Психологические особенности детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 09:53, реферат

Описание работы

Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще среди них встречается задержка психического развития (ЗПР).

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1.Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР).........................................................................................................5
1.1Причины задержки психического развития..........................................6
1.2 Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития..................................................................................8
1.3 Характерные особенности детей с ЗПР...............................................11
Глава2. Методы дифференциальной психолого-педагогической диагностики умственной отсталости и детей с ЗПР.................................................................17
2.1 Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития..............................................18
2.2Общие характеристики некоторых методов исследования................22
2.3Методы экспериментально-психологического исследования...........25
Заключение.............................................................................................................28
Приложение 1.........................................................................................................29
Приложение 2.........................................................................................................33
Литература.............................................................................................................35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.62 Кб (Скачать файл)

            Н. Я. Семаго и М. М. Семаго среди  детей, традиционно относимых к  группе «задержки психического  развития» выделяют две различные  подгруппы[8]. К истинно задержанному развитию, понимаемому как замедленный темп формирования различных характеристик когнитивной и эмоциональной сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности, авторы относят детей с гармоническим и дисгармоническим инфантилизмом. Другими специалистами такие варианты ЗПР могут быть охарактеризованы как ЗПР конституционального или соматогенного генеза. Прогноз развивающей и коррекционной работы у этих детей относительно благоприятный, особенно в отношении детей с гармоническим инфантилизмом.

        Другая подгруппа - это дети с «парциальной несформированностью  высших психических функций». Особенностью  этих детей является то, что  в их случае нельзя говорить  только о задержке развития. Эти  дети не догоняют в развитии  своих сверстников, их характеризует  качественно новая структура  особенностей базовых составляющих  психической деятельности. Такой  вариант нарушения может быть  охарактеризован как ЗПР церебрально-органического  генеза. Прогноз в отношении таких  детей сложен и учитывает много  факторов: время начала коррекционной  работы, интеграция усилий многих  специалистов, социальное окружение  ребенка [31].

      Данные клинико-патопсихологических  исследований ЗПР у детей несомненно  имеют важное теоретическое и  прикладное значение. Характеристика  и прогноз различных вариантов  этого дефекта обосновывают психологические  особенности детей, уточняют направленность  и масштабность необходимой детям  помощи, содействуют в определении  типа дошкольного образовательного  учреждения. Наиболее известной  и принятой к рассмотрению  является классификация К.С.Лебединской[1].

Первый вариант - ЗПР конституционального происхождения. Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм. Психический инфантилизм - это некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который может существенно отразиться на деятельности ребенка, и в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации. Прогноз психического развития благоприятный.

  • Второй вариант - ЗПР соматогенного происхождения. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка страдает, и, как следствие, не может полноценно развиваться. Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупленное внимания создают ситуацию для замедления темпов развития психики. Прогноз психического развития благоприятный.
  • Третий вариант - ЗПР психогенного происхождения. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. Прогноз психического развития благоприятный.
  • Четвертый вариант - ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной появления данной группы ЗПР являются органические нарушения: недостаточность нервной системы, обусловленная различными неблагоприятными факторами: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, как правило, наименее благоприятен. ПМПК рекомендует им обучение в классах КРО по программе специального (коррекционного) учреждения VII вида.

1.3 Характерные особенности детей с ЗПР

 

          Психологические  характеристики детей с ЗПР, обобщенные  по результатам исследований, рассматриваются  многими авторами. Необходимо остановится  на наиболее значимых психологических  особенностях, характерных в той  или иной степени для всей  категории детей с задержками  психического развития. Эти особенности являются в большинстве случаев критериями педагогической диагностики данной аномалии развития.

                  Общим в своеобразии всех психических  функций и процессов у детей  с ЗПР является замедленный  темп развития, быстрая истощаемость  психических функций, их низкая  продуктивность и произвольная  регуляция, неравномерность проявления  недостаточности, которая приобретает  наибольшую выраженность в интеллектуальной  деятельности. В то же время  каждая из психических функций  имеет специфические особенности  в пределах присущих ей характеристик.

                   В исследованиях, посвященных изучению  особенностей зрительного восприятия  при ЗПР, прежде всего, указывается  на низкую активность восприятия  в целом и замедленность перцептивных  зрительных операций, бедность ассоциативных  процессов [31]. Восприятие детей с ЗПР отличается также недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия. Оказание помощи в виде дополнительных комментариев в процессе восприятия облегчает детям объединение отдельных элементов воспринимаемого материала в интегральный образ [20].

         В исследованиях, посвященных изучению внимания  детей с ЗПР, отмечается неустойчивость  и неравномерность внимания, низкая  степень концентрации на воспринимаемом  материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости  внимания. Между тем, внимание является  необходимым условием успешности  деятельности. Оно обеспечивает  направленность на основное действие, сосредоточенность на нем и  контроль над его протеканием  [7]. Исследование Л. П.Чупрова, посвященное изучению у детей с ЗПР особенностей произвольного внимания во взаимосвязи с особенностями познавательных процессов, обнаружило неоднородность обследованной группы детей [32]. Автором выделены две подгруппы детей с ЗПР, отличающиеся по ведущему фактору в структуре дефекта. При этом для детей одной подгруппы характерна недостаточность внимания, сочетающаяся с относительно высоким уровнем развития познавательной деятельности (а также мышления и памяти). У детей другой выделенной подгруппы на первый план выступало недоразвитие познавательных процессов, сочетающееся с медленным темпом деятельности. Л. Ф. Чупров отметил возможность дифференциации детей в зависимости от структуры дефекта внутри второй подгруппы, что было бы целесообразным и полезным для уточнения содержания и направленности коррекционного обучения [32].

