних условиях.

Система контроля качества сестринской помощи

Контроль КМП может быть разделен на две большие составные части: ведомственный и вневедомственный. Ведомственный контроль можно разделить на внутренний (или внутриучрежденческий) контроль и внешний контроль, который осуществляется органами управления здравоохранения. Вневедомственный контроль осуществляется потребителями медицинской помощи и плательщиками за медицинскую помощь. Очевидно, что к последней группе относится контроль КМП, осуществляемый фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями (СМО). Таким образом, в системе обеспечения качества медицинской помощи деятельность страховщиков занимает незначительное место. Однако этого нельзя сказать о его результатах. Как показывает практика, именно вневедомственный контроль является мощнейшим стимулом для медицинских учреждений даже в условиях дефицита финансовых ресурсов принимать меры по обеспечению качества оказания медицинской помощи пациентам.

Система контроля качества сестринской помощи может быть представлена уровнями:

Первый - текущая оценка качества приема и передачи дежурных смен;

Второй - периодическая оценка качества ведущим специалистом манипуляционной техники, ухода;

Третий - углубленная оценка качества сестринской помощи (два раза в год) по критериям;

Четвертый - выявление проблем и коррекция, обсуждение в школе профессионального мастерства, обучение на семинарах.

Таким образом, мероприятиями, обеспечивающими качество сестринской помощи являются:

1. подготовка кадров,

2. ресурсное обеспечение деятельности  медицинских сестер,

3. внедрение стандартов сестринской  помощи,

4. использование современных сестринских технологий,

5. экспертиза качества с последующей  коррекцией.

В обеспечении системы качества трудно переоценить роль ведущих специалистов, школ профессионального мастерства, преподавателей медицинских колледжей и совета по качеству(если он создан).

Перспективы дальнейшего развития системы управления обеспечением качества сестринской помощи заключаются в следующем: разработка стандартов по всем номенклатурам специальностей в сестринском деле, обучение сестринского персонала методике коррекции и предупреждения отклонений от стандартов, привлечение пациентов и их родственников, независимых экспертов для предупреждения возможного снижения качества сестринской помощи, создание групп качества в отделениях, участие в развитии инноваций в сестринском деле и новых сестринских технологий. 

 

В современной медицинской деятельности существуют свои стандарты. Иными словами, нормы, модели, эталоны, на которые следует ориентироваться при ежедневной работе. Определены и стандарты деятельности медсестры двух видов - профессиональные и этические

 

Профессиональные стандарты разрабатываются с учетом деятельности ЛПУ и его возможностей. При разработке стандартов учитываются рекомендации надзорных органов — местных, территориальных, национальных. Стандарты профессиональной деятельности медсестры утверждаются после клинических испытаний и периодически обновляются. 

 

Обязательные условия применения стандартов:

  • выбор стандарта определяет клиническая ситуация;
  • уровень оказываемой медицинской помощи должен соответствовать возможностям лечебного учреждения и квалификации медперсонала;
  • медицинская сестра должна знать и понимать все положения стандарта, уметь реализовать стандарт на практике и обосновывать все свои действия;
  • стандарты деятельности медсестры — основа для составления индивидуального плана ухода за пациентом;
  • стандарт предполагает осуществление ухода в минимально достаточном объеме и в максимально короткие временные сроки;
  • неотъемлемое условие стандарта — своевременный вызов врачей и организация врачебных консультаций.

Информация о работе Проблемы в управлении качеством сестринской помощи и возможные пути их решения