Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:44, курсовая работа
Непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации, обусловили научный и практический интерес к синдрому профессионального выгорания.
Данный синдром представляет собой ответную реакцию на длительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, свойственен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в ситуациях делового общения.
Будучи явлением многомерным синдром выгорания может вызываться такими факторами, как социально-психологические, организационные, личностные, причем немаловажный интерес в исследовании данного феномена вызывают последние. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием выступает важной особенностью изучения синдрома выгорания, т.к. можно предположить, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только в сравнении с социально-психологическими, но и факторами рабочей среды (организационными).
Введение 3
Глава 1 Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских сестер 5
1.1. Общая характеристика профессионального выгорания 5
1.2. Личностные факторы профессионального выгорания 19
1.3. Специфика деятельности медицинских сестер 26
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестер 27
2.1. Организация проведения исследования 27
2.2 Описание выборки 27
2.3. Описание методов и методики исследования 28
2.4 Анализ полученных результатов 29
Выводы
Заключение 35
Список использованных источников 36
1.2. Личностные факторы профессионального выгорания.
Исследования синдрома профессионального выгорания позволили выделить такие факторы, вызывающие выгорание, как социально-психологические, профессиональные и личностные, причем последним в психологии уделяется достаточно важное внимание. Исследования особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием является важной областью изучения данного феномена, т.к. ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с социальными характеристиками, но и с факторами рабочей среды [16].
Так, в частности, многими исследователями подчеркивается тот факт, что синдром выгорания носит индивидуальный характер, выделяются такие личностные показатели предрасположенности к стресс-реакциям, как соотношение экстернальности и интернальности, подразумевающие степень ответственности человека за свою жизнь, поведение типа А, предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Экстернальный «локус-контроля» коррелирует с эмоциональным истощением и деперсонализацией, а использование пассивной стратегии избегания – с развитием эмоционального истощения и редукцией личностных достижений. Причем чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения [8].
Стратегия преодолевающего поведения человека в ситуации стресса – один из важнейших факторов, определяющий вероятность развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегии подавления эмоций часто повышают риск состояний предболезни или болезни. Однако умение управлять эмоциональными проявлениями, а иногда и подавлять их – необходимый «навык» для лиц коммуникативных (социальных) профессий.
На развитие выгорания влияет и то, как работник справляется со стрессом. Исследования показывают, что наиболее уязвимы те, кто реагирует на него агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния, из-за того, что не удается достичь намеченного (так называемое поведение типа «А»).
Наиболее обобщенную характеристику особенностям личности типа «А» привели Р. Розенман и М. Фридман, в которую помимо личностных особенностей (чрезмерная вовлеченность в многочисленные виды деятельности, соперничество, стремление к успеху, признанию и руководству, агрессивность, часто скрытая, нетерпеливость), они отметили у таких лиц, быстрый, усиленный слышный вдох воздуха, эксплозивные интонации голоса, подчеркивание определенных слов в предложениях, напряжение мускулатуры лица и тела, частое сжимание кулаков во время разговора, постоянную тенденцию к ускорению хода обычной беседы путем обрыва высказываний собеседника или его подбадривания говорить быстрее фразами: «понял, понял», «да, да» до того, как он закончил свою мысль.
Описывая поведение лиц типа «А» во время структурированного интервью, М.Фридман пишет: «Бросается в глаза не столько сущность ответов на вопросы, сколько сама манера их поведения. Обращает внимание характерная мимика, голосовая интонация, движение рук и ног. Лицо напряжено и враждебно, глаза бегают, часто мигают, колени постоянно в движении, пальцы рук постукивают. Речь сопровождается заглатыванием воздуха, облизыванием губ, киванием головой. При разговоре они спешат и перебивают речь собеседника. Ответы чаще крайние, категоричные: «всегда», «никогда». Жесты направлены для принуждения собеседника к доминированию в разговоре. В споре они или не дают сказать слова собеседнику, или пропускают его слова мимо ушей, т.е. не хотят вникнуть в суть мысли оппонента, и снова повторяют свои тезисы. Думают не о том, что говорит партнер, а о том, что ему ответить. Жестикулируя, часто сжимают кулаки, используют неподходящие ругательства, крикливо и громко смеются» [11].
