Профессиональное выгорание в работе медицинской сестры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации, обусловили научный и практический интерес к синдрому профессионального выгорания.
Данный синдром представляет собой ответную реакцию на длительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, свойственен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в ситуациях делового общения.
Будучи явлением многомерным синдром выгорания может вызываться такими факторами, как социально-психологические, организационные, личностные, причем немаловажный интерес в исследовании данного феномена вызывают последние. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием выступает важной особенностью изучения синдрома выгорания, т.к. можно предположить, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только в сравнении с социально-психологическими, но и факторами рабочей среды (организационными).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских сестер 5
1.1. Общая характеристика профессионального выгорания 5
1.2. Личностные факторы профессионального выгорания 19
1.3. Специфика деятельности медицинских сестер 26
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестер 27
2.1. Организация проведения исследования 27
2.2 Описание выборки 27
2.3. Описание методов и методики исследования 28
2.4 Анализ полученных результатов 29
Выводы
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Факторы риска в рвботе медсестры.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

При этом, согласно модели Б. Перлмана и Е. Хартмана, индивидуальные характеристики, рабочее и социальное окружение важны для восприятия воздействия и оценки стресса в совокупности с эффективным и неэффективным преодолением стрессовой ситуации. Данная модель включает в себя четыре стадии. Первая отражает степень, в которой ситуация способствует стрессу. Существуют два наиболее вероятных типа ситуаций, при которых он возникает. Навыки и умения работника могут быть  недостаточными, чтобы соответствовать воспринимаемым или действительным организационным требованиям, или работа не соответствует его ожиданиям, потребностям или ценностям. Иными словами, стресс вероятен, если существует противоречие между субъектом труда и рабочим окружением.

Вторая ситуация включает восприятие и переживание стресса. Известно, что многие ситуации, ему способствующие, не приводят к тому, что, по мнению людей, они испытывают стрессовое состояние, а также от ролевых  и организационных переменных.

Третья стадия описывает три основных класса реакций на стресс (физические, аффективно-когнитивные, поведенческие), а четвертая представляет собой последствия стресса. Выгорание как многогранное переживание хронического эмоционального стресса соотносится именно с последней, представляя результат реакции на стресс.

Психическое выгорание представляется как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание значительно видоизменило и его основные  компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональную эффективность. С этих позиций  понятие деперсонализации  имеет более широкое  значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом [16, с. 90].

В литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели, врачи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и представители других профессий [18]. Все это работники «коммуникативных» профессий, специфика которых заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от специалиста  значительного личного вклада в ежедневные профессиональные  дела. Кроме того, в профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение от них наибольшей обратной связи (например, благодарность, признание, проявление уважения, информация об изменениях  самочувствия  или о новых планах, касающихся дальнейшего делового взаимодействия и др.), присутствует также высокая ответственность за результат общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей, притязаний и экспектаций, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).

В «коммуникативных» профессиях продолжительные, многообразные и сложные когнитивно-эмоциональные ситуации общения с другими людьми предъявляют высокие требования к качеству отношений (доверительности, профессионализму, эмоциональной устойчивости и др.) и коммуникативной компетентности, поскольку от этого в наибольшей мере зависят результат  данного взаимодействия и перспективы будущих деловых и интерперсональных  контактов.

В соответствии с приведенными особенностями к профессиональным факторам риска выгорания относятся:

- когнитивно-сложные коммуникации;

- эмоционально-насыщенное  деловое общение;

- высокие требования к  постоянному саморазвитию и повышению  рофессиональной компетентности;

- высокая ответственность  за дело и за других людей;

- высокая динамичность  и большое  количество служебных  контактов;

- необходимость быстрой  адаптации к новым людям и  быстро меняющимся  профессиональным  ситуациям;

- высокие требования к  самоконтролю и интерперсональной чувствительности.

Наряду с этими потенциальными  факторами риска выгорания могут быть экзистенциальные факторы:

- нереализованные жизненные  и профессиональные ожидания;

- неудовлетворенность самоактуализацией;

- неудовлетворенность достигнутыми  результатами;

- разочарование в других  людях или в избранном деле;

- обесценивание или потеря  смысла своих усилий;

- переживание одиночества;

- ощущение бессмысленности  активной деятельности и жизни  и др [17].

Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут привести к полной дезорганизации различных психических сфер и, прежде всего – эмоциональной. Синдрому выгорания свойственны такие симптомы, как постоянное чувство озабоченности по поводу работы; чувство усталости и пустоты, связанное с ней; раздражение, направленное на коллег или на субъектов делового общения; отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не как к тому, что может приносить удовлетворение.

При этом отмечается, что развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются  значительные  энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере  развития синдрома появляется чувство усталости, которое постоянно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

Таким образом, синдром  выгорания относится к числу феноменов личностной деформации, т.к. он развивается, как правило, у людей тех профессий, которые по роду своей профессиональной деятельности должны много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный).

