Психологические особенности детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 09:53, реферат

Описание работы

Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще среди них встречается задержка психического развития (ЗПР).

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1.Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР).........................................................................................................5
1.1Причины задержки психического развития..........................................6
1.2 Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития..................................................................................8
1.3 Характерные особенности детей с ЗПР...............................................11
Глава2. Методы дифференциальной психолого-педагогической диагностики умственной отсталости и детей с ЗПР.................................................................17
2.1 Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития..............................................18
2.2Общие характеристики некоторых методов исследования................22
2.3Методы экспериментально-психологического исследования...........25
Заключение.............................................................................................................28
Приложение 1.........................................................................................................29
Приложение 2.........................................................................................................33
Литература.............................................................................................................35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 Введение..................................................................................................................3

Глава 1.Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР).........................................................................................................5

1.1Причины задержки психического развития..........................................6

1.2 Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития..................................................................................8

1.3 Характерные особенности детей с ЗПР...............................................11

Глава2. Методы дифференциальной психолого-педагогической диагностики умственной отсталости и детей с ЗПР.................................................................17

2.1 Методы психолого-педагогического исследования детей  с нарушениями интеллектуального развития..............................................18

2.2Общие характеристики  некоторых методов исследования................22

2.3Методы экспериментально-психологического  исследования...........25

Заключение.............................................................................................................28

Приложение 1.........................................................................................................29

Приложение 2.........................................................................................................33

Литература.............................................................................................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Изучение закономерностей  аномалий развития психики является  необходимой задачей не только  патопсихологии, но и дефектологии  и детской психиатрии, именно  поиск этих закономерностей, изучение  причин и механизмов формирования  того или иного дефекта психического  развития позволяют своевременно  диагностировать нарушения и  искать способы их коррекции. Спектр нарушений психического  развития у детей достаточно  широк, но значительно чаще среди  них встречается задержка психического  развития (ЗПР).

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим, относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. По данным отечественных и зарубежных авторов, в детской популяции выделяется от 6 до 11% детей с задержкой психического развития различного генеза.

В младенческом возрасте задержка в психическом развитии проявляется в замедленном темпе развития сенсомоторных функций, в вялости или, наоборот, в повышенном беспокойстве ребенка.

В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи у детей, позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности.

Однако обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь при поступлении в школу. Наиболее наглядно она проявляется у детей в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем, в выраженных нарушениях внимания и памяти. Дети плохо успевают в школе, педагоги жалуются на их поведение и слабую интеллектуальную продуктивность. Если к подростковому возрасту, задержка психического развития не устранена, она находит отражение в личностной незрелости, в повышенной эффективности и нередко в девиантном поведении.

Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с задержкой психического развития, по мнению В. И. Лубовского, “...важнейшей своей целью должно иметь не только установление факта отставания в развитии, но и раскрытие своеобразия проявлений этого отставания...”. В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с задержкой психического развития. Но, не смотря на это, проблема задержки психического развития и трудностей обучения данных детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Исходя из выше сказанного, определим цель, задачи, предмет, метод изучения данной проблемы. Цель: теоретически изучить и проанализировать психологические особенности детей с задержкой психического развития. Объектом данной работы является задержка психического развития. Предмет: психологические особенности детей с задержкой психического развития. Задачи: раскрытие сущности основных понятий; выявление состояния вопроса о задержке психического развития в литературе; формулировка вывода, опираясь на теоретический анализ литературы. Метод: анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психологические особенности детей с ЗПР.

 

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность задержки психического развития, имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.

   Исследования ЗПР развивались в клиническом (клинико-патопсихологическом), психологическом и педагогическом направлениях. История изучения данной проблемы отечественными и зарубежными исследователями и обобщенный анализ результатов исследования содержится в работах Т. А. Власовой, Т. Б. Глезерман, Ю. Г.Демьянова, В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, В. И.Лубовского, Н. Я. Семаго и М. М.Семаго, Г. Е. Сухаревой, У. В. Ульенковой и других ученых.

     Характеризуя состояние  «ЗПР» по данным литературы, представляется  наиболее целесообразным выделить  те особенности дефекта, которые  значимы для психолого-педагогического  исследования и для организации  и проведения коррекционного  воздействия.

    Клинический аспект задержек  психического развития подразумевает  интеллектуальные расстройства, обусловленные  недоразвитием у детей эмоционально-волевой  сферы или познавательной деятельности. По ряду параметров эмоционально-волевой  и интеллектуальной сфер дети  с ЗПР находятся как бы на  более ранней возрастной стадии. Их характеризует незрелость  поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной  деятельности, ограниченность знаний  и представлений. Но при этом  наблюдающаяся у них «зона  ближайшего развития» позволяет  дифференцировать данный дефект  от умственной отсталости [31].

Патогенетической основой ЗПР в большинстве случаев является резидуально - органическая недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными этиологическими факторами и обусловливающая неполноценность отдельных корковых функций, парциальное нарушение психического развития. Для высшей нервной деятельности детей с ЗПР характерно снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к иррадиации, некоторые проявления инертности, обозначающие в целом недостаточность нейродинамики.