В дальнейших исследованиях американские кардиологи Р. Розенман с соавторами показали, что в однородной по социальному и возрастному составу группе мужчины типа «А» отличаются амбициозностью и честолюбием, способностью энергично добиваться продвижения по службе, постоянной занятостью на работе и дома, нетерпеливостью, ощущением нехватки времени, агрессивностью, неумением и нежеланием отдыхать. Таким образом, особенности поведения людей типа «А» хорошо согласуются с физиологической характеристикой лиц, находящихся в ситуации постоянного эмоционального напряжения.
В последующем многими исследователями уточнялись поведенческие и психологические характеристики типа «А», определяющими чертами которого оказались не столько чрезмерная поглощенность делами, сколько наличие сильного мотива соперничества, нетерпеливость и враждебность. Были выделены такие важные компоненты поведения типа «А», как скорость и нетерпение, вовлеченность в работу, сильная мотивация в достижении поставленной цели, соревновательность и враждебность. Причем люди типа «А», враждебно настроенные в отношении окружающих, как правило успешно скрывают такое отношение. Их агрессивность выражается через соревновательность, особенно на работе. Если им кажется, что подчиненные или коллеги работают слишком медленно, они не скрывают ни своего нетерпения, ни гнева [26].
Люди типа «А» постоянно находятся в напряжении, стресс – это их обычное состояние. Даже тогда, когда они работают в относительно спокойной обстановке, собственный стресс остается определяющей особенностью их индивидуальности. Результаты проводимых исследований позволили говорить о существовании прямой зависимости личностных качеств индивидуумов, принадлежащих к типу «А» и коронарной болезнью, при этом подчеркивается присутствие таких качеств, как враждебность и нетерпение, что может свидетельствовать о существовании связи между болезнями сердца и личностными качествами, и, в свою очередь, способствовать профессиональному выгоранию.
Среди факторов профессионального выгорания важное место отводится и эмпатии. По мнению К. Роджерса, она представляет собой необходимое качество, или способность, для установления «помогающих» отношений при общении с клиентом (пациентом) [11].
Эмпатия как способность индивида проникать в состоянии другого человека с помощью воображения и интуиции способствует сбалансированности межличностных отношений.
Изучение взаимосвязи эмпатии и выгорания у специалистов различных социальных профессий, проведенное многими исследователями, свидетельствует, что способность чувствования и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию. В частности, Н.Водопьянова приводит данные исследования врачей-хирургов и медицинских сестер хирургического отделения, показавших отрицательные корреляции между уровнем эмпатийных способностей и показателями выгорания. Наиболее сильная связь была обнаружена между эмпатией и редукцией персональных достижений: чем выше первый показатель, тем меньше склонность занижать значимость результатов своей деятельности, больше уверенность в самоэффективности [8].
Обнаруженный факт меньшей предрасположенности к выгоранию лиц с высокой эмпатичностью объясняется, очевидно, тем, что тонкое понимание переживаний других людей противоречит дегуманизации межличностных отношений, а эмоциональное сопереживание – это определенная эмоциональная «подпитка» или некоторой дополнительный ресурс для «горения без затухания».
Имеющиеся эмпирические данные также свидетельствуют о связи выгорания с акцентуациями характера. Более предрасположены к редуцированию личных достижений личности педантичного и застревающего типов. Деперсонализация и эмоциональное истощение чаще наблюдаются у лиц возбудимого типа. Гипертимный тип в меньшей степени склонен к выгоранию, чем другие. Возможно, это связано с тем, что его представители отличаются веселым, жизнерадостным настроением, высоким уровнем побуждений. Такие люди характеризуются ярко выраженной потребностью в разнообразии впечатлений и активности, склонны к различным изменениям.
Характерный способ реагирования гипертимных людей на стресс – вытеснение источников тревоги, игнорирование препятствий. У подобного человека, как правило, большое количество планов, широкий круг интересов, он легко и быстро приспосабливается к новым условиям, легко вступает в контакты, способен не замечать затруднений и «опускать руки» при неудачах. Но недостаточно выражены способности к достижению целей, систематическому и планомерному поведению.
Полученные результаты могут
свидетельствовать о различных типах
выгорания, обусловленных акцентуациями
характера. В связи с этим мероприятия
по «антивыгоранию» должны носить индивидуально-
Немаловажное внимание уделяется взаимосвязи выгорания и мотивации. Так, исследователями отмечается свойственное «выгоревшим» снижение трудовой мотивации, которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму, проявления апатии и хронического негативизма по отношению к функциональным обязанностям, хотя при этом подчеркивается отличие выгорания от неудовлетворительности профессией.