Все ситуации рабочего (делового) общения, отягощенные высокой ответственностью за людей (клиентов, пациентов, учеников, подчиненных), сопровождающиеся высокой эмоциональной и интеллектуальной напряженностью (когнитивной сложностью), становятся фактором  риска выгорания работников. В данном случае выгорание - ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций, не просто результат, а следствие неуправляемого стресса.

Соответственно, синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические  и поведенческие компоненты. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие  к работе, ухудшается качество и производительность труда. Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Жертвы выгорания могут испытывать неудовлетворенность в себе и неудовлетворенность личной жизнью. 

 Анализ конкретных  исследований синдрома «психического  выгорания» показывает, что основные  усилия психологов были направлены  на выявление факторов, вызывающих  выгорание. Традиционно они группировались  в два больших блока, особенности  профессиональной деятельности  и индивидуальные характеристики  самих профессионалов [16]. Некоторые  авторы выделяют и третью группу  факторов, рассматривая содержательные  аспекты  деятельности как самостоятельные. Так,  в частности, Н.Водопьяновой и Е.Старченковой  развитие стресс-реакций представлены сложной многофакторной обусловленностью: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных  особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. Помимо этого ими отмечается, что синдром выгорания непосредственно связан с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации [8].

Таким образом, среди факторов  синдрома «выгорания» в профессиях типа «человек-человек» предлагается выделять: индивидуальные и организационные факторы [16]; личностные, статусно-ролевые и корпоративные (профессионально-организационные) [23] или аналогичные, предложенные Н. Водопьяновой и Е.Старченковой социально-психологические, личностные и профессиональные факторы [8].

 К личностным факторам  риска выгорания относятся: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность, социальная несмелость, направленность интересов на внутренний мир и др.);  реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования); низкая или чрезмерно высокая эмпатия (способность постигать эмоциональное  состояние других людей, понимать мир их  душевных переживаний, сочувствовать  и т.п.); жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень  самоуважения и  самооценки.

Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают в себя: ролевой конфликт, ролевую неопределенность, неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией), низкий социальный статус, ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность;  отверженность в значимой (референтной) группе; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.

К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания в зарубежной психологии относят те переменные, которые ведут к высокому уровню организационного стресса. Величина организационного стресса связана с организационной культурой и ее привлекательностью для работников, с трудностью и ответственностью выполнения профессиональных обязанностей в конкретной организационной структуре. В качестве основной причины выгорания исследователи называют продолжительность и интенсивность рабочей нагрузки в ситуациях напряженного делового общения.

Характеризуя индивидуальные факторы, вызывающие выгорание, В.Е.Орел в отдельную группу выделяет социально-демографические, влияние которых на эффект выгорания довольно подробно изучалось в зарубежной психологии [16]. Так, в частности, он указывает на то, что из всех  социально-демографических характеристик наиболее  тесную связь с выгоранием имеет возраст. Обнаруживается наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания. В работах К. Маслач показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2 – 4 года. В некоторых исследованиях подтверждается и чувствительность старшего возраста к данному синдрому. В частности, в исследовании, проведенном на среднем персонале  военных медицинских учреждений, отмечалось, что наиболее  чувствительными к выгоранию являются не только молодые люди (19 – 25 лет), но и более старшие (40 – 50 лет) [16].

Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется  эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей ожиданиям [26]. Специфика влияния  возраста на эффект  выгорания также неоднозначна.  Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее – с редукцией профессиональных достижений.

Взаимоотношения между полом и выгоранием не так неоднозначны.

В ряде исследований было отмечено, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям [26]. Примирением  данных противоположных точек зрения, по-видимому, будет рассмотрение этой проблемы с позиций специфики влияния пола на компоненты  выгорания и наличия опосредующих факторов, таких, как поло-ролевые ориентации.

Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, что связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов [16].

Среди организационных факторов основной упор в изучении был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания.

 Содержание труда включает  в себя количественные и качественные  аспекты работы с клиентами: количество  клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с  ними. Так, непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания.  Наиболее отчетливо показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной  деятельности, где острота проблем клиентов  сочетается  с минимизацией успеха  в эффективности  их решения. Это работа с хроническими больными  или людьми, страдающими  неизлечимыми заболеваниями  (СПИД, рак и некоторые другие). При этом отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики является  тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию [16]. Также важным фактором взаимодействующим с выгоранием является степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности  и возможность принимать важные решения.

В трудах ряда авторов указывается также на кросс-культурные факторы выгорания [8;16], подчеркивая межнациональные различия синдрома, что объясняется различиями в образовании, условиях работы, зарплате, социальной поддержке и т.д. При этом авторами отмечается, что, несмотря на такие различия, основные корреляты выгорания (неопределенность, дисбаланс между вкладом и результатом и др.) остаются идентичными в обеих выборках.

Таким образом, синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструктивный, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью; синдром профессионального выгорания есть ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.

Информация о работе Профессиональное выгорание в работе медицинской сестры