Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:29, реферат
Управление качеством сестринской помощи на сегодняшний день без сомнения является очень важной и актуальной проблемой. В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и самое главное, профилактике заболеваний и осложнений, которые невозможны без активного использования сестринского персонала, их знаний и умений по уходу за пациентами, по выполнению технологий и манипуляций, работе с родственниками и самими пациентами по обучению навыкам выполнения простейших манипуляций, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи и т.п.
Стандарты профессиональной деятельности медсестры делятся на следующие группы:
1. Стандарты манипуляций, или процедур,
которые содержат цели
2. Стандарты плана ухода за
пациентом — отражают базовый
уровень высококачественного
3. Стандарты оказания неотложной
помощи на доврачебном, догоспи
Этические стандарты деятельности медсестры — это стандарт поведения среднего медицинского персонала. Основой стандарта поведения является «Этический кодекс медицинской сестры», принципы медицинской этики и деонтологии, философии современного сестринского дела.
C.И. Двойников, председатель Совета директоров медицинских и фармацевтических образовательных учреждений России, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения и социального развития РФ по управлению сестринской деятельностью |
Достоинств немало
Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.
В России к несомненным достоинствам среднего профессионального образования медицинского и фармацевтического профиля можно отнести:
Подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ведется в 453 учреждениях среднего профессионального медицинского образования (колледжи и училища), реализующих основные образовательные программы по 10 специальностям. В них обучается более 250 тысяч человек. В прошлом году дипломы специалистов получили 67,5 тысячи медицинских сестер, фельдшеров, акушерок и других специалистов. Отток из отрасли превысил 70 тысяч человек. |
Но есть проблемы
Однако в вопросах подготовки специалистов, в особенности последипломной, существует ряд проблем.
В стране ежегодно выпускается до 70 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Однако, несмотря на это, в отрасли много лет отсутствует положительная динамика увеличения численности сестринского персонала, что объясняется объективными причинами (старение работающих, низкая заработная плата и т.д.). Удовлетворить потребность практического здравоохранения в квалифицированных кадрах среднего звена практически невозможно. Такова первая проблема. Она усугубляется тем, что сроки подготовки специалистов увеличиваются. Если раньше младший медицинский персонал (младшая медицинская сестра по уходу за пациентами), обучался два месяца, то теперь – год, потому что данную категорию внесли в номенклатуру специальностей начального профессионального образования. Длительность подготовки медицинских сестер составляет 2 года 10 месяцев, а при получении повышенного уровня образования при очной форме обучения к этому сроку прибавляется еще 10 месяцев, при очнозаочной (вечерней) – 1 год 10 месяцев. Кроме того, для получения допуска к осуществлению некоторых видов медицинской деятельности требуется дополнительная профессиональная одготовка. Желание специалиста получить высшее образование по выбранной специальности удлиняет срок обучения еще на 4-5 лет. Таким образом, для подготовки квалифицированного специалиста сестринского дела, во-первых, требуются годы (от 3-х до 10 лет), а во-вторых, – дальнейшее обязательное обучение в течение всего периода профессиональной деятельности.
Второй проблемой в области
подготовки кадров является дисбаланс между потребностью
в получении различного уровня образования
и готовностью здравоохранения принять
специалиста новой формации. На фоне оттока
кадров из отрасли, попыток повысить престиж
профессии практическое здравоохранение
не стремится обеспечить молодым специалистам
возможность реализовать себя в повседневной
деятельности, оставляя в большинстве
случаев делегированные им компетен
ции вне зависимости от полученного образования.
Третьей, возможно, самой главной проблемой, является отставание уровня оснащения образовательных учреждений от технологических и информационных требований практического здравоохранения. В большинстве колледжей и училищ устарели основные фонды (более 70% зданий, сооружений, оборудования), и исчерпали свой технологический и научный резерв дидактические базы. Зачастую материально-техническая база не соответствует лицензионным требованиям, требованиям СанПина и Госпожнадзора.
Наконец, еще одной важной проблемой являются отсутствие системы среднесрочного планирования государственного заказа на подготовку кадров (на основе данных муниципального и регионального мониторинга и прогнозирования кадрового обеспечения отрасли).
Решения тоже имеются
Для того, чтобы в здравоохранение пришли работать специалисты, обладающие современными знаниями, и способные обеспечить экономическую и клиническую эффективность высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, кадровая политика должна быть согласована с образовательной, а также направлена на стимулирование средних медицинских работников к повышению профессиональной квалификации. Это предполагает развитие двухуровневой системы среднего медицинского и фармацевтического образования, формирование дополнительных механизмов по закреплению кадров на рабочих местах, совершенствование договорных отношений между работодателем и выпускниками, а также специалистами, имеющими стаж работы. Система целевой контрактной подготовки, создаваемая в последние годы, пока не дала желаемых результатов. Она требует усовершенствования. Договор следует заключать перед получением диплома, на срок не менее трех лет и с учетом материальной заинтересованности молодого специалиста.
Нужно максимально приблизить условия и содержание обучения к действительности, перенимая все лучшее, что действует в практическом здравоохранении, а практику проводить в лечебно-профилактических учреждениях, реализующих передовые технологии организации сестринской деятельности и сестринского ухода. Для отбора таких учреждений должен проводиться рейтинг «образовательной состоятельности».
Еще один шаг, способствующий разрешению проблем, – развитие и совершенствование системы непрерывного образования. Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров нужно проводить с учетом структурной перестройки здравоохранения и потребности в конкретных специалистах, а объемы последипломной подготовки кадров определять на основании заказов учреждений здравоохранения.
Само собой разумеется, что особое внимание надо уделить повышению профессионального мастерства, и в первую очередь, создать современные программы подготовки преподавателей-совместителей из числа врачей и медицинских сестер, работающих в практическом здравоохранении.
Важно также развивать систему контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования.
Понятно, что для осуществления всех перечисленных мер необходимо адекватное финансовое обеспечение деятельности медицинских образовательных учреждений, укрепление и развитие их материально-технической базы. Уровень инвестиций, а также норматив подушевого бюджетного финансирования требуется увеличить как минимум на 40%, а для работодателей и бизнес-сообщества, вкладывающих средства в развитие учебных заведений, предусмотреть экономические стимулы.
Среднее профессиональное образование медицинского и фармацевтического профиля является самостоятельным, качественно определенным уровнем, где реализуются программы профессионального образования базового и повышенного уровня, последипломного и дополнительного обучения. |
Что предстоит в перспективе
Анализ проблем позволяет определить перспективы развития среднего профессионального, в том числе последипломного образования. Нам необходимо:
1. Формировать механизмы
прогнозирования, мониторинга и
государственного и
2. Повышать профессиональный
уровень специалистов на
3. Разработать стандарты
последипломной подготовки, дифференцированные
в соответствии с уровнем
4. Совершенствовать
5. Модернизировать содержание
и качество подготовки
6. Совершенствовать целевую
форму подготовки средних
7. Создавать учебно-научно-
8. Оптимизировать правовые
и экономические отношения
9. Развивать информатизацию
обучения в медицинских и
Реализация намеченного должна обеспечить дальнейшее развитие среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования, улучшить его соответствие кадровым запросам практического здравоохранения и повысить качество образования.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Теги: сергей двойников, медицинское образование, СПО, акцент, ао-
Похожие материалы:
Информация о работе Проблемы в управлении качеством сестринской помощи и возможные пути их решения