                Особенности памяти при ЗПР  характеризуются следующим образом. Основные  составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение  отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны  низкая активность, недостаточная  целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность  запоминаемого и слабая помехоустойчивость. При возрастании сложности заданий (наличии конкурирующих групп  элементов в запоминаемом материале) продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется  неточностью, неполным объемом и  нарушением порядка воспринятого  материала, воспроизведением несущественных  деталей, затруднениями при воспроизведении  логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти  вызывает выраженные затруднения  детей с ЗПР при воспроизведении  больших по объему текстовых  сообщений. Эти же недостатки  присущи кратковременной памяти  детей с ЗПР, и, что особенно  важно, оперативной памяти, входящей  в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями  воспринятого материала. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается  снижение объема кратковременной  памяти при переходе от непосредственного  запоминания к оперативному. Структура  недостаточности памяти не является  одинаковой у детей с данной  аномалией развития. Коррекционное  обучение, направленное на оптимизацию  мнестических процессов, позволяет заметно повысить их эффективность у данной категории детей [14].

                   Неполноценность мышления и, прежде  всего словесно-логического имеет  широкие проявления при ЗПР. Наиболее  ярко мыслительную деятельность  детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. Дети этой категории  затрудняются в установлении  точно дифференцированных связей  и отношений, выделении существенных  признаков и свойств, их мышление  тесно связано с конкретной  ситуацией, отвлечься от которой  они во многих случаях не  могут. У них наблюдается недостаточность  аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества  при необходимости учитывать  несколько параметров, затруднения  в процессе переноса усвоенного  при выполнении аналогичных действий. Дети плохо справляются с заданиями  проблемного характера: делают многочисленные  попытки решений, перебирают операционные  пробы без проверки и доведения  до конца первых [31].          Продуктивное (творческое) мышление в дошкольном возрасте не сформировано, начальная стадия его формирования приходится на младший школьный возраст, при этом компоненты такого мышления развиваются неравномерно. В целом по уровню сформированности мышления дети с ЗПР одного возраста также неоднородны. Меньшая часть из них, по результатам исследования мыслительной деятельности, близка к детям с нормальным развитием. У большинства наблюдаются в разной степени особенности мышления, приведенные выше [14].

                 Рассмотренные выше психические  функции и процессы представляют  собой основные составляющие  познавательной деятельности. Недостаточность  той или иной функции не  может не отразиться на полноценности  деятельности в целом. Установить  степень влияния несформированности  какой-либо функции на успешность  познавательной деятельности ребенка  достаточно сложно. К тому же, судя по неоднородности и неравномерности задержек психического развития у детей, обусловленность специфики деятельности в каждом конкретном случае будет индивидуальна. Тем не менее, при неравномерности развития различных сторон интеллектуальной деятельности детей с ЗПР, существует ряд общих особенностей, характерных для большинства детей с данным нарушением [14].

               К особенностям познавательной  деятельности детей с ЗПР, в  том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность  организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность  и большое количество ошибок. Познавательная деятельность детей  с ЗПР может сопровождаться  нарушением последовательности  действий, затруднениями в переключении  с одного приема работы на  другой, недоразвитием самоконтроля  и словесной регуляции действий. В исследованиях отмечается зависимость  критериев сформированности компонентов  мыслительной деятельности от  неполноценности мозговой организации  характера ориентировочной деятельности. Трудности оречевления деятельности  приводят к тому, что недоразвиваются  такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая. Неполноценность  саморегуляции в деятельности  тесно связана и с личностными  особенностями детей с ЗПР. Их  характеризует неадекватная самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и  мотивации [31]. Задержка психического развития определяется в результате комплексного обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Для постановки диагноза решающее слово остается за врачом-психиатром.

Подводя итоги можно сделать вывод. Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.

Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.

Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:

- причины биологического  характера, препятствующие нормальному  и своевременному созреванию  мозга;

- общий дефицит общения  с окружающими, вызывающий задержку  в усвоении ребенком общественного  опыта;

- отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного  «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних  психических действий;

- социальная депривация, препятствующая своевременному  психическому развитию.

Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта.

В данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности.

 

 

 

 

Глава2. Методы дифференциальной психолого-педагогической диагностики умственной отсталости и детей с ЗПР.

 

Умственная отсталость – это группа синдромов, вызванных органическим поражением мозга. Проявляется умственная отсталость в общем психическом недоразвитии с недостаточностью интеллектуальных способностей.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение темпов психического развития, связанное как с биологическими, так и с социальными причинами. Развитие ребёнка с ЗПР идёт в том же направлении, как и у нормы, но гораздо медленнее.

Теория наглядно показывает, что ЗПР и умственная отсталость – два разных нарушения. Однако, на практике дети с ЗПР и умственной отсталостью (особенно в лёгкой степени) очень похожи. У обоих категорий эмоционально-волевая сфера характеризуется инфантильностью, незрелостью, слабостью воли, запас представлений об окружающем мире ограничен, навыки интеллектуальной деятельности не сформированы, одинаково страдают мышление, восприятие, внимание, память, речь. В результате к началу школьного обучения у таких детей оказываются несформированными процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Сходств много, поэтому, чтобы правильно поставить диагноз, специалисты прибегают к дифференциальной диагностике.

Дифференциальная диагностика помогает выявить степень, характер нарушения, первичные и вторичные дефекты, определить и обосновать педагогический прогноз, а также направление обучения, его формы и тип образовательного учреждения, в котором будет учиться ребёнок. Опираясь на результаты дифференциальной диагностики, специалист легко найдёт индивидуальный подход к ребёнку.

Информация о работе Психологические особенности детей с задержкой психического развития