 

1.1Причины задержки психического развития

 

Причины задержки психического развития многообразны. Факторы риска возникновения у ребенка ЗПР условно можно разделить на основные группы: биологические и социальные. Среди биологических факторов выделяются две группы: медико-биологические и наследственные.

К медико-биологическим причинам относятся ранние органические поражения центральной нервной системы. У большинства детей в анамнезе наблюдается отягощенный перинатальный период, связанный, прежде всего с неблагополучным течением беременности и родов.

По данным нейрофизиологов активный рост и созревание мозга человека формируется во второй половине беременности и первые 20 недель после рождения. Этот же период является критическим, так как структуры ЦНС становятся наиболее чувствительными к патогенным влияниям, задерживающим рост и препятствующим активному развитию мозга.

К факторам риска внутриутробной патологии можно отнести:

- пожилой или очень  юный возраст матери,

- отягощенность матери  хронической соматической или  акушерской патологией до или  во время беременности.

Все это может проявляться в низкой массе тела ребенка при рождении, в синдромах повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, в нарушениях сна и бодрствования, в повышенном мышечном тонусе в первые недели жизни.

Нередко ЗПР может быть обусловлена инфекционными заболеваниями в младенческом возрасте, черепно-мозговыми травмами, тяжелыми соматическими заболеваниями.

Ряд авторов выделяют наследственные факторы ЗПР, к которым относятся врожденная и в том числе наследственная неполноценность центральной нервной системы ребенка. Нередко она наблюдается у детей с задержкой церебрально-органического генеза, с минимальными мозговыми дисфункциями. Например, по данным клиницистов, 37% больных с диагнозом ММД имеют братьев и сестер, двоюродных родственников, а также родителей с признаками ММД. Кроме того, 30% детей с локомоторными дефектами и 70% детей с речевыми дефектами имеют родственников с аналогичными нарушениями по женской или мужской линии.

В литературе подчеркивается преобладание мальчиков среди больных с ЗПР, что можно объяснить рядом причин:

- более высокой уязвимостью  плода мужского пола по отношению  к патологическим воздействиям  в периоды беременности и родов;

- относительно меньшей  степенью функциональной межполушарной  асимметрии у девочек по сравнению  с мальчиками, что обусловливает  больший резерв компенсаторных  возможностей при поражении систем  мозга, обеспечивающих высшую психическую  деятельность.

Вместе с тем многие авторы подчеркивают, что наряду с биологическими (ранним органическим поражением ЦНС и генетической предрасположенностью) важную роль в формировании ЗПР у детей играют социально-психологические факторы.

Наиболее часто в литературе встречаются указания на следующие неблагоприятные психосоциальные условия, усугубляющие задержку психического развития у детей.

Это:

- нежеланная беременность;

- одинокая мать или  воспитание в неполных семьях;

- частые конфликты и  несогласованность подходов к  воспитанию;

- наличие криминального  окружения;

- низкий уровень образованности  родителей;

- проживание в условиях  недостаточной материальной обеспеченности  и неблагополучного быта;

- факторы большого города: шум, длительная дорога на работу  и домой, неблагоприятные экологические  факторы.

Другие авторы выделяют психологические факторы, предрасполагающие ребенка к формированию ЗПР. К ним относятся:

- особенности и типы  семейного воспитания;

- ранняя психическая и  социальная депривация ребенка;

- пролонгированные стрессовые  ситуации, в которых находится ребенок.

Однако важную роль в развитии ЗПР играет сочетание биологических и социальных факторов. Например, неблагоприятная социальная среда (вне- и внутрисемейная) провоцирует, и усугубляют влияние резидуально-органических и наследственных факторов на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.

 

1.2 Клинико-психологические особенности детей с задержкой

психического развития

 

         Исследования  выявили клиническую неоднородность  детей с данной аномалией развития, позволили дифференцировать и  систематизировать основные клинические  формы ЗПР [31].

Все выделенные варианты ЗПР характеризуются сниженной обучаемостью детей, задержанным темпом развития, недостаточной сформированностью познавательной деятельности. Однако каждый из них имеет специфическую клинико-патопсихологическую структуру и прогноз, которые обусловлены, прежде всего, преимущественным нарушением эмоциональных или интеллектуальных функций, степенью выраженности этих нарушений, сочетанностью их с другими неврологическими и энцефалопатическими расстройствами.

       Наиболее благоприятными  в отношении прогноза педагогической  коррекции и компенсации являются  задержки психического развития, вызванные первичным нарушением  у детей эмоционально-волевой  сферы (психический инфантилизм, астенические  состояния, ЗПР конституционального, психогенного и соматогенного  происхождения). Клинико-психологические  особенности таких детей проявляются  в повышенной эмоциональной восприимчивости, внушаемости, частой смене настроения, истощаемости эмоциональных реакций, низкой работоспособности, неустойчивости  внимания, мнестических процессов  и др. Все это по прогнозам  психологов и педагогов достаточно  хорошо поддается компенсации  и коррекции даже в условиях  обычного образовательного учреждения  при оказании индивидуальной  помощи.

Значительную сложность для коррекции представляет ЗПР церебрально-органического генеза. Эта форма задержки имеет большую выраженность клинико-психопатологических проявлений, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы, и требует масштабного психолого-педагогического воздействия.

Информация о работе Психологические особенности детей с задержкой психического развития