Проблема выгорания тесно связана с вопросами мотивации профессионального выбора и карьерных ориентаций. За выбором «социальных» и «помогающих» специальностей, по мнению А.Адлера, стоит стремление к реализации мотива власти. Вместе с внешней положительной мотивацией деятельности он вполне служит объяснением так называемого «парадокса выгорания» [8]. «Трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счет профессии материальных выгод и мотивом власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.
Необходимо также отметить, что трудоголики, для которых работа не тягостная обязанность, постепенно подтачивающая их физическое и психическое здоровье, а источник положительных эмоций и основной смысл и стимул их существования, реже подвергаются истощению физических и моральных сил и менее подвержены негативному влиянию стрессов.
С синдромом профессионального выгорания тесно связана личностная выносливость – качество, которое может влиять на предрасположенность человека к стрессам. Зарубежными психологами она определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.
Другим популярным направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию. Исследования показывают, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания.
Обнаружена тесная взаимосвязь между психическим выгоранием и локусом контроля, который традиционно подразделяется на внешний и внутренний. Люди с внешним и внутренним локусом контроля по-разному реагируют на стресс. Так, люди с преобладанием внешнего локуса контроля склонны приписывать все происшедшее с ними или свои успехи случайным обстоятельствам или деятельности других людей, в то время как индивиды с внутренним локусом контроля считают свои достижения и все происходящее с ними собственной заслугой, результатом своей активности, способностей или готовности к риску. Зачастую в проводимых исследованиях отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания, особенно с эмоциональным истощением и деперсонализацией [16].
Среди личностных качеств внимание уделяется также самоэффективности, которой обозначается уверенность человека в том, что он решает стоящую перед ним задачу, т.е. то, насколько адекватным, эффективным и компетентным человек ощущает себя перед лицом тех требований, которые предъявляет ему жизнь [26]. Людей, уверенных в своей эффективности, стрессы волнуют меньше, чем тех, кто не уверен в себе.
Отмечается взаимосвязь между выгоранием и такими особенностями личности, как тревожность, эмоциональная чувствительность и некоторые другие особенности личности. В частности, показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной – с чувством групповой сплоченности.
Таким образом, проводимые исследования позволяют говорить о корреляционной зависимости между личностными факторами и выгоранием, что свидетельствует о их немаловажной роли в формировании синдрома.
1.3. Специфика деятельности медицинских сестёр
Анализ проблемы профессионального выгорания медицинских сестер показывает, что недостаточное её исследование и выявление риска подверженности выгоранию данной категории работников сказывается на решении практических вопросов в области охраны жизни и здоровья населения страны. Ведь известно, что эффективность функционирования системы здравоохранения связана с эффективностью деятельности ее сотрудников, их душевным здоровьем.
Характеризуя профессиональную деятельность медицинских работников можно отметить, что такая деятельность является сложной деятельностью, отличающейся целям рядом специфических особенностей и предъявляющей к личности медицинского работника комплекс разнообразных требований.
Сотрудники медицинских учреждений, как и представители иных профессий типа «человек-человек», в процессе осуществления профессиональной деятельности могут подвергаться риску профессионального выгорания, т.к. работа с людьми требует больших эмоциональных затрат, особенно при взаимодействии с людьми, подверженными риску их жизни и здоровью.
Коммуникативная сторона деятельности медицинских работников имеет немаловажное значение, т.к. в ходе ее сотрудник учреждения здравоохранения должен оказать помощь пациенту, и часто такая помощь выступает не столько медицинской, сколько психологической. Медицинский работник обязан поддержать человека, оказавшегося в трудной ситуации, проявить заботу, внимание, эмпатию.
В обязанности медицинских работников входит оказание медицинской помощи гражданам, а нередко такая помощь должна быть неотложной, оказываемой в ситуации сильнейшего стресса, переживаемого пациентом, оказавшимся в тяжелом состоянии. По ходу своей деятельности медицинские работники ведут учет состояния здоровья пациента, назначают ему необходимые медицинские средства, тем самым берут на себя ответственность за его дальнейшее состояние. На медицинского работника возлагается большая ответственность за жизнь и здоровье населения на вверенном ему участке, что, несомненно, вызывает у данной категории сотрудников повседневную подверженность стрессовым ситуациям и способно отразиться на его душевном здоровье.
Информация о работе Профессиональное выгорание в работе медицинской сестры