Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:44, курсовая работа
Непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации, обусловили научный и практический интерес к синдрому профессионального выгорания.
Данный синдром представляет собой ответную реакцию на длительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, свойственен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в ситуациях делового общения.
Будучи явлением многомерным синдром выгорания может вызываться такими факторами, как социально-психологические, организационные, личностные, причем немаловажный интерес в исследовании данного феномена вызывают последние. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием выступает важной особенностью изучения синдрома выгорания, т.к. можно предположить, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только в сравнении с социально-психологическими, но и факторами рабочей среды (организационными).
Введение 3
Глава 1 Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских сестер 5
1.1. Общая характеристика профессионального выгорания 5
1.2. Личностные факторы профессионального выгорания 19
1.3. Специфика деятельности медицинских сестер 26
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестер 27
2.1. Организация проведения исследования 27
2.2 Описание выборки 27
2.3. Описание методов и методики исследования 28
2.4 Анализ полученных результатов 29
Выводы
Заключение 35
Список использованных источников 36
Медицинские сестры, являясь медицинскими работниками, по роду своей деятельности обязаны четко знать и применять полученные ими теоретические знания на практике, проводить санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни, организовывать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов, проведение предварительного сбора анамнеза, предварительный осмотр больного), выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и в стационаре, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций и т.д.
Медицинская сестра повседневно должна быть готова к оказанию неотложной помощи, тем самым она переживает стрессовые ситуации, связанные с выполнением ею профессиональной деятельности, что позволяет говорить о подверженности медсестер риску профессионального выгорания. Если рассматривать факторы риска социально-профессиональной природы медицинских сестер, то следует выделить длительное эмоциональное напряжение специалистов, связанное с ответственностью за жизнь и здоровье людей, их повседневную подверженность стрессу, столкновение с чужой болью, а в итоге, хроническую усталость, перенапряжения.
Постоянное столкновение с чужой болью, страданиями, проблемами, связанными с вопросами жизни и здоровья неизбежно ведут к огрублению, эмоциональной невосприимчивости, и как следствие, к профессиональному выгоранию медицинских сестер.
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестёр.
Выводы:
1). Медицинские сестры
подвержены риску
2). Наиболее выраженными
личностными факторами у
3). Выявлены личностные
особенности у медицинских
Заключение
Синдром эмоционального
выгорания рассматривается в
основном как следствие
В результате снижается профессиональная мотивация, работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и негативизм к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму.
Постоянное столкновение с чужой болью, страданиями, проблемами, связанными с вопросами жизни и здоровья неизбежно ведут к огрублению, эмоциональной невосприимчивости, и как следствие, к профессиональному выгоранию медицинских сестер.
Настоящее исследование
было направленно на выявление
личностных факторов
В ходе исследования
подтвердилась выдвинутая
Список использованных источников:
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 24 – 31.
2. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла. – М.: Творческий Центр Сфера, 2002.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 4 – 120.
4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 122 – 131.
5. Бодров В.А. Информационный стресс. – М., 2000.
6. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб, 1999.
7. Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс: теории, исследования, мифы. – СПб., 2003. С. 5 – 47.
8. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 2000. С. 195 – 264.
9. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – М., 2005.
10. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2004. С. 10 – 76.
11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: «Наука», 1983. С. 4–232.
12. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 75 – 81.
13. Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс) // Управление персоналом. 2000. № 3. С. 20 – 23.
14. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. Монография. – М., 2002.
15. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 54 – 63.
16. Психология здоровья под ред. Г.С.Никифорова. – М.: Питер, 2003. С. 485 – 499.
17. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 85 – 95.
18. Самоукина Н. Карьера без стресса. – СПб.: Питер, 2003. С. 14 – 103.
19. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: «Прогресс», 1982. С. 5 – 120.
20. Совкова И.Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1. С. 73 – 81.
21. Социальная психология. Практикум под ред. Т.В.Фоломеевой. – М., 2006.
22. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 42 – 49.
23. Фромм Э. Революция надежды. – СПб., 1999. С. 72 – 90.
23. Хрестоматия по гуманистической терапии / Сост. М.Папуш. – М., 1995.
24. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – М., 2003.
25. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – М., 2006.
Информация о работе Профессиональное выгорание в работе медицинской